Пояснительная записка
"Все познание реального мира
исходит из опыта и завершается им".
А. Эйнштейн
Данный курс рекомендован для учащихся 7-го классов и рассчитан на 32 часа (1 раз в неделю). Содержание учебного материала курса соответствует целям и задачам пропедевтического обучения. Курс призван развивать интерес к химии, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору ими химико-биологического профиля обучения в старшей школе.
Отличительной особенностью этого курса от других заключается в сокращении теоретического материала и наличии большого количества лабораторных работ. Создавая курс, прежде всего, я ставила задачу приобретение учащимися экспериментальных умений и навыков.
Основные цели курса:
- подготовить учащихся к изучению предмета химии;
- познакомить с основами научного метода познания мира;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических задач.
Основные задачи курса:
- актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения;
- отработать навыки проведения химического эксперимента;
- сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
- способствовать формированию единой естественно-научной картины мира;
- привить навыки безопасного обращения с химическими веществами в быту.
Условия реализации: Пропедевтический курс “Химия вокруг нас” реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также с использованием ИКТ. Некоторые опыты демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования (выделены курсивом).
Предполагаемый результат:
Учащиеся к концу года должны знать понятия: вещество, химические явления, элементы, молекулы, атомы, эксперимент; иметь представления о сущности химической реакции, об условиях ее протекания и признаках; знать некоторые физические и химические свойства изученных веществ.
Учащиеся должны уметь: обсуждать содержание экспериментальных заданий, проводить несложный химический эксперимент, самостоятельно обсуждать результаты, делать выводы, научиться демонстрировать несколько химических фокусов.
Содержание курса:
Курс состоит из шести тем.
Первая тема “Что изучает химия”.
Учащихся знакомят с основами научного метода познания мира. Вводятся понятия: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
На этом этапе учащиеся изучают устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, знакомятся с правилами техники безопасности. Учащиеся проводят несложные химические эксперименты, на основании которых отрабатываются умения различать физические и химические явления, проводить наблюдения и делать выводы.
Вводятся два основных понятия в химии: вещества и химической реакции.
Завершает эту тему экскурсия в Политехнический музей. Рассказ по теме “Исторические опыты по химии”, с демонстрацией наиболее зрелищных из них, знакомит учащихся с яркими эпизодами становления и развития химии и о великих химиках прошлого.
Вторая тема “Газы. Воздух, его состав” актуализирует знания, полученные в курсе “Естествознание” о сущности дыхания и горения. Тема знакомит учащихся со свойствами и методами получения известных им газов: кислорода, водорода, азота, углекислого газа. Дается представление о воздухе, как смеси газов. Даются представления о “космической” роли зеленых растений. На этом этапе продолжается формирование навыков постановки эксперимента, умения проводить наблюдения и делать выводы.
Третья тема “Вода - самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды” закрепляет знания, полученными учащимися в курсе “Естествознание” о воде, о различных агрегатных состояниях воды и об особенных свойствах, присущих воде. На примере воды дается представление об атомах и молекулах, о сущности химической реакции.
Даются первоначальные сведения о воде как растворителе, о растворах и о веществах, обладающих различной растворимостью. Отрабатывается умение приготовления растворов с различной концентрацией. В увлекательной форме рассказывается о таком явлении, как “память воды”, дается возможность учащимся самим спланировать эксперимент, позволяющий доказать или опровергнуть существование “памяти воды”.
В рамках этой темы происходит актуализация знаний о роли воды в жизни растений, животных, человека. Проводится эксперимент, дающий первоначальные представления о таких явлениях, как осмос и плазмолиз, отрабатываются навыки работы с микроскопом.
Четвертая тема “Элементы Земной коры. Полезные ископаемые”.
Актуализирует знания учащихся о полезных ископаемых, об известных им металлах и неметаллах.
Вводятся понятия “элемент”, “простое вещество”, “сложное вещество”.
Происходит знакомство с некоторыми элементами и веществами, входящими в состав Земной коры. Учащиеся проводят несложные химические опыты, позволяющие изучить их свойства. Даются преставления о способах получения этих веществ в лаборатории и об их значении в жизни человека
Пятая тема “Химия в быту” ставит целью привлечение внимания учащихся к проблемам использования химических веществ в повседневной жизни человека, а также применение полученных знаний и умений для безопасного использования синтетических веществ и материалов в быту. В этом разделе приводятся первоначальные сведения об органических веществах в клетках живых организмов (белках, углеводах и жирах).
Шестая тема “Шоу химия” целью данного раздела является поддержание и развитие интереса учащихся к химическим опытам, к самостоятельной постановке вопросов о причинах и условиях протекания той или иной реакции.
Тематическое планированиеТема 1. Что изучает химия
Урок 1. Введение. Цели и задачи лабораторного практикума
Правила работы в химической лаборатории. Лабораторное оборудование.
Урок 2. Физические и химические явления.
