Цели:
Графический редактор Paint: создавать, редактировать и сохранять растровые изображения заданного размера.
Текстовый процессор MS Word: набирать, редактировать и форматировать текст, связывать текст гиперссылкой с другим файлом.
Электронные таблицы MS Excel: вставлять в электронные таблицы растровые изображения, заполнять и форматировать ячейки, составлять формулы и связывать с помощью формул листы книги, переименовывать листы книги, использовать функцию ЕСЛИ.
Объектно-ориентированное программирование в среде Visual Basic: создать проект на языке Visual Basic: вставить в проект форму необходимого размера и внешнего вида, разместить на форме объекты управления, присвоить соответствующие цели проекта значения свойствам объектов управления, записать программный код объектов, связанный с событием Click, записать проект на диск, запустить программу на выполнение с целью проверки и внесения соответствующих корректив по результатам этой проверки.
ОБОСНОВАНИЕ.
Итоговый контроль - дело не простое, как для преподавателя, так и для учащегося. Преподавателю важно учесть все аспекты: предлагаемый для контроля материал в полной мере должен способствовать проверке полученных учащимися знаний и навыков; временные рамки должны быть строго ограничены; учащиеся должны чувствовать себя на контрольном уроке комфортно, иметь возможность максимально раскрыть свой творческий и рабочий потенциал. Предлагаю вариант итогового контроля на основе создания психологического теста. Во-первых, проверяются умения работать сразу в четырех вышеописанных средах. Во-вторых, отрабатывается умение осуществлять обмен информацией между приложениями. В-третьих, материал контроля интересен учащимся (проверено!). И, наконец (тоже неоднократно проверено!), даже самый слабый учащийся справляется с работой за 2 академических часа (сильным хватает и одного).
Оснащение занятия:
Материально-техническое:
- Персональный компьютер:
- Операционная система Windows и стандартное приложение Paint.
- Офисные приложения MS Word и MS Excel.
- Программная среда Visual Basic.5.0 или поздние версии.
Учебно-методическое:
- Методическое пособие: инструкции к выполнению контрольных заданий; упражнения для профилактической гимнастики.
- Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии.
- Стенд по технике безопасности и профилактике заболеваний при работе на компьютере.
Ход урока
Организационный опрос.
В начале занятия, с целью организации учащихся на самостоятельную деятельность и дополнительной проверки и систематизации знаний, преподаватель проводит фронтальный опрос в следующей форме:
Последовательно диктует утверждения, содержащие заведомо истинную или заведомо ложную информацию. Учащиеся, внимательно прослушав предложенные ниже утверждения, пишут под соответствующими номерами:
слово "да", если они согласны с предложенным утверждением;
слово "нет", если предложенное утверждение, по их мнению, ложно.
- Информация - это совокупность данных об окружающем мире.
- Сбор, обработка, хранение, передача и актуальность информации являются основными информационными процессами.
- Персональный компьютер - это универсальное техническое устройство, предназначенное для реализации информационных процессов.
- Процессор осуществляет обработку информации.
- Обработка информации в персональном компьютере может осуществляться без оперативной памяти.
- Клавиатура, мышь, сканер, акустические колонки - это устройства ввода информации.
- Для осуществления передачи информации посредством персонального компьютера обязательно наличие модема.
- Воздействие магнитных полей на CD-диски приводит к потере информации.
- Понятие персонального компьютера включает аппаратную часть и программное обеспечение.
- Программа может управлять работой компьютера, если она находится на жестком диске.
- В оперативную память персонального компьютера могут быть одновременно загружены несколько операционных систем.
- За структуру записи дисков отвечает файловая система.
- Дефрагментация диска позволяет увеличить скорость чтения файлов.
- Антивирусная программа Касперского (AVP) является блокировщиком.
- Обработка тестовой информации на персональном компьютере осуществляется средствами текстовых редакторов и текстовых процессоров.
- Редактирование текста всегда предшествует форматированию его.
- Сохранить внесенные в текстовый документ изменения можно с помощью контекстного меню.
- Растровые графические изображения легко масштабируются.
- Изменить начертание шрифта в ячейке электронной таблицы позволит команда [Формат - Столбец].
- Формула =А2+В3, находящаяся в ячейке А1, при переносе в ячейку А4 примет вид =А5+В6.
Затем, сравнив свои ответы с эталоном, учащиеся подсчитывают количество правильных ответов и ошибок и оценивают себя по таблице:
Количество допущенных ошибок: | Оценка: |
1 ошибка | "5" (отлично) |
2 - 3 ошибки | "4" (хорошо) |
4 - 5 ошибок | "3" (удовлетворительно) |
6 ошибок и более | "2" (неудовлетворительно) |
Поскольку предлагаемый опрос прост по содержанию, первая, полученная учащимися на уроке оценка, как правило, высока. Это организует и мобилизует учащихся для выполнения последующих, более сложных заданий.
Выполнение контрольных заданий.
Далее учащимся последовательно предлагаются контрольные задания. Внимательно прочитав инструкции к выполнению, задав преподавателю возникшие вопросы, учащиеся приступают к самостоятельной деятельности. В процессе выполнения заданий вопросы к учителю уже не допускаются.
Задание № 1.
Создайте на Рабочем столе папку Фамилия, И., класс.
Откройте текстовый процессор MS Word и наберите текст:
Пессимист или оптимист?
"- Вы ведь сломали только одну ногу! Теперь вы можете радоваться, что не сломали обе! - сказала Поллианна.
