Цель урока: научиться создавать и сохранять объект в новой среде программирования.
Задачи урока:
- формировать знания учащихся по теме;
- содействовать формированию у школьников образного мышления;
- развить навыки анализа и самоанализа;
- формировать умения планировать свою деятельность.
Оборудование:
- рабочие места учеников (персональный компьютер);
- рабочее место учителя;
- интерактивная доска;
- практикум по информатике и информационным технологиям (авторы: Н. Угринович);
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На интерактивной доске первый слайд мультимедийной презентации с темой урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо.
II. Работа над темой урока.
1. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на интерактивной доске (слайд 1. Презентация).
Учитель: Прежде чем мы с вами перейдем к новой теме скажите ребята: что вы понимаете под словом “алгоритм”?
Далее идут ответы детей. Это и есть опора на их жизненный опыт, пусть даже эмпирический. Но, он очень важен для перехода к формированию научных знаний на уроке.
Исторический экскурс.
После того, как учащиеся высказали свою точку зрения по поводу Что такое алгоритм, привели свои примеры…
Учитель подводит их к определению алгоритма через исторический экскурс. Каковы истоки этого слова.
Здесь можно заранее приготовить сообщение о великом математике Аль ибн Хорезми подготовленным одним из учеников переодетого в наряд великого математика дабы проникнуться духом того времени. (Слайд 2)
После исторического экскурса и определения алгоритма переходим к свойствам алгоритма и соответствующим примерам. (Слайд 3, 4)
Выполнение алгоритмов человеком и компьютером.
Исполнитель-человек может выполнять алгоритм формально, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя последовательность действий, содержащихся в алгоритме.
Предположим, что пользователю в текстовом редакторе провести редактирование текста. Создадим алгоритм редактирования. Пусть началом является текст “Информационная модель”. Алгоритм “Редактирование” запишем на естественном языке, который понятен пользователю компьютера.
- Выделить символы с 1 по 15.
- Вырезать этот фрагмент и поместить его в буфер обмена.
- Установить курсор на позицию после 7-го символа
- Вставить вырезанный фрагмент текста.
Теперь пользователь может провести редактирование текста, формально выполнив алгоритм редактирование. (Слайд 5)
Выполнение алгоритма компьютером.
На данном этапе урока необходимо попросить учащихся вспомнить, а как вообще “понимает” нас компьютер? На каком языке?
Ответы учащихся:
- на машинном,
- двоичная кодировка,
- на понятном процессору.
Учитель подводит к понятию программирования и языкам высокого уровня, “понятных” компьютеру.
И учитель приводит пример “редактирование” но уже с использованием нового слова Visual Basic for Applications (VBA) в текстовом редакторе с использованием режима записи макросов. Очень важно сделать акцент на продолжение изучения этой темы в 10-11-х классах, дабы показать широчайшие возможности изучаемой темы и безграничности познания. (Слайд 6)
Демонстрация результатов записи и остановки макросов в текстовом редакторе. (Слайд 7)
Дается понятие “программа”. (Слайд 9)
Система объектно-ориентированного программирования позволяет работать как в режиме интерпретатора, так и компилятора. На этапе разработки и отладки программы используется режим интерпретатора, а для получения готовой исполнимой программы-режим компилятора. (Слайд 10)
Система программировании VBA. запуск системы. После запуска системы программирования ввести команду [Файл-Создать проект…] ([File-New project…). В новом появившемся окне выбрать тип создаваемого проекта. Приложение Windows Application) и текстовое поле Имя (Name) ввести название проекта, например Первый проект и Ок. После этого появиться новое диалоговое окно. (Слайд 11, 12)
Система программирования VBA.
Знакомство со средой непосредственного создания проектирования. На форму помещаются некоторые объекты и производится сохранение первого проекта. (Слайд 13)
После объяснения нового материала дать возможность учащимся сделать свой первый проект самостоятельно. (Слайд 14)
Список используемой литературы.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 9–11-х классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 512 с.: ил.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.
- Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004–2007 гг.
PS: Однажды Сократа спросили его ученики важнее “как” или “что” и Сократ ответил важнее “Кто”. В этот урок можно вложить еще больше тепла и света, всегда есть место творчеству… Спасибо всем.