Опыт 1: “Разделение смеси серы и железа”
Опыт 2: “Получение сульфида железа и изучение его свойств”
Урок 3. Основные признаки химической реакции
Опыт 1: Проведение реакции с получением осадка
Опыт 2: Проведение реакции с получением газа
Опыт 3: Проведение реакции с изменением цвета
Урок 3. Исторические опыты по химии
Экскурсия в Политехнический музей
Тема 2. Газы. Воздух, его состав
Урок 4. Кислород и его свойства
Опыт 1: Кислород поддерживает горение
Опыт 2: “Горение серы, фосфора, железа, алюминия в кислороде” (демонстрация)
Урок 5. Получение кислорода
Опыт 1: “Получение кислорода из перекиси водорода”
Опыт 2: “Получение кислорода из перманганата калия
Урок 6. Кислород и зеленые растения
Опыт 1: “Выделение кислорода листом элодеи”
Урок 7. Воздух, его состав
Опыт: “Состав воздуха”
Урок 8. Азот и его свойства
Опыт: “Получение азота в лаборатории и изучение его свойств” (демонстрация)
Урок 9. Водород – самый легкий газ
Опыт 1: “Получение водорода в лаборатории”
Опыт 2: “Гремучая смесь” (демонстрация)
Опыт 3: “Мыльные пузыри”
Урок 10. Углекислый газ - продукт дыхания и горения
Опыт 1: “Свойства углекислого газа”
Опыт 2: “Углекислый газ – продукт горения”
Урок 11. Получение углекислого газа в лаборатории
Опыт 1 “Получение углекислого газа из мрамора и мела”
Опыт 2: Опыт “Химический огнетушитель”
Внутри высокого цилиндра или стакана укрепите две свечи разной высоты. Пламя одной свечи должно быть на 3—4 см ниже края сосуда, а другой — на 2—3 см выше стенок сосуда. На дно стакана насыпьте равномерно столовую ложку соды. Свечи зажгите и убедитесь, что они горят. Затем заявите зрителям, что сможете потушить нижнюю свечу, а верхняя при этом останется гореть. Для этого на дно стакана вылейте столовую ложку уксуса (или любой другой кислоты). Нижняя свеча погаснет, а вот верхняя свеча останется гореть. Сомневающимся зрителям можно предоставить возможность самим проделать опыт.
Тема 3. Вода - самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды
Урок 12. Три агрегатных состояния воды
Опыт 1: “Замерзание, оттаивание и кипение воды”
Опыт 2: “Получение дистиллированной воды”
Урок 13. Из чего состоит вода
Опыт 1: демонстрация моделей молекул воды
Опыт 2: “Электролиз воды” (демонстрация)
Урок 14. Вода как растворитель. Растворы
Опыт 1: “Растворение твердых веществ в воде”
Опыт 2: Приготовление растворов солей с заданной концентрацией
Урок 15. Сказка о живой и мертвой воде или как заговорить воду (презентация)
Урок 16. Вода и живые организмы (видеофильмы, лекция)
Урок 17. Вода в клетках растений
Опыт: “Плазмолиз в клетках лука” – работа с микроскопом
Тема 4. Элементы Земной коры. Полезные ископаемые
Урок 18. Металлы в природе
Демонстрация коллекций полезных ископаемых
Опыт: “Получение железа из соединений” (демонстрация)
Урок 19. Железо и его свойства
Опыт 1: “Получение железа из оксидов” (демонстрация)
Опыт 2: “Взаимодействие железа с водой и кислотами”
Урок 20. Алюминий и его свойства
Опыт 1: “Оксидная пленка алюминия” (демонстрация)
Опыт 2: “Взаимодействие алюминия с водой и кислотами” (демонстрация)
Урок 21. Неметаллы. Сера и ее свойства
Опыт 1: “ Горение серы” (демонстрация)
Опыт 2: “Разделение смеси серы и железа”
Урок 22. Фосфор и его свойства
Опыт 1: “Горение фосфора” (демонстрация)
Опыт 2: “Превращения красного и белого фосфора” (демонстрация)
Урок 23. Углерод и его свойства
Опыт: “Адсорбционная способность угля”
Тема 5. Химия в быту
Урок 24. Продукты питания
Опыт: “Белки, жиры, сахара – составные компоненты пищи”
Урок 25. Химические добавки в пищевых продуктах (презентация)
Урок 26. Минеральные удобрения
Демонстрация коллекций минеральных удобрений
Опыт: “ Распознавание минеральных удобрений”
Урок 27. Стиральные порошки и другая бытовая химия
Опыт: “Сравнение моющих свойств мыла и синтетических стиральных порошков”
Урок 28. Синтетические материалы
Демонстрация коллекций синтетических волокон и пластмасс
Опыт: “Распознавание синтетических волокон”
Тема 6. (29-34) Шоу–химия
Выбираются любые несложные занимательные опыты по химии
Список литературы
- В.Н. Алексинский Занимательные опыты по химии: -М.: “Просвещение”, 1998 г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин Старт в химию: М.: Дрофа, 2006.
- О.С. Габриелян, Г.А.Шипарева Химия. 7-й класс. Методическое пособие: - М.: Дрофа, 2006.
- В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. “Академия Развития, Академия И К°, Академия Холдинг”, 2000 г.
- Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. Химический эксперимент в школе. -М.: “Просвещение”, 1998 г.
- О.М. Ольгин. Опыты без взрывов: - М.: Химия 1986 г.
- И.Н. Чертков, П.Н. Жуков. Химический эксперимент: - М.: Просвещение, 1991 г.
- Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/