Форма проведения: урок-турнир.
Оборудование: обращение к участникам, карта «Россия в XIX веке», таблица для подведения итогов, хронологические карточки, кроссворды, линия времени, таблички с оценками.
Задачи урока.
- Закрепить и обобщить знания учащихся по теме, ликвидировать пробелы.
- Развивать познавательный интерес, творческие и аналитические способности, умение оперировать историческими датами, умение находить правильный ответ из предложенных.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе.
- Воспитывать общую культуру, ответственность, внимательность, активность.
Класс разделен на три команды. В каждой есть капитан, который будет по жребию выбирать задания и руководить работой команды. Жюри состоит из 3 учащихся-старшеклассников. Члены жюри заранее знают, какие конкурсы они будут судить.
Ход урока.
I. Оргмомент (сообщение задач урока, представление гостей, членов жюри, знакомство с условиями соревнования, жеребьевка).
II. Конкурсные задания.
Жюри после каждого конкурса показывает таблички с оценками и подводит итог.
(Оценивание по пятибалльной системе.)
1. Конкурс капитанов.
Проверка знания хронологии. Капитаны получают задание «подобрать» даты к событиям и разместить их на линии времени (июнь 1864, 1877-1878, 20 ноября 1864, 1855-1881, 19 февраля 1861, 1 января 1864, 1870, 1 января 1874, 1863-1864, 1860, 1868-1872, 1872, начало 80-х годов XIX века, 1 марта 1881, 28 декабря 1881 года).
2. Конкурс «Знание карты».
Команда № 1.
Показать на карте:
-районы, в которых после отмены крепостного права стало быстро развиваться фермерское хозяйство;
-губернии и уезды где после отмены крепостного права произошли крестьянские выступления;
-главный район металлургического производства 80-х годов XIX века;
-железнодорожные линии, которые были построены в 60-70 г.г. XIX века;
-губернии, в которых крестьянские наделы были уменьшены более чем на 40%.
Команда № 2.
Показать на карте:
-районы с преобладанием в помещичьих хозяйствах смешанной системы труда;
-губернии, в которых крестьянские наделы были увеличены более чем на 20%;
-самый крупный город Сибири в пореформенный период;
-основные районы размещения иностранного капитала;
-районы, в которых сохранились крепостнические пережитки (применялась отработочная система и другие формы кабального труда).
Команда № 3.
Показать на карте:
-районы, где помещичье хозяйство играло незначительную роль или совсем отсутствовало;
район, где началась добыча нефти в пореформенный период;
-город, ставший в пореформенный период крупнейшим портом;
-основные промышленные районы, которые сформировались в первое пореформенное 20-летие;
-губернии, в которых крестьянские наделы были уменьшены на 20 - 40 %.
3. Конкурс «Понятийный словарь».
Каждая команда получает кроссворд. Заполняет в течение 3-4 минут, зачитывает и сдает жюри.
Команда № 1.
Заполнить кроссворд.
- Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривали... (мировые судьи).
- Чтобы решить свои общие хозяйственные вопросы крестьяне приходили на... (сельский сход).
- Взаимоотношения крестьян и помещиков (чтобы реформа осуществлялась, как положено) контролировали назначаемые сенатом... (мировые посредники).
- Выборные члены органов самоуправления... (гласные).
- На основании вердикта выносили приговор, то есть определяли меру наказания или прекращали дело... (судьи).
--- | |||||||||||||||||
--- | |||||||||||||||||
--- | |||||||||||||||||
Команда № 2.
Заполнить кроссворд.
- Интересы обвиняемого по судебной реформе 1864 года защищал... (адвокат).
- В черноземных губерниях был уменьшен душевой надел. При пересчете у крестьян отрезались «лишние» земли. Они назывались... (отрезки).
- Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению были согласованы между помещиками и крестьянами и зафиксированы в документе, который назывался... (уставная грамота).
- Человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты назывался... (вольнослушатель).
- Городской всесословный орган самоуправления, избираемый на четыре года... (городская дума).
---- | |||||||||||||||
Команда № 3.
Заполнить кроссворд.
- По судебной реформе 1864 года высшей судебной инстанцией являлся... (сенат).
- Предоставление земли, строений и прочего во временное пользование за плату... (аренда).
- После реформы 1861 года распределяла пахотную землю между крестьянскими дворами... (община).
- Взяв в аренду землю у помещика, лично свободные крестьяне обрабатывали ее. Как называлась эта система? (отработочная).
- В пореформенный период первым крупным выступлением рабочих стала стачка на... (Кренгольмской мануфактуре).
-- |
4. Конкурс «В каждой шутке – доля правды».
Команды показывают домашнее задание. Инсценирование эпизода из художественного произведения, непосредственно связанного с изучаемой эпохой.
5. Конкурс «Работа над ошибками».
Каждая команда получает исторический текст с ошибками.
Необходимо найти все допущенные ошибки, исправить и сдать жюри.
Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. По закону они могли получить ½ надела бесплатно. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 5 лет. Крестьянин мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал ранее в форме оброка. Крестьянин должен был сразу уплатить ему 50% стоимости надела. Чтобы дать возможность помещику получить выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80 %. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 39 лет с начислением 6% годовых.
1. Крестьяне бесплатно получали ¼ надела.
2. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет.
3. Крестьянин не мог отказаться от надела и уехать из своей деревни.
4. Крестьянин должен был сразу уплатить помещику 20-25 % стоимости надела.
5. Долг государству крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет.)
6. Конкурс «Перекрестный огонь».
Проверка знания фактического материала.
Командам задаются поочередно вопросы. (Ответ через 10 секунд).
Вопросы.
- Почему Александра II назвали в народе царем-освободителем? (Он подписал Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян).
- Что вводилось согласно уставу от 1.01.1874 года вместо рекрутских наборов? (Всесословная воинская повинность.)
- Назовите имя крестьянина, который возглавил восстание в селе Бездна, а после был публично расстрелян. (Антон Петров).
- В каком возрасте мужчины призывались в армию по закону 1874 года? (в 20 лет).
- Какой русский дворянин, бывший морской офицер, в 1868 году приобрел в Петербурге Сталелитейный завод и превратил его затем в крупнейшее российское машиностроительное предприятие? (Н.И. Путилов).
- Сколько присяжных заседателей по закону 1864 года, должно было участвовать в судебном заседании? (12 человек).
- Какой российский город в середине XIX века был самым крупным по численности населения? (Петербург).
- Какие две системы судов были созданы по реформе 1864 года? (Мировые и общие.)
- Где и когда произошло первое крупное выступление рабочих? (На Кренгольмской мануфактуре в 1872 году.)
- Когда был создан Государственный банк? (1860 г.)
- Кто из фабрикантов стал пионером «движения» в Среднюю Азию? (Т.С. Морозов.)
- Что такое фермерское хозяйство? (Хозяйство, в котором использовали труд наемных, передовую технику, лучше обрабатывали землю).
- Что такое чересполосица? (Крестьяне владели землей чересполосно. Каждому двору нарезались полосы хороших и плохих земель, ближних и дальних.)
- Перечислите изученные нами реформы 60-70х годов XIX века. (Земская, судебная, военная, реформа городского самоуправления, реформа в области просвещения.)
- Каково основное содержание устава для университетов, утвержденного в июне 1864 года? (Восстанавливалась автономия.)
III. Итог урока.
1. Жюри подводит итог соревнования, анализирует работу команд, объявляет команду победителя, производит награждение.
Конкурсы | Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 | Итог |
1. Конкурс капитанов. |
||||
2. Знание карты. | ||||
3. «Понятийный словарь». |
||||
4. «В каждой шутке- доля правды». |
||||
5. «Работа над ошибками». | ||||
6. «Перекрестный огонь». | ||||
Общее количество баллов. |
2. Учитель подводит итог урока.
IV. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Последствия реформ».