Цели:
- Закрепить знания о стране, где живут дети, её обычаях и традициях.
- Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве.
- Воспитывать любовь к России.
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
- Закрепить с детьми приёмы лепки Дымковских коней.
Оборудование:
- русские костюмы, костюм скомороха;
- платочки, карусель
- дымковские игрушки.
- ложки, свистульки, трещотки.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов, пословиц о России, Москве, гостеприимстве.
- Рассматривание иллюстраций о Москве.
- Знакомство с народными промыслами.
Ход занятия
Зал украшен в русском стиле. Дети и ведущая входят в зал под музыку "Кострома" (грамзапись).
Ведущая:
Люблю тебя моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин.
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю, глубоко пронимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним великим словом - Русь!!!
Ребёнок:
За ясные зори, умытые росами
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией.
Ребёнок:
Небо синее в России,
Реки синие в России,
Васильки и незабудки
Не цветут нигде красивей!
Ребёнок:
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Звучит песня Г. Струве "У моей России".
Ведущая:
Скажите, пожалуйста, а как называется самый главный город нашей Родины?
Ответы детей.
Ведущая:
Правильно, ребята, это Москва!
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Наш город поднялся!
Ребенок:
Стоял, велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
Ребенок:
Люблю тебя, мой дивный город,
Люблю и летом и зимой,
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной.
Ребенок:
Люблю я тихие рассветы
Московских улиц и дворов,
Люблю широкие проспекты
И перезвон колоколов.
Девочки исполняют танец "Подмосковные вечера".
Ведущая:
А теперь давайте вспомним пословицы о родной земле.
Дети и родители говорят по очереди:
Всякому мила родная сторона.
Своя сторона не бывает холодна.
Родная землица и во сне снится.
Возвращай земле долг - будет толк.
Велика русская земля, а везде солнышко.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет
Ведущая:
Ай, да молодцы! А кто знает пословицы о Москве?
Москва - всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
Не за один день Москву строили!
Москва слезам не верит!
Москва - третий Рим.
В Москве чуть-чуть не считается!
Ведущая:
Молодцы!
Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй!
Кто в веселый наш оркестр?
Выходи, не хватит мест!
Ведущая раздает ложки, свистульки, трещотки и детям, и взрослым. Под русскую народную мелодию "Ах, вы сени, мои сени" играет оркестр.
Ведущая:
Какой замечательный оркестр у нас получился! Молодцы!
А теперь вспомним некоторые обычаи, традиции Древней Руси. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Загадки для детей и для взрослых.
Для детей и взрослых.
Маленький мальчик всем под ноги смотрит. Что это? (Порог)
Взрослым.
Что делал гость, переступая порог?
(3 раза кланялся: красному углу, хозяину, хозяйке; крестился)
Детям.
Как раньше называли стол? (Сердце матери)
Но если стол, как сердце матери, можно ли его обижать? Что делать, чтобы не обижать, а
радовать?
(Вести себя за столом тихо и спокойно. Доедать все до конца).
Детям.
Что делали раньше, если роняли на пол кусочек хлеба?
(Целовали его и просили прощения).
Детям.
Почему нельзя было оставлять на столе недоеденный кусочек хлеба?
(Кусочек засыхал, и в него уходила вся сила и здоровье человека).
Взрослым.
На Руси считалось верхом неприличия женщине показываться на людях ... (с непокрытой головой).
Взрослым В Древней Москве горожане вставали рано. Обедали в полдень. Затем вся Москва ...
(Замирала на два часа, по обычаю все укладывались спать).
Взрослым.
Какие напитки в старину были самыми распространенными? (Квас, мед).
Ведущая:
Назовите пословицы о госте и гостеприимстве.
Взрослым и детям
Каков гость, таково ему и угощенье.
Красному гостю - красное место.
Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой.
Пошли, Бог, гостей - и хозяин будет сытней!
Гость в дом - Бог в дом.
Ведущая:
Очень хорошо! Молодцы!
Гармонист играет песни.
Песни Родины моей.
Ах, на свете нет чудесней
Пляски русской веселей!
Мальчики исполняют танец с ложками под русскую народную мелодию "На горе, то калина"
Ведущая:
Зимой и летом, день и ночь
Упорный труд идет.
Всегда в Москве в почете был
Мастеровой народ.
Вот и мы с вами превращаемся в мастеровых Вятки. Будем лепить Дымковских коней. Лепить будем все.
(Воспитатель показывает последовательность выполнения работы. Обращает внимание на характер дымковских игрушек. Включает спокойную народную музыку, дети и родители выполняют.А ведущая читает.)
Ведущая:
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково - поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль миновало.
Собирались вместе мужики, бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженики славные живут.
В конце работы дети читают стихи.
Ребёнок:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Ребёнок:
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал.
Ребёнок:
Конь бежит - вся земля дрожит,
На поле травушка-муравушка ничком лежит.
(В центре группы карусель. Готовые работы ставят на карусель. Под русскую народную мелодию дети выстраиваются в центре группы).
Ребёнок:
Ах, Россия. Ты Россия!
Как поет твоя душа!!!
Сторона моя родная,
До чего ты хороша!
Ребенок:
Волги-матушки разливы,
Березы здесь шумят и нивы.
Восходит алая заря.
Россия, ты нам дорога!
Ребёнок:
Золотые поля
И березки кругом.
Ты, Россия моя,
Ты любимый наш дом!
Ребёнок:
Русь талантами богата,
Поют здесь и ребята, и девчата.
Мы любим наши песни вольные,
Мы любим березки белоствольные.
Ребёнок:
Песня русская - это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка Дон у Ростова,
Это матушка Волга в пути.
Ребёнок:
Ты пойди, полети над полями,
Где притихла кормилица-рожь.
Там подружишься ты с соловьями
И как иволга ты запоешь.
Ребёнок:
Песня русская - ветер и парус,
Даль невиданная досель.
Это молодость,
Это не старость,
Это май, это зелень земель.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и двадцать и тысячу лет,
Песню русскую. Русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет.
Ребенок:
Берегите Россию, нет России другой,
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И резное оконце в подзабытом селе.
Ведущая:
Молюсь я за тебя, Россия-матушка,
Чтоб не настали злые дни.
Так пожалей ты нас, судьба-судьбинушка,
Для нас Россию сохрани!
Уж много слез от разрушителей разных
На долю выпало твою,
Всем сердцем для тебя, Россия милая,
Благославление молю.
За долю горькую и бесталанную
Тебя судить я не берусь.
Но свято верую, все образуется,
Поднимет голову святая Русь!
Ребёнок:
Желаем жить-поживать
И добра наживать
Без зла и без вихря,
Без всякого лиха.
Чтоб было светло,
Чтоб было тепло,
Чтоб свое водилось
Да и нам хватило!
Ребёнок:
Гости дорогие, попробуйте, не откажите в милости!
Ведущая:
Приглашаем вас на чай
С пряниками, с сушками,
С пышками, ватрушками. Чаепитие.
Скоморох:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары!
Проходите, подходите,
Посмотрите да купите!
Далее проходит ярмарка детских работ.
Ведущая:
На свидание прощаемся!
Хлеб да соль вам!
В долгий век и в добрый час
Путь вам чистый!
Праздник окончен.
ЛИТЕРАТУРА.
- Российский этнографический музей - детям. 2001г.
- Е.П. Арнаутов. Педагог и семья. 2002г.
- О.А. Скоролупова. Знакомство детей с русским народным творчеством.2003г.
- Дошкольное воспитание. N"6 , 2003г.
- Т.А. Шабикова, Т.З. Савельева. Праздники и развлечения. 2003г.
- В гости праздник к нам пришел. 2001 г.
- Календарные и народные праздники в детском саду. Весна. 2001г.