Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид урока: урок-практикум.
Девиз урока: “Трудное сделать легким, легкое привычным, привычное приятным”
Цели:
1. Образовательные:
- закрепить представления о квадратичной функции, умение описывать ее свойства;
- закрепить умения строить график квадратичной функции;
- обобщить и систематизировать умения выполнять преобразования графиков квадратичной функции;
- провести диагностику системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий.
2. Развивающие:
- развивать графические навыки учащихся, навыки чтения графиков;
- развивать алгоритмическое мышление, сообразительность.
3. Воспитательные:
- воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели;
- содействовать рациональной организации труда.
Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная.
Структура урока:
- Психологический настрой учащихся.
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
- Актуализация знаний.
- Практическая работа.
- Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Материалы к уроку:
- Материал для устной работы в электронном виде.
- Демонстрационные таблицы “Графики квадратичной функции”.
- Индивидуальные папки на каждого ученика с материалом для диагностики и подведения итогов.
- Электронное пособие “Алгебра 7-9”. Серия “Все задачи школьной математики”. Изд. “Просвещение”, 2003 г.
Техническое оснащение урока:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
Ход урока
1. Психологический настрой учащихся .
Цель: снять психологическое напряжение, создать благоприятный климат общения.
2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, включить их в деловой ритм.
Есть хорошая поговорка: “Повторение – мать учения”.
Математика не исключение, и чтобы хорошо усваивать ее, необходимо повторять и приводить в систему уже изученное.
– А что мы изучали, какую учебную задачу решали на протяжении последних уроков?
(Изучали квадратичную функцию, ее свойства, строили графики)
Приложение. Слайд 1.
– Как вы считаете, мы выполнили поставленную перед нами задачу?
Если кто-то ответил себе : “Да”, – то вы молодцы! Это сегодня можно будет продемонстрировать.
Если кто-то ответил в мыслях : “Не совсем”, – у того есть возможность восполнить пробелы.
Потому что сегодня на уроке мы должны: (Обращение к классному стенду)
Изучаем и повторяем
- Повторение теоретического материала:
определение квадратичной функции;
выполнение заданий на применение свойств квадратичной функции. - Практическая работа:
построение графиков;
преобразование графиков;
решение практических задач. - Подведение итогов.
4. Актуализация знаний.
Цель: повторить теоретический минимум, необходимый для решения задач.
Устная работа.
а) – Что называется квадратичной функцией? Приведите примеры.
– Что представляет собой график квадратичной функции?
– На экране график функции и график функции …?
(Запись закрыта, после ответа открывается)
Сравнивая графики этих функций, перечислите общие свойства функций. Какие свойства различны?
Приложение. Слайд 2.
б) – Выполнение заданий на применение свойств квадратичной функции и
преобразование графиков.
Слайд 3–7
в) Работа с электронным пособием “Алгебра 7–9” .
Серия “Все задачи школьной математики”.
Задание: А – 02, А – 04.
Вычислить координаты вершины параболы, написать уравнение оси симметрии параболы.
Цель: повторить алгоритм нахождения координаты вершины параболы; учить выполнять указанные действия в компьютерном варианте.
Учащиеся поэтапно выполняют задание на компьютере.
Выполнение задания контролируется программой.
Практическая работа.
Цель: отработать навык простейших преобразований графиков функции;
закрепить навык построения графика квадратичной функции.
Учащиеся работают в тетради.
- Произвести сдвиг параболы y = x2 вдоль оси ОX на 4 ед. вправо
и на 4 ед. вверх по оси ОY. Написать новое уравнение параболы.
(y = (x – 4)2 + 4); - Произвести сдвиг параболы y = –x2 на 2 ед. влево и 3ед. вниз.
написать новое уравнение параболы.
(y = –(x + 2)2 – 3); - Путем преобразования графика функции y=x2 схематически
построить графики функций: y = x2 – 8x + 17
(выделяем квадрат двучлена, пользуясь формулами
a(x – x0 )2 + y0, где
y = x2 + 4x +3
y0 = y(x0 ), получаем y = (x – 4)2 + 1).
((x + 2)2 – 1; парабола сдвинута по оси ОX на 2ед. влево и на 1ед. вниз).y = 4x2 – 4x +9
парабола сдвинута на ед. вправо и на 8 ед. вверх, ветви сужены).
- Построить график функции y = x2 – 2x – 8.
Один ученик работает у доски. Проговаривает алгоритм построения.
Параллельно другой ученик выполняет аналогичное задание по электронному учебнику. Серия “Все задачи школьной математики”.
Задание А-05. (Построить график заданной функции).
По окончанию выполнения заданий, проверяем соотнесением графика, построенного на доске и выполненного в компьютерном варианте.
План построения:
- Квадратичная функция; графиком является парабола, ветви направлены вверх.
- Координаты вершины параболы А(m; n);
- Уравнение оси симметрии параболы: x=m;
- Точки пересечения с осью ОX;
- Дополнительные точки с учетом оси симметрии.
Учитель: укажите промежутки монотонности; промежутки возрастания и убывания функции.
5. Диагностика усвоения системы знаний и умений.
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, обеспечение их коррекции.
а) Доска. Демонстрационный плакат. Графики каких функций изображены?
Рис.
1
У учащихся карточки разных цветов.
Из 3-х оранжевых необходимо выбрать одну – верную запись для графика оранжевого цвета.
Из 3-х зеленых карточек выбрать одну – верную запись для графика зеленого цвета и т.д.
Учащиеся выбирают и демонстрируют ту карточку, которая соответствует указанному графику
Выбор необходимо обосновать
Рис. 2
б) Внимание на экран!
Приложение. Слайд 8.
Этапы работы:
- Знакомство с текстом задания.
- Анализ задания: почему данное задание относится к заданиям темы “Квадратичная функция, ее свойства”.
- Составляется алгоритм решения.
- Решение задания в тетради.
- Вывод о возможности использования алгоритма.
в) Приложение. Слайд 9.
Этапы работы:
- Знакомство с текстом задачи.
- Анализ задачи.
- Можем ли мы использовать для ее решения составленный алгоритм.
- Формулируем последовательность своих действий.
- Решение задачи по цепочке.
7. Итог урока.
Цель: дать оценку успешности достижения цели; самооценка учащимися реальных результатов изучения темы.
- Самостоятельная работа в форме теста с заданиями с выбором одного
верного ответа из четырех предложенных вариантов.
Проверка осуществляется по предложенной таблице с ответами;
учащиеся самостоятельно оценивают свою тестовую работу.
(Текст теста – см. Приложение.) - * Обращение к задачам урока, девизу урока.
Учащиеся делают выводы по уроку.
8. Информация о домашнем задании.
- * Составить задания, задачу на применение темы “Квадратичная функция, ее свойства и график”;
- Оформить задание или задачу в виде карточки; (Установка на то, что самые интересные задания и задачи будут решены в классе на последующих уроках);
- * Индивидуальные тестовые задания.
9. Рефлексия “Незаконченное предложение”
Цель: осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Задание: закончить одно из трех предложений, которое больше других соответствует вашему состоянию.
- “Выполнять задания и решать задачи мне трудно, так как …”
- “Выполнять задания и решать задачи мне легко, так как …”
- “Выполнять задания и решать задачи для меня занятие приятное и интересное, потому что…”
Приложение. Открывается слайд 10.
Учитель: Я жду вас на следующий урок алгебры, чтобы вновь и вновь быть в совместном поиске математических разгадок.
См. Приложение. Слайды 1–10