Проектная деятельность в детском саду "Светлячок" г. Абакана Республики Хакасия

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект № 1. Творческий проект “Где живут эмоции?”

Цель проекта: ознакомление с миром эмоций, развитие воображения детей. Успешность проведения данных занятий, думаю, заключается в том, что они помогают определить возможности искусства для становления личности ребенка, осмыслить его роль в педагогическом процессе. Я полагаю, что в настоящее время это актуально, назрела необходимость интегрированных программ, интегрированных занятий, занятий, знакомящих с образами Красоты, Добра, Эмоций, что и позволяет нам мир музея детского сада, музея интерактивного.

Конспект занятия “Настроение”

Цель: формирование представлений о настроении художественных образов в произведениях различных видов искусства.

Задачи: образовательные – развивать умение определять характер и настроение художественного образа сказочных персонажей посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства, поэтического слова; выделять отдельные средства выразительности в музыке и живописи, развивающие – развивать умение сравнивать образы в музыке и живописи, находить в них сходства и различия; развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы, творческую фантазию и понимание замысла художника, поэта, композитора, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, воспитывающие – воспитывать осознанное отношение к произведениям различных видов искусства, эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям произведений.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, картин “Богатыри”, “Иван Царевич и Серый волк”; чтение русских народных сказок, художественной литературы об осени; просмотр диафильмов.

Словарная работа: поникшая голова, сиротка, печальные глаза, мрачные воды пруда.

Материалы и оборудование: картина В.Васнецова “Аленушка”, стихотворение Прокофьева “Аленушка”, грамзапись И. Ахрон “Настроение” в исполнении скрипача М. Фурера, грамзапись Прокофьева “Классическая симфония” 4-я часть.

Методические приемы: вопросы, художественное слово, рассматривание картины и беседа по ее содержанию, прослушивание музыкальных отрывков, словарная работа, выполнение этюда, составление ассоциативных композиций, искусствоведческий рассказ.

Ход занятия: приглашаю детей на выставку. Сегодня в музее открыт сказочный зал. Здесь можно окунуться в мир сказок, созданных фантазией художника Васнецова. Сквозь дремучий лес скачет Серый волк с Иваном Царевичем и Еленой Прекрасной. Догорает на небе вечерняя заря, устал волк, утомилась Елена прекрасная, но все дальше скачут они, спасаясь от погони Кощея Бессмертного.

– Давайте вспомним, как называлась эта картина, и кто ее написал? (“Иван Царевич и Серый волк” В. Васнецов). Сегодня мы с вами познакомимся с другой картиной Васнецова “Аленушка”. У этой картины такая история: однажды Васнецов увидел девочку-сиротку. Он говорил с ней несколько раз и узнал, что зовут ее Аленушка, это имя ему очень понравилось. Ее глаза его поразили – в них была печаль. И художник решил написать об этом картину. Назвал ее тем же именем “Аленушка” (показ картины “Аленушка”). Как вы понимаете слово “сиротка”? (Нет родителей).

– Грустит, горюет на сером камне бедная сиротка Аленушка. Медленно ложатся на воду желтые падающие листья. Как оказалась Аленушка одна в лесу? (Убежала с горя из дому в лесную чащу, чтобы выплакать всю обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни). Какое чувство вызывает картина? (Грусть, печаль, жалость).

Предлагаю послушать музыкальные отрывки, выбрать один, подходящий к картине. Соответствует ли музыка этой картине? Какой отрывок походит больше всего? Почему? (Дети объясняют свою точку зрения).

– Как художник сказал, что девочка горюет? Всмотритесь в лицо, фигуру Аленушки – поникла ее голова, свешиваются спутанные пряди волос, печально сложены руки на коленях; сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – все говорит о бедности и горькой сиротской доле.

– Как вы понимаете, “поникшая голова”, “мрачные воды пруда”?

– Как художник смог передать грусть, печаль? (Неяркие, темно-зеленые, красновато-коричневые краски подчеркивают печальное грустное содержание картины).

– Какое время года изображено на картине? (Ранняя осень, первая пора увядания природы, пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины).

– Почему художник нарисовал Аленушку осенним днем?

– О чем говорит природа, показанная на картине? (Природа созвучна ее настроению; она словно скорбит вместе с девушкой: участливо склонились над ее головой ветки осинок; поникли листья камыша; птицы прилетели и щебечут над ее головой, как бы стараясь успокоить, рассеять ее горечь, грусть; деревья стоят спокойные; камыши как бы ласкают ее; речка сочувствует Аленушке).

– Что бы сказали вы Аленушке, оказавшись рядом с ней? (Не печалься Аленушка, все будет хорошо).

Искусствоведческий рассказ: Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье – все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней.. Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

– А какая сказка вам вспомнилась, глядя на эту картину? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди”).

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: “Аленушка”

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

– Понравилось? Предложить статический этюд “Аленушка”.

– Хотите помочь Аленушке? Придумайте ситуацию, когда у Аленушки будет все хорошо. Как это будет? (Ответы детей).

Упражнение “Цветовая композиция”. Составить композицию к понятиям “печаль”, “грусть”, “радость”. Сравнить оттенки цветов. Развивать умение делать самостоятельно выводы, обобщать. Предложить нарисовать картину, Аленушку, в той ситуации, когда у нее все хорошо. Показать приподнятое настроение, радостное. Организуется выставка детских работ.

Проект № 2. Тематический проект “Красота родной природы”

Цель проекта: ознакомление с миром экологических систем, развитие у детей исследовательских умений. Показатель успешности – опора на ближайший социальный опыт ребенка (а именно, светлячок – символ детского сада “Светлячок”) и в тоже время это насекомое обитает на лугу. Разумная организация целостного восприятия материала, так как недельный тематический план-паутинка “Красота родной природы” предусматривает планирование и проектирование деятельности детей в таких центрах активности:

  • науки, экспериментирования и опытнической деятельности – “Огород на подоконнике”, наблюдение за цветением герани и фиалки в групповом уголке природы, “Выставка животных и растений луга”, “Моделирование макета почвы в аквариуме” (или другой стеклянной емкости);
  • центр любознашек – “Какие животные спрятались в траве?”, “Выкладывание насекомых из разных головоломок”, схемы для моделирования экосистемы луга (обозначения: много света, много влаги, плодородная почва, много солнца, много травы, и др.),
  • математики – “Сосчитай насекомых”, “Помоги муравьям выбраться из лабиринта”, количественный и порядковый счет гостей божьей коровки,
  • буквоведа – согласование прилагательных, числительных; обогащение словаря при назывании животных и растений луга, составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений по теме проекта,
  • искусства – открытие выставки пейзажной живописи “Пройдемся медленно по лугу”, фотовыставки и выставки семейных проектов, рисунков и др. работ,
  • движения – русские народные и подвижные игры и упражнения, этюды по теме проекта “Вальс луговых цветов”, “Танец бабочек, “Песни весеннего ветра”.
  • Согласованное взаимодействие со специалистами детского сада – музыкальным руководителем, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом и учителем компьютерного класса. Коллективом составлен план взаимодействия в рамках проектной деятельности.
  • Развитие самостоятельности, мотивации к демонстрации знаний (представление семейного проекта), потребности в поиске сведений и знаний, деятельностный подход к организации занятия – рисование луговой полянки нетрадиционным способом, составление моделей. Именно это увлекает ребенка-дошкольника.

Конспект занятия “День рождения божьей коровки”

Цель: обогащение знаний о животных и растениях луга “духовным сознанием”, развитие воображения детей.

Задачи: образовательные – рассмотреть луг как экосистему, используя системный подход, демонстрировать знания в коллективе сверстников, развивающие – формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться красотой, разнообразием и многогранностью окружающего мира, постигать тайны его красоты “духовным сознанием”; развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества: учить изображать насекомых, цветы, нетрадиционным способом – отпечатками пальцев, “печатать овощами”, воспитывающие – воспитывать культуру общения, доброжелательность, любовь к природе.

Предварительная работа: рассказывание сказок о красках Зверевой, Катаева “Цветик-семицветик”, рассматривание иллюстраций, открыток о насекомых, природе из серии “Дошкольникам о природе”, про растения и животных луга; подготовка семейных проектов “Кто живет и что растет на лугу?”; знакомство детей с нетрадиционными способами изображения (например, космическое небо – раскатывая краску шариками); организация передвижной выставки заповедника “Хакасский”; экскурсия к экспозиции детского сада “Природа Хакасии” (холл I этажа); рассматривание баннера в музыкальном зале (луговая тематика, в центре – объемная аппликация светлячка).

Материалы и оборудование: гуашь, акварель, цветные карандаши, лист ватмана, ванночки, тряпочки для гуаши, палочки, “печати овощей” из лука, моркови, картошки, магнитофон, запись “Вальс цветов” Чайковского.

Методические приемы: вопросы, художественный – сказка, рассматривание картин, фотографий и краткая беседа по их содержанию, прослушивание музыкального отрывка, экскурсия, выполнение этюдов, метод эмпатии, парад знаний, нетрадиционные способы рисования.

Ход занятия: предлагаю послушать сказку. Сказка не простая, а с секретом. “Как путешествовал солнечный зайчик” Вот и к нам пришла весна. Запели птицы, появились первые цветы. Солнышко стало добрее и веселее. Оно ласково заглядывает к вам в комнату и каждому из вас дарит свой лучик, радуется приходу весны. Оживает мир растений. Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, своя тайна, своя красота. Солнышко распускает свои лучи, отправляет путешествовать свои солнечные зайчики по лесам, по полям, болотам, заглядывает на пруд, на реку. Солнечный луч особенно охотно заглядывает на чудесный пестрый луг, бродит среди множества ярких цветов и стройных трав. А когда фея весны щедрой рукой сыпала цветы теплым дождем, то они вырастали такими высокими, что снизу, с земли, едва можно было увидеть их верхушку! А вот и их фотографии – полюбуйтесь! Нравятся? Обзорная экскурсