Звучат песни военных лет.
Гаснет свет. На экране проецируются кадры военной кинохроники начала войны.
Ведущий учитель:Здравствуйте дорогие зрители! Дети, гости, родители! А вам ветеранам особый поклон. Славному празднику он посвящен –Дню Великой Победы над фашисткой Германией.И сегодня на нашем празднике мы приветствуем самых дорогих и уважаемых гостей, наших ветеранов!
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти. И мы, разобраться обязаны сами в той боли, что мир пережил. Конечно, мы смотрим иными глазами такими же полными слез!
Под музыку дети (мальчики из начальной школы имитируют игру в войну), музыка прерывается, свет включается и выходят чтецы.
Мне всего лишь 14 лет И война от меня далека. Иногда на страницах газет Ветеранов прочту имена. |
Мне всего лишь 14 лет О войне рассказала мне мама. О героях великих побед Я порой узнавала с экрана. |
Мне всего лишь 14 лет О войне много книг прочитал, А о том, другом, что в них нет Мне сосед-фронтовик рассказал. |
Нам всего лишь 14 лет Наши мамы хотят, чтоб мы помнили Сколько бабушки вынесли бед От немецкой, фашисткой агонии. |
Нам всего лишь 14 лет. Наши папы хотят, чтоб мы знали, Сколько было крови и жертв, Когда деды страну защищали. |
Мы клянемся, что мы не забудем! Мы научим наших детей ПОМНИТЬ!!! Прошлое БУДЕТ |
На экране «Детям войны посвящается»
Ведущий учитель:а многие дети, такие как вы чуть старше и младше Вас были участниками войны и гордо носили звание пионер! В далеком 1922 году государство приняло решение создать организацию для работы с детьми. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами , братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
На экране появляются портреты пионеров героевЗвучит песня «Священная война»
1 –ый чтец: Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных -
Это страшное слово «Война».2 –ой чтец: Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
1-ый ведущий: Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Но многое станет понятно, если вспомнить, какую войну принесли гитлеровцы на нашу землю. Они сами ее назвали войной «Тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и женщин, и детей.
2-ой ведущий: Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей.
3-ий ведущий: Можно ли удивляться тому, что в эти страшные, горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их так рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Враг объявил нам тотальную войну и получил от нас народную, священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.
4-ый ведущий: Это были отдельные маленькие герои-сыны и дочери фронтовых полков, партизанских отрядов, подпольных организаций в тылу врага. Но все же их были сотни, может быть, даже тысячи, и многие из них легли в братские могилы фронтовиков, приняли мучительную смерть в застенках гестапо, пали неизвестными героями. А многие с честью прошли ратный путь и живут в городах и селах, а их соседи и знакомые даже и не подозревают, какая биография за плечами этих людей.
на экране портрет Вали Зенкиной3 –ий чтец: Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
4 –ый чтец: Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
2-ой ведущий: Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
4-ый ведущий: А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
3-ий ведущий: В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.
1-ый ведущий: И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
2-ой ведущий: "Ленинградские дети"… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.1-ый чтец: Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.2-ой чтец: Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.1-ый чтец: Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Звучит песня о Ленинграде
4-ый ведущий: Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
Кадры о Тане Савичевой
1-ый ведущий: Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты- И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша, мама — 15 мая". А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
3-ий ведущий: Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
2-ой ведущий: Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Партизанское движение
На экране кадры хроники.
1-ый ведущий: Леня Голиков не просто был рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда четвертой Ленинградской партизанской бригады. Леня начинал простым дозорным, затем быстро научился взрывному делу, участвовал в 27 боевых операциях.
2-ой ведущий: В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости.
4-ый ведущий: Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.
3-ий ведущий: Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую.
1-ый ведущий: Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой.
4-ый ведущий: 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.
1-ый чтец: Был он в разведке, в бой его брали
С ним на задания шли,
Только фашисты героя поймали,
И на допрос повели.
2-ой чтец: Страшная боль обошла его тело,
Что ты узнал у нас?
Снова фашисты героя пытали,
Но он - ни слова в ответ.
И от него они только узнали
Русское слово «Нет»!
3-ий чтец: Сухо раздался треск автомата…
Давит сырой землей…
Наш герой умер солдатом,
Верным стране родной.
На экране надпись Сыны полка, портрет Аркадия Каманина, и кадры хроники
4-ый ведущий: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
2-ой ведущий: После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
На экране кадры хроники боя на воде, портрет Саши Ковалева.
1-ый ведущий: В 1942 году Саша Ковалев окончил школу юнг Северного флота на Соловецких островах. Он мечтал быть мотористом на торпедном катере и добился этого. В апреле 44 года их катер потопил транспорт противника и подвергся нападению немецких катеров. В бою был ранен сигнальщик. Командир приказал заменить его юнгой. Встав повыше на подставку, Саша наблюдал за боем и докладывал, куда падают вражеские снаряды. За мужество и отвагу проявленную в этом бою Саша был награжден Орденом Красной Звезды.
3-ий ведущий: Майской ночью 44 года катер возвращался на базу после тяжелого боя. Неожиданно на моряков обрушился огонь с трех «Фоке-вульфов». Один самолет моряки подбили, но два вновь и вновь совершали боевые заходы. Катер получил повреждения. Коллектор получил пробоину. В любой момент выйдет из строя двигатель. Набросив на себя ватную куртку Саша закрыл собой пробоину, сдерживая напор пока не подошли боевые друзья. Помогли морякам советские истребители.
1-ый ведущий: А через день 9 мая Саша Ковалев погиб. В катере неожиданно взорвались бензоцистерны. Пламя охватило моторный отсек, где находились мичман Д.Д.Капралов и Саша Ковалев. Все попытки оказать им на помощь оказались безуспешными. Оба погибли. За героизм, проявленный в боях, Саша был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
1-ый чтец: Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой, без званий и наград.
Ему как мавзолей земля - на миллион веков,
И Млечные пути пылят вокруг него с боков.2-ой чтец: На рыжих скатах тучи спят, метелицы метут,
Грома тяжелые гремят, ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой… руками всех друзей
Положен парень в шар земной, как будто в мавзолей
На экране кадры хроники трудового фронта
1-ый ведущий: В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям: « Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную пургу, в дождь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них трудно сказать, что им 14-15 лет. Они подставляют два ящика, чтобы достать до рукоятки станка. Они устают и очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?... Это не героика, это будни нашего тыла».
3-ий ведущий: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты:
На сцену выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги
Девочка: « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист.»
1-ый ведущий: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Алексеевна Петлюк.
1-ый чтец: Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
4-ый чтец: Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
Звучат колокола, звучит мелодия песни «Бухенвальдский набат», появляется надпись Хатынь.
На экране кадры мемориального комплекса Хатыни
1-ый ведущий:Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее.
1-ый ведущий:Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным.
1-ый ведущий:Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов.
1-ый ведущий:Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
1-ый ведущий: Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».
4-ый чтец: Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Объявляется минута молчания
1-ый чтец: Спать легли однажды дети – Окна все затемнены, А проснулись на рассвете – В окнах свет и нет войны! |
2-ой чтец: Можно больше не прощаться, И на фронт не провожать, И налетов не бояться, И ночных тревог не ждать. |
3-ий чтец: Люди празднуют Победу! Весть летит во все концы: С фронта едут, едут, едут Наши деды и отцы! |
4-ый чтец: И смешались на платформах С шумной радостной толпой Сыновья в военных формах, И мужья в военных формах, |
1-ый чтец: И отцы в военных формах, Что с войны пришли домой. |
2- ой чтец: Здравствуй, воин-победитель, Мой товарищ, друг и брат, Мой защитник, мой спаситель – Русской Армии солдат! |
Ведущий учитель: Уже давно закончилась война
Но не для Вас, седые ветераны
И в сердце вашем не зажили раны
Так много унесла с собой она
Мы поздравляем с Днем Победы Вас.
Желаем долгой жизни и здоровья.
Вручение цветов ветеранам.