Конспект игрового занятия по декоративному рисованию "В гости к нам пришли матрешки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Приобщать к истокам родного истинного русского народного творчества. Знакомить с миром русской культуры и с историей русского народа.
  • Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.

Материал: Силуэты матрёшек, ложек, гжельской посуды, домов. Шкатулки, хохломские ложки, предметы прикладного искусства. Краски, кисти.

Предварительная работа: Беседа о народных промыслах - Хохломе, Гжели, Полхов-Майдане, Городце. Знакомство с предметами народно-прикладного искусства. Лепка игрушек по мотивам народных, роспись силуэтов.

Ход урока

Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебные шкатулки. Вот они стоят на столах. Но чтобы их открыть, нужно сказать волшебные слова:

Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.

Дети подходят к 1-му столу и говорят слова, воспитатель заглядывает в шкатулку.

- Сейчас мы узнаем, кто же появится у нас в гостях. Отгадайте-ка загадку:

Здесь лежит для вас игрушка -
Не лошадка, не Петрушка:
Красавица-девица и её сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой - темница.

Воспитатель достаёт из шкатулки матрёшку.

- Откуда попала к нам эта матрёшка? А где же её сестрицы? (Воспитатель достаёт из шкатулки силуэты матрёшек)

Вот они! Удивительно бледны
Нужно взяться вам за дело -
Украшать матрёшек смело:
Выбирать любой узор,
Чтобы радовал он взор!

- Давайте посмотрим, что же спрятано в других шкатулках.

Дети подходят к другому столу, произносят волшебные слова. Воспитатель достаёт из шкатулки хохломские ложки.

- Какие красивые ложки!
Здесь листок, а здесь цветок,
И красивый завиток:

- Что же это за узор? Кто хочет рассказать про этот узор?

Яркие краски в золоте блещут,
Ягоды листья, цветы и трава.
Точно живые на ложках трепещут -
Это узоры твои Хохлома!

- Нам понятно, что матрёшкам украшать мы будем ложки (Воспитатель достаёт из шкатулки силуэты ложек, раскладывает на столе).

Дети подходят к 3-му столу, говорят волшебные слова.

- Здесь опять загадка:

Эта роспись на форфоре,
Там в затейливом узоре -
Блюдца, квасники, кувшины,
Чашки в голубом и синем.
И листочки, и цветы -
Всё небесной красоты.
Синих птиц мы слышим трель:
Догадались? Это:. Гжель!

- Давайте назовём основные цвета Гжели.

Эй, девчонки- хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей, чтобы было веселей!

Частушки о Гжели (Приложение)

Воспитатель достаёт из шкатулки силуэты гжельской посуды.

- Для матрёшек мы украсим чашки голубым и синим.

Дети подходят к 4-му столу. На столе - силуэты домов-теремов.

- Всем матрёшкам мастера будут украшать дома!

А каким же узором мы будем украшать? Может шкатулка нам поможет? Здесь есть подсказка. (В шкатулке - стихотворение о городецкой росписи (Приложение)).

- До чего же весёлый городецкий узор, так и хочется запеть! А частушки о Городце вы знаете?

Частушки о Городце (Приложение)

А теперь подумайте, что бы вы хотели украсить.

Ну, а теперь, мастера, скорей за дело!

Дети принимаются за работу. По окончании выставляются на доске.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные, матрёшечки - румяные!

Оркестр (рус. нар. мелодия "Посею лебеду на берегу")

- Давайте сядем-посидим, на матрёшек поглядим.

Девочки-матрёшки:

Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть!

Песня "Матрёшки" (сл. Б. Дубровина, муз. В, Ефимова)

Весь народ глядит в окошки -
Танцевать пошли матрёшки!

Танец "Русский перепляс"

Вот закончилась игра,
Молодцы, мастера!
Давайте попрощаемся со сказкой -
Сказка чаще приходи -
С нами дружбу заводи.