Цель.
- Рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путем подбора родственных слов и путем подбора другой формы этого же слова (чтобы после этого согласного звука шел гласный звук).
- Совершенствовать умение работы с Обратным словарем. Развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.
- Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебник “Русский язык”. 2 класс. 1-я и 2-я части. Н.А.Чуракова; Тетрадь для самостоятельных работ № 1; записи словосочетаний и предложений на доске, плакат со словарными словами для взаимопроверки.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня, ребята, мы в очередной раз будем помогать своим друзьям Маше и Мише. Но для начала давайте вспомним, какие пословицы о дружбе вы знаете.
2. Постановка проблемы.
– Анишит Йокоповна Маше и Мише предложила записать следующие словосочетания:
молочный зу[?], молочный су[?]
– Маша с Мишей задумались: “Какую же букву написать в конце этих слов?” Давайте поможем решить им эту проблему.
3. Открытие учащимися нового знания.
– Какой звук вы произносите на конце слов-названий предметов в словосочетаниях?
– Вы произносите одинаковые звуки или разные? Это звонкие или глухие звуки?
– А теперь прочитайте следующие предложения:
- Миша лишился молочного зу[?]а.
- Миша съел тарелку молочного су[?]а.
– А сейчас какие звуки вы произносите на месте пропусков: одинаковые или разные?
– Эти звуки находятся на конце слов или перед гласными?
– Что вы можете сказать о согласных звуках [б]-[п]? (Они парные.)
– Какую букву нужно писать на конце слова, если там слышится глухой звук?
Ученики делают вывод. В корне слова на конце пишется та же буква, что и перед гласным. Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шел гласный.
4. Первичное закрепление.
- Сравнение двух словосочетаний:
колючий е[?], колючий ер[?]
Какие звуки вы произносите на месте пропусков?
– Вы произносите одинаковые звуки или разные?
– Это звонкие или глухие звуки?
– А какие буквы в этих словах вы напишите? Почему? - Работа в Тетрадях для самостоятельных работ № 1 (с. 22, упр. 26).
“Помоги найти буквенную одежду” (с комментированием). - Вспомните все парные согласные.
- Подтвердите новое правило. Работа с таблицей на с. 132 учебника (часть 1).
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новой темой.
- Знакомство со способами проверки (таблица на с. 132 учебника)
– С какими способами проверки знакомит нас Мышь?
– Когда вы встречались с такими способами проверки?
– Почему же, проверяя безударный гласный, мы стремимся поставить звук под ударение, а проверяя парный согласный, стремимся к тому, чтобы после сомнительного звука шел гласный звук?
Ученики должны осознать, что в обоих случаях мы добиваемся того, чтобы сомнительный звук стал хорошо различим.
- Проверка написания пар слов, которые заканчиваются на звуки [ш] и [с] двумя способами.
7. Закрепление. Работа с Обратным словарем.
Упр. 98.
– Выпишите семь любых слов на букву – Г столбиком.
– Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку? Где именно можно ошибиться?
– Есть ли какое-нибудь правило, которое позволит нам избежать ошибок?
– Запишите проверочные слова к выписанным словам.
– На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких-глухих согласных? (На букву – К.)
– Откройте Обратный словарь на эту букву, выпишите 4 слова и запишите проверочные слова.
8. Словарный диктант. Взаимопроверка (работа в парах).
Пирог, башмак, шаг, знак, круг, судак.
9. Итог урока.
– Чему вы научились сегодня на уроке? (Научились проверять написание парных согласных на конце слов.)
– Что нужно сделать, чтобы узнать какую букву вы будете писать на конце слова? (Слово надо изменить так, чтобы после глухого согласного шел гласный.)
– Какими двумя способами можно проверить написание парных согласных на конце слова? (Путем подбора родственных слов и подбором другой формы этого же слова.)
– Молодцы! С вашей помощью Маша и Миша научились писать слова с парными согласными на конце слов и они говорят вам “Спасибо!” Вы настоящие друзья, так как не бросили своих друзей в беде, а помогли им.
10. Домашнее задание.
Из Обратного словаря выписать 5 слов на – З и 5 слов на – С, записать к ним проверочные слова.