Цели:
- Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Приобщать к истокам родного истинного русского народного творчества. Знакомить с миром русской культуры и с историей русского народа.
- Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.
Материал: Силуэты матрёшек, ложек, гжельской посуды, домов. Шкатулки, хохломские ложки, предметы прикладного искусства. Краски, кисти.
Предварительная работа: Беседа о народных промыслах - Хохломе, Гжели, Полхов-Майдане, Городце. Знакомство с предметами народно-прикладного искусства. Лепка игрушек по мотивам народных, роспись силуэтов.
Ход урока
Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебные шкатулки. Вот они стоят на столах. Но чтобы их открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
Дети подходят к 1-му столу и говорят слова, воспитатель заглядывает в шкатулку.
- Сейчас мы узнаем, кто же появится у нас в гостях. Отгадайте-ка загадку:
Здесь лежит для вас игрушка -
Не лошадка, не Петрушка:
Красавица-девица и её сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой - темница.
Воспитатель достаёт из шкатулки матрёшку.
- Откуда попала к нам эта матрёшка? А где же её сестрицы? (Воспитатель достаёт из шкатулки силуэты матрёшек)
Вот они! Удивительно бледны
Нужно взяться вам за дело -
Украшать матрёшек смело:
Выбирать любой узор,
Чтобы радовал он взор!
- Давайте посмотрим, что же спрятано в других шкатулках.
Дети подходят к другому столу, произносят волшебные слова. Воспитатель достаёт из шкатулки хохломские ложки.
- Какие красивые ложки!
Здесь листок, а здесь цветок,
И красивый завиток:
- Что же это за узор? Кто хочет рассказать про этот узор?
Яркие краски в золоте блещут,
Ягоды листья, цветы и трава.
Точно живые на ложках трепещут -
Это узоры твои Хохлома!
- Нам понятно, что матрёшкам украшать мы будем ложки (Воспитатель достаёт из шкатулки силуэты ложек, раскладывает на столе).
Дети подходят к 3-му столу, говорят волшебные слова.
- Здесь опять загадка:
Эта роспись на форфоре,
Там в затейливом узоре -
Блюдца, квасники, кувшины,
Чашки в голубом и синем.
И листочки, и цветы -
Всё небесной красоты.
Синих птиц мы слышим трель:
Догадались? Это:. Гжель!
- Давайте назовём основные цвета Гжели.
Эй, девчонки- хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей, чтобы было веселей!
Частушки о Гжели (Приложение)
Воспитатель достаёт из шкатулки силуэты гжельской посуды.
- Для матрёшек мы украсим чашки голубым и синим.
Дети подходят к 4-му столу. На столе - силуэты домов-теремов.
- Всем матрёшкам мастера будут украшать дома!
А каким же узором мы будем украшать? Может шкатулка нам поможет? Здесь есть подсказка. (В шкатулке - стихотворение о городецкой росписи (Приложение)).
- До чего же весёлый городецкий узор, так и хочется запеть! А частушки о Городце вы знаете?
Частушки о Городце (Приложение)
А теперь подумайте, что бы вы хотели украсить.
Ну, а теперь, мастера, скорей за дело!
Дети принимаются за работу. По окончании выставляются на доске.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные, матрёшечки - румяные!
Оркестр (рус. нар. мелодия "Посею лебеду на берегу")
- Давайте сядем-посидим, на матрёшек поглядим.
Девочки-матрёшки:
Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
Песня "Матрёшки" (сл. Б. Дубровина, муз. В, Ефимова)
Весь народ глядит в окошки -
Танцевать пошли матрёшки!
Танец "Русский перепляс"
Вот закончилась игра,
Молодцы, мастера!
Давайте попрощаемся со сказкой -
Сказка чаще приходи -
С нами дружбу заводи.