- Ну, разумеется, я и сам удивляюсь, до чего мне повезло: Если взглянуть на это с такой стороны, еще больше мне следует радоваться, что я не сороконожка и не сломал пятьдесят ног. Э. Портер".
Как известно, оптимисты предпочитают во всем находить позитивное. Пессимисты же склонны беспокоиться, почти в каждой ситуации они видят проблемы. Обычно пессимист считает, что "могло быть и лучше", а оптимист - "могло быть и хуже". И те, и другие нужны: одни - для воодушевления, другие - для предостережения. А кем же являетесь вы? Проверьте себя.
Сохраните отформатированный текст под именем Начало в свою папку.
Задание № 2.
Откройте графический редактор Paint и создайте следующие изображения <Рисунок 1>:
Сохраните изображения под именем Графика в свою папку.
Примечание: при наличии сканера данное задание можно заменить работой по сканированию (по цепочке), а при отсутствии времени - работой с готовыми рисунками.
Задание № 3.
Откройте табличный процессор MS Excel и, поочередно скопировав рисунки, вставьте их на рабочий лист.
Отформатируйте изображения так, чтобы они занимали примерно 36 ячеек (3 столбца стандартной ширины и 12 строк) и были ограничены рамкой 1,5 пт.
Поместите под каждой картинкой пояснительный текст и ограничьте рамкой одну ячейку справа от пояснительного текста <Рисунок 2>:
К рисунку № 1: | а) наполовину полный; б) наполовину пустой. |
К рисунку № 2: | а) какая ровная паутина! б) какой мерзкий паук! |
К рисунку № 3: | а) идея! б) опасность! |
К рисунку № 4: | а) восход; б) закат. |
К рисунку № 5: | а) вот это любовь! б) деревья портят! |
К рисунку № 6: | а) музейный экспонат; б) старая развалина. |
К рисунку № 7: | а) послезавтра - выходной! б) ох уж эти праздники: |
К рисунку № 8: | а) отлично! б) "Такси! Да стой же!" |
В две ячейки под пояснительным текстом заложите функцию ЕСЛИ:
=ЕСЛИ(D13(указан адрес ограниченной рамкой ячейки)="а";1;0);
=ЕСЛИ(D13="б";1;0).
Установите для ячеек с вложенной функцией ЕСЛИ белый цвет шрифта.
Перейдите на второй лист книги и заложите в ячейки А1, А2, А3 следующие формулы и функции соответственно:
=
D13+H13+D26+: (указать адреса всех ячеек с функцией ЕСЛИ, истинной при значении "а").=
D14+H14+D27+: (указать адреса всех ячеек с функцией ЕСЛИ, истинной при значении "б").=ЕСЛИ(А1>А2; "Вы - оптимист!";"Вы - пессимист!")
Переименуйте листы книги следующим образом:
Лист 1 - "Ответь!";
Лист 2 - "Узнай!".
Сохраните книгу MS Excel под именем ТЕСТ1 в свою папку.
Организуйте гиперссылку с документа
MS Word на первый лист книги MS Excel.Задание № 4.
Откройте среду
Visual Basic и расположите на форме изображения.Поместите справа от каждой картинки объекты Fraime с парными объектами OptionButton, пометив в них пояснительный текст <Рисунок3>:
Поместите внизу формы кнопку Результат и запишите программный код этой кнопки так, чтобы при нажатии осуществлялась обработка результатов теста:
объявите 9 переменных целого типа
пропишите 8 условных операторов для каждой группы объектов OptionButton по образцу: If Option1.Value=TRUE Then
a=1
Else
a=0
End if
задайте 9 ю переменную, как сумму остальных
включите в процедуру "исчезновение" всех рисунков и пояснительных текстов и "появление" надписи с результатом (используйте функцию str): если набрано более 4х баллов - "Вы - оптимист!", менее 4х баллов "Вы - пессимист!"
Сохраните проект под именем ТЕСТ2 в свою папку.
Организуйте гиперссылку с документа MS Word на файл ТЕСТ2.
Подведение итогов контрольного урока.
По окончании самостоятельной деятельности учащихся проводится демонстрация готовых работ и совместное обсуждение результатов. Оценки выставляются отдельно за каждое выполненное задание согласно следующей шкале:
Качество выполнения задания: | Оценка: |
Задание выполнено полностью без ошибок | "5" (отлично) |
Задание выполнено с одной негрубой (не нарушающей общей логики) ошибкой | "4" (хорошо) |
Задание выполнено с двумя негрубыми (не нарушающими общей логики) ошибками | "3" (удовлетворительно) |
В задании допущена грубая (нарушающая логику) ошибка | "2" (неудовлетворительно) |
Затем выводится общая итоговая оценка.
В заключение добавлю, что работа над созданием тестов различного содержания силами учащихся - очень благодатная почва. Например, учащимся предстоит сдавать математику (любой другой предмет) в форме тестовых заданий. По согласованию с учителем математики для каждого учащегося определяем тему или раздел, вызывающий затруднения. На этом математическом материале проводим уроки информатики:
Изучая многоуровневые списки MS Word - создаем тест, выделяем правильные ответы курсивом.
Изучая формулы и функции
MS Excel - создаем тест (без знания правильных ответов написать формулы и использовать функции невозможно).Изучая программирование - создаем тест (без знания правильных ответов не написать программного кода).
Таким образом, к концу полугодия, благодаря многократным повторениям и подключению к запоминанию всех анализаторов, обеспечиваем учащихся прочными математическими знаниями.