Обобщающее повторение по теме "Время великих реформ. Российская империя в годы царствования Александра II"

Разделы: История и обществознание


Форма проведения: урок-турнир.

Оборудование: обращение к участникам, карта «Россия в XIX веке», таблица для подведения итогов, хронологические карточки, кроссворды, линия времени, таблички с оценками.

Задачи урока.

    1. Закрепить и обобщить знания учащихся по теме, ликвидировать пробелы.
    2. Развивать познавательный интерес, творческие и аналитические способности, умение оперировать историческими датами, умение находить правильный ответ из предложенных.
    3. Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе.
    4. Воспитывать общую культуру, ответственность, внимательность, активность.

   Класс разделен на три команды. В каждой есть капитан, который будет по жребию выбирать задания и руководить работой команды. Жюри состоит из 3 учащихся-старшеклассников. Члены жюри заранее знают, какие конкурсы они будут судить.

Ход урока.

I. Оргмомент (сообщение задач урока, представление гостей, членов жюри, знакомство с условиями соревнования, жеребьевка).

II. Конкурсные задания.
Жюри после каждого конкурса показывает таблички с оценками и подводит итог.
(Оценивание по пятибалльной системе.)

1. Конкурс капитанов.
Проверка знания хронологии. Капитаны получают задание «подобрать» даты к событиям и разместить их на линии времени (июнь 1864, 1877-1878, 20 ноября 1864, 1855-1881, 19 февраля 1861, 1 января 1864, 1870, 1 января 1874, 1863-1864, 1860, 1868-1872, 1872, начало 80-х годов XIX века, 1 марта 1881, 28 декабря 1881 года).

2. Конкурс «Знание карты».
Команда № 1.
Показать на карте:
-районы, в которых после отмены крепостного права стало быстро развиваться фермерское хозяйство;
-губернии и уезды где после отмены крепостного права произошли крестьянские выступления;
-главный район металлургического производства 80-х годов XIX века;
-железнодорожные линии, которые были построены в 60-70 г.г. XIX века;
-губернии, в которых крестьянские наделы были уменьшены более чем на 40%.
Команда № 2.
Показать на карте:
-районы с преобладанием в помещичьих хозяйствах смешанной системы труда;
-губернии, в которых крестьянские наделы были увеличены более чем на 20%;
-самый крупный город Сибири в пореформенный период;
-основные районы размещения иностранного капитала;
-районы, в которых сохранились крепостнические пережитки (применялась отработочная система и другие формы кабального труда).
Команда № 3.
Показать на карте:
-районы, где помещичье хозяйство играло незначительную роль или совсем отсутствовало;
район, где началась добыча нефти в пореформенный период;
-город, ставший в пореформенный период крупнейшим портом;
-основные промышленные районы, которые сформировались в первое пореформенное 20-летие;
-губернии, в которых крестьянские наделы были уменьшены на 20 - 40 %.

3. Конкурс «Понятийный словарь».
Каждая команда получает кроссворд. Заполняет в течение 3-4 минут, зачитывает и сдает жюри.

Команда № 1.
Заполнить кроссворд.

  1. Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривали... (мировые судьи).
  2. Чтобы решить свои общие хозяйственные вопросы крестьяне приходили на... (сельский сход).
  3. Взаимоотношения крестьян и помещиков (чтобы реформа осуществлялась, как положено) контролировали назначаемые сенатом... (мировые посредники).
  4. Выборные члены органов самоуправления... (гласные).
  5. На основании вердикта выносили приговор, то есть определяли меру наказания или прекращали дело... (судьи).
              ---          
                ---          
              ---                    
             
         

         
 Команда № 2.
Заполнить кроссворд.

  1. Интересы обвиняемого по судебной  реформе 1864 года защищал... (адвокат).
  2. В черноземных губерниях был уменьшен душевой надел. При пересчете у крестьян отрезались «лишние» земли. Они назывались... (отрезки).
  3. Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению были согласованы между помещиками и крестьянами и зафиксированы в документе, который назывался... (уставная грамота).
  4. Человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты назывался... (вольнослушатель).
  5. Городской всесословный орган самоуправления, избираемый на четыре года... (городская дума).
             
             
                ----              
                             
                           

Команда № 3.
Заполнить кроссворд.

  1. По судебной реформе 1864 года высшей судебной инстанцией являлся... (сенат).
  2. Предоставление земли, строений и прочего во временное пользование за плату... (аренда).
  3. После реформы 1861 года распределяла пахотную землю между крестьянскими дворами... (община).
  4. Взяв в аренду землю у помещика, лично свободные крестьяне обрабатывали ее. Как называлась эта система? (отработочная).
  5. В пореформенный период первым крупным выступлением рабочих стала стачка на... (Кренгольмской мануфактуре).
         
           
           
                       
                          --                      

4. Конкурс «В каждой шутке – доля правды».
Команды показывают домашнее задание. Инсценирование эпизода из художественного произведения, непосредственно связанного с изучаемой эпохой.

5. Конкурс «Работа над ошибками».
Каждая команда получает исторический текст с ошибками.
Необходимо найти все допущенные ошибки, исправить и сдать жюри.
   Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. По закону они могли получить ½ надела бесплатно. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 5 лет. Крестьянин мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал ранее в форме оброка. Крестьянин должен был сразу уплатить ему 50% стоимости надела. Чтобы дать возможность помещику получить выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80 %. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 39 лет с начислением 6% годовых.

1. Крестьяне бесплатно получали ¼ надела.
2. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет.
3. Крестьянин не мог отказаться от надела и уехать из своей деревни.
4. Крестьянин должен был сразу уплатить помещику 20-25 % стоимости надела.
5. Долг государству крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет.)

6. Конкурс «Перекрестный огонь».
Проверка знания фактического материала.
Командам задаются поочередно вопросы. (Ответ через 10 секунд).
Вопросы.

  1. Почему Александра II назвали в народе царем-освободителем? (Он подписал Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян).
  2. Что вводилось согласно уставу от 1.01.1874 года вместо рекрутских наборов? (Всесословная воинская повинность.)
  3. Назовите имя крестьянина, который возглавил восстание в селе Бездна, а после был публично расстрелян. (Антон Петров).
  4. В каком возрасте мужчины призывались в армию по закону 1874 года? (в 20 лет).
  5. Какой русский дворянин, бывший морской офицер, в 1868 году приобрел в Петербурге Сталелитейный завод и превратил его затем в крупнейшее российское машиностроительное предприятие? (Н.И. Путилов).
  6. Сколько присяжных заседателей по закону 1864 года, должно было участвовать в судебном заседании? (12 человек).
  7. Какой российский город в середине XIX века был самым крупным по численности населения? (Петербург).
  8. Какие две системы судов были созданы по реформе 1864 года? (Мировые и общие.)
  9. Где и когда произошло первое крупное выступление рабочих? (На Кренгольмской мануфактуре в 1872 году.)
  10. Когда был создан Государственный банк? (1860 г.)
  11. Кто из фабрикантов стал пионером «движения» в Среднюю Азию? (Т.С. Морозов.)
  12. Что такое фермерское хозяйство? (Хозяйство, в котором использовали труд наемных, передовую технику, лучше обрабатывали землю).
  13. Что такое чересполосица? (Крестьяне владели землей чересполосно. Каждому двору нарезались полосы  хороших и плохих земель, ближних и дальних.)
  14. Перечислите изученные нами реформы 60-70х годов XIX века. (Земская, судебная, военная, реформа городского самоуправления, реформа в области просвещения.)
  15. Каково основное содержание устава для университетов, утвержденного в июне 1864 года? (Восстанавливалась автономия.)

III. Итог урока.
1. Жюри подводит итог соревнования, анализирует работу команд, объявляет команду победителя, производит награждение.

Конкурсы Команда №1 Команда №2 Команда №3 Итог
1. Конкурс
капитанов.
       
2. Знание карты.        
3. «Понятийный
словарь».
       
4. «В каждой шутке-
доля правды».
       
5. «Работа над ошибками».        
6. «Перекрестный огонь».        
Общее количество баллов.        

2. Учитель подводит итог урока.

   IV. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Последствия реформ».