Тема урока: "Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель.

  1. Рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путем подбора родственных слов и путем подбора другой формы этого же слова (чтобы после этого согласного звука шел гласный звук).
  2. Совершенствовать умение работы с Обратным словарем. Развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.
  3. Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебник “Русский язык”. 2 класс. 1-я и 2-я части. Н.А.Чуракова; Тетрадь для самостоятельных работ № 1; записи словосочетаний и предложений на доске, плакат со словарными словами для взаимопроверки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы в очередной раз будем помогать своим друзьям Маше и Мише. Но для начала давайте вспомним, какие пословицы о дружбе вы знаете.

2. Постановка проблемы.

– Анишит Йокоповна Маше и Мише предложила записать следующие словосочетания:

молочный зу[?], молочный су[?]

– Маша с Мишей задумались: “Какую же букву написать в конце этих слов?” Давайте поможем решить им эту проблему.

3. Открытие учащимися нового знания.

– Какой звук вы произносите на конце слов-названий предметов в словосочетаниях?

– Вы произносите одинаковые звуки или разные? Это звонкие или глухие звуки?

– А теперь прочитайте следующие предложения:

  1. Миша лишился молочного зу[?]а.
  2. Миша съел тарелку молочного су[?]а.

– А сейчас какие звуки вы произносите на месте пропусков: одинаковые или разные?

– Эти звуки находятся на конце слов или перед гласными?

– Что вы можете сказать о согласных звуках [б]-[п]? (Они парные.)

– Какую букву нужно писать на конце слова, если там слышится глухой звук?

Ученики делают вывод. В корне слова на конце пишется та же буква, что и перед гласным. Чтобы узнать букву, надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шел гласный.

4. Первичное закрепление.

  1. Сравнение двух словосочетаний:
    колючий е[?], колючий ер[?]
    Какие звуки вы произносите на месте пропусков?
    – Вы произносите одинаковые звуки или разные?
    – Это звонкие или глухие звуки?
    – А какие буквы в этих словах вы напишите? Почему?
  2. Работа в Тетрадях для самостоятельных работ № 1 (с. 22, упр. 26).
    “Помоги найти буквенную одежду” (с комментированием).
  3. Вспомните все парные согласные.
  4. Подтвердите новое правило. Работа с таблицей на с. 132 учебника (часть 1).

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы над новой темой.

  1. Знакомство со способами проверки (таблица на с. 132 учебника)
    С какими способами проверки знакомит нас Мышь?
    – Когда вы встречались с такими способами проверки?
    – Почему же, проверяя безударный гласный, мы стремимся поставить звук под ударение, а проверяя парный согласный, стремимся к тому, чтобы после сомнительного звука шел гласный звук?

Ученики должны осознать, что в обоих случаях мы добиваемся того, чтобы сомнительный звук стал хорошо различим.

  1. Проверка написания пар слов, которые заканчиваются на звуки [ш] и [с] двумя способами.

7. Закрепление. Работа с Обратным словарем.
Упр. 98.

– Выпишите семь любых слов на букву – Г столбиком.

– Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку? Где именно можно ошибиться?

– Есть ли какое-нибудь правило, которое позволит нам избежать ошибок?

– Запишите проверочные слова к выписанным словам.

– На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких-глухих согласных? (На букву – К.)

– Откройте Обратный словарь на эту букву, выпишите 4 слова и запишите проверочные слова.

8. Словарный диктант. Взаимопроверка (работа в парах).

Пирог, башмак, шаг, знак, круг, судак.

9. Итог урока.

– Чему вы научились сегодня на уроке? (Научились проверять написание парных согласных на конце слов.)

– Что нужно сделать, чтобы узнать какую букву вы будете писать на конце слова? (Слово надо изменить так, чтобы после глухого согласного шел гласный.)

– Какими двумя способами можно проверить написание парных согласных на конце слова? (Путем подбора родственных слов и подбором другой формы этого же слова.)

– Молодцы! С вашей помощью Маша и Миша научились писать слова с парными согласными на конце слов и они говорят вам “Спасибо!” Вы настоящие друзья, так как не бросили своих друзей в беде, а помогли им.

10. Домашнее задание.

Из Обратного словаря выписать 5 слов на – З и 5 слов на – С, записать к ним проверочные слова.