Цели урока:
- Обучающая : Познакомить учащихся со структурой алгоритма - цикл, а также с новым оператором For. Научить применять полученные знания на практике, при решении задач на языке Pascal.
- Развивающая: Развивать логику, мышление, смекалку.
- Воспитывать: Интерес к предмету, работоспособность.
Тип урока:
- Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.
- Урок с элементами практической работы.
Оборудование: проектор, подключенный к компьютеру.
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. - Ребята посмотрите на экран, и назовите мне условие и действие в данном примере. - А если я напишу одно слово - листок закончится? - А если два слова? - Тогда как это отразить в блок- схеме? Вот это на сегодняшнем уроке вы и узнаете. 4. Объявление темы и целей урока. -Алгоритмы, которые мы составляли на предыдущих уроках, обладали одним общим свойством: при их выполнении каждое действие совершается только один раз или не совершается вовсе. В жизни, однако, часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий выполняется много раз подряд: "Иди, пока не придешь", "пиши, пока не закончится лист" и т.п. Используя только ветвление, такие алгоритмы не запишешь. Нужна новая форма организация действий. Поэтому урок сегодня мы посвятим новой теме "Алгоритм структуры цикла". 5. Изучение нового материала. Как вы уже поняли, данная задача является алгоритмом циклической структуры. - А как вы понимаете смысл слова "цикл"? - Т.е. цикл это повторение. Цикл - это такая организация действий, при которой некоторое действие называемые телом цикла могут повториться несколько раз (не разу). Циклы бывают различных видов. Посмотрите на экран. - Циклы бывают: конечные - кода есть завершение действия, как в нашем примере. Закончится листок - закончится и выполнение действия. Бесконечные: пример- Дойти до линии горизонта; Идти по кругу. Конечные делятся на циклы с известным количеством повторений- Покрасить 10 палочек забора. Циклы с неизвестным количеством повторение, например - Покрасить забор до обеда. Они в свою очередь делятся на циклы с предусловием и постусловием. Что это такое рассмотрим подробнее на примерах. - Но на сегодняшнем уроке мы будем изучать циклы с параметром, т. е. с известным количеством повторений (циклы типа для). На языке Pascal задачи такого типа решаются с помощью оператора: For.Он бывает двух видов в зависимости от условия, которое заданно. 1) Bид прямой: For <параметр>:=А <начальное значение> to В <конечное значение> do <тело цикла>Где, (а< b). For i:=1 to 5 do Написать принцип вывода чисел от 1 до 9 или <имя переменной>.2) Вид: (обратный) For <параметр> А down to В do a>bFor i:= 5 down to 1 Пример. Напишите программу вывода N чисел от 1 до 9 в обратном порядке.6. Закрепление. Решение задач. 1) Сто раз написать свое имя на экране в строчку. Давайте составим блок - схему к этой задаче. -С чего мы всегда начинаем писать? - Далее нам надо ввести параметр переменной - I, для того чтобы указать компьютеру сколько раз надо писать имя и как.- Далее выводим имя. - Давайте теперь попытаемся написать программу к этой задаче. - С какого служебного слова мы начинаем писать программу: - Что мы указываем затем? (переменные) с помощью какого служебного слова? ( var), какие переменные мы будем вводить: i. Далее мы должны указать тип данных. Будет integer, т.е. - целый.- Что мы делаем потом? - Верно, в какой геометрической фигуре мы будем вводить его? 2) Вывести на экран таблицу перевода из градусов по шкале Цельсия в градусы по Фаренгейту, для значений от 15 до 30, шаг 1 градус. Формула перевода из Цельсия в Фаренгейты F=(c*1.8)+32.Составим блок - схему. Для какого значения мы будем указывать параметр? - Что мы должны посчитать дальше? - Попытайтесь сами составить блок - схему. - Ну, а теперь напишите программу - она пишется аналогично и прямо соответствует блок - схеме. 3) Написать программу, которая выводит таблицу квадратов первых пяти целых положительных нечетных чисел в обратном порядке. Программа должна выглядеть следующим образом.(Презентация). - С чего начнем писать блок - схему? - Что потом? - Затем мы должны ввести черточки, а потом снова заголовок. - Далее мы должны ввести параметр переменной I - квадратов нечетных чисел. Какое значение она будет у нас принимать?- Поскольку у нас не просто числа, а числа - нечетные, то мы должны указать шаг, через который компьютер нам будет выводить числа. Х:= 2* I - 2.- Ну, а дальше вводим форму для вычисления квадратов. - Напишите программу самостоятельно. 7 . Практическая работа.Дети садятся за компьютеры и набирают задачи, которые решали на уроке. - Будьте внимательны и не торопитесь, проставляя все знаки препинания. 8 . Подведение итогов.- На сегодня наш урок закончен. Мы хорошо потрудились. Познакомились с новой структурой алгоритма - цикл, потренировались в составлении блок - схем и решению задач на языке Pascal. Ну а теперь давайте выставим оценки, которые вы заслужили. 9 . Домашнее задание.- Вы очень хорошо поработали. Дома вы должны. Запишите условие задачи, которую вы должны решить дома: - Условие: Написать таблицу "Соответствия расстояния в дюймах расстоянию в метрах". Для значений от 10 до 20; с шагом h=+1; 1 дюйм = 25,4 мм. Эта задача полностью аналогична той, что мы сейчас решали. |
Заранее подготовлен
демонстрационный экран. Мультимедийный проектор
подключен к компьютеру. Проверив готовность
класса (на столах учеников должны быть тетради,
ручки и т.д.) обращаюсь к классу. Блок - схема и программа задачи, найденные пословицы. На демонстрационном экране написано "Писать письмо, пока не закончится лист" (Приложение 1). Условие: Пока не закончится лист. Действие: Писать письмо. Нет Нет Дети не знают. Дети записывают тему урока и определение цикла. Дети записывают в тетрадь. Приложение 2. С блока - начало. Начало. Ввод заголовка. Вводим параметр. В 6-ти угольнике. С-переменная (градусы по Цельсию) Градусы по Фаренгейту. I:= 5 down to 1Program проверка |