Цель:
- формирование и совершенствование навыка выразительного и осознанного чтения.
Задачи:
- обучать детей выразительному и осознанному чтению, при работе с текстом С. Иванова “Каким бывает снег”;
- для качественного анализа произведения использовать многосенсорное обучение школьников;
- развивать скорость чтения вслух и молча;
- вырабатывать умение делить текст на части и составлять его план;
- обогащать эстетический опыт учащихся, воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы.
Оборудование:
- учебник “Литературное чтение”, 2-й класс Л.А. Ефросининой;
- репродукции картин: В.А. Поленова “Ранний снег”, И. Шишкина “Зима”, Н. Сверчкова “В метель”, А. Саврасова “Весна”;
- отрывок из произведения Р. Шумана “Дед Мороз”; Вивальди “Времена года”;
- схематические рисунки настроения (грустное, радостное, спокойное, сердитое);
- карточки с текстами для 1-го и 2-го вариантов;
- снежинки для каждого ученика (с индивидуальным д/з).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, психологический настрой.
Дети входят в класс под музыку, размахивая снежинками.
- Добрый день! Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. Глубоко вдохнули, плавно выдохнули (2 раза). Улыбнулись друг другу.
2. Речевая разминка.
- Закончите чистоговорки, прочитайте их громко и чётко:
ма-ма-ма – идёт волшебница…
ок-ок-ок – на землю падает…
3. Подготовка к восприятию текста. Целеполагание.
- Посмотрите, какая необычная (большая, блестящая) снежинка у … . Давайте послушаем, что она нам о ней расскажет. Сегодня … будет у нас в роли Снежинки.
Отрывок из стихотворения К.Бальмонта “Снежинка”. (В сокращении)
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится.
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лежит, пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая
Какая белая!
- Почему автор называет снежинку смелой?
С. – А можно я задам ребятам вопрос?
- Ребята, скажите, каким бывает снег? Ответы детей.
- О чём будет рассказ, который мы прочитаем сегодня на уроке? Дети высказывают свои предположения.
4. Работа с текстом. Первичное восприятие.
Назовите автора рассказа. Прочитайте название. Скажите сколько частей в тексте.
1 часть читает учитель.
- О каком снеге идёт речь?
- Какую картину вы представили? (В.)
- Вспомните свои чувства, когда вы увидели первый снег. (К.)
- Как озаглавим эту часть?
Первый снег
- Как автор относится к первому снегу?
Выберите смайл, соответствующий этому настроению. (В.)
Рисунок 1
(Весёлое, радостное)
2 часть читает подготовленный ученик.
- Какой снег описывает автор в этой части?
- Как он относится к январскому снегу?
- А какие чувства возникли у вас? (К.)
- Как озаглавим эту часть?
Рисунок 2
Январский снег
Выберите смайл, который передаёт отношение автора к январскому снегу. (В.)
(Спокойное)
3 часть читает учитель (на фоне музыки). (А)
- О каком снеге рассказывает автор в этой части?
- Отношение автора к этому снегу очень ярко выражено. Назовите его.
- Что вы почувствовали, когда слушали описание февральского снега? (К.)
- Может быть услышали какие-то звуки? (А.)
- Как озаглавим эту часть?
Рисунок 3
Февральский снег
Выберите смайл, соответствующий настроению. (В.)
(Злое, сердитое)
4 часть читает подготовленный ученик.
- О каком снеге пишет автор в этой части? Назовите звуки весеннего леса. (А.)
- Сравните свои чувства и чувства автора? (К.)
- Озаглавьте последнюю часть.
Рисунок 4
Апрельский снег
- Остался последний рисунок. Объясните, почему он подойдёт по своему настроению к этой части. (В.)
(Лёгкая грусть, печаль)
5. Физ.мин. (Мини-сценка)
C. Ребята, давайте попробуем изобразить февральский снег. (К.)
Мы снежинки,
Это мы парашютики зимы,
Это мы с ветрами дружим,
Это мы над вами кружим.
Мы танцуем днём и ночью,
И кружиться нам не лень.
Наши танцы, между прочем,
Называются метель.
6. Продолжение работы с текстом. Литературоведческий и лингвистический анализ текста.
1 часть. Подготовительная работа. Прочитать трудные слова (орфоэпически).
на него
последнего
про-ти-во-по-лож-ного
ложится
Словарная работа
- Кто знает какое поле называют озимым?
- Сколько абзацев в первой части?
1 абзац читаем “по цепочке”. (А.)
2 абзац – упражнение “Буксир”.
3 абзац чтение “по цепочке”.
Беседа по содержанию
- Как автор описывает первый снег? Выделите логически ударные слова. (В.)
- Как изменилось озимое поле?
Беседа по репродукции картины В.Поленова “Ранний снег”
- Что общего в описании и изображении первого снега вы можете назвать? (В.)
2 часть. Подготовительная работа
загорится
поднимется
- Читаем вслух “до первой ошибки”. (Если ученик ошибается, читает следующий). (А.)
Беседа по содержанию
- Каким увидел писатель январский снег? (В.)
- С чем сравнивает автор солнышко, сугробы? Прочитайте.
Беседа по репродукции картины И.Шишкина “Зима”
- Давайте найдём признаки январского снега .(В.)
3 часть. Подготовительная работа
злится
кажется
кружатся
- Читаем вполголоса (“жужжащее” чтение). (А.)
Беседа по содержанию
- Как автор описывает февральский снег?
- 1 абзац будем читать по вариантам (тексты у каждого ученика). Сложность в том, что у некоторых слов нет концовки. (Антиципация)
1 в.
“Самый злой и колюч… - это февральск… снег. Метели одноног… кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющ… ком. А небо мглист…, низк… . Кажется, только руку протяни и вот оно…
2 в.
“Но не поднять руки, не разлеп… глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и броса…, так и гон…, словно бумажного”.
Беседа по репродукции картины Н.Сверчкова “В метель”
- Какой абзац 3 части подходит по своему содержанию к этой картине? (В.) Прочитайте.
4 часть. Чтение про себя с предварительным заданием
1 ряд читает 1 абзац, 2 ряд – 2 абзац, 3 ряд – 3 абзац.
Задание: отмечаем в тексте слова или несколько слов (фразы), которые помогут нам составить описание апрельского снега.
Беседа по репродукции картины А.Саврасова “Весна”
- Докажите, что художник изобразил последний апрельский снег.
7. Домашнее задание:
- выразительное чтение по выбору (для кинестетиков);
- иллюстрация к любой части (для визуалов);
- выразительное чтение 3 части под музыку (для аудиалов);
- краткий пересказ по составленному плану.
* Творческое задание: придумать сказку о снежинке, чтобы в ней говорилось об этой снежинке как о живом существе (визуалам), способном чувствовать (кинестетикам) и даже разговаривать (аудиалам).
8. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте ещё раз ответим на вопрос Снежинки.
С. Ребята, каким бывает снег?
- Какой снег вам нравится больше и почему?
Рисунок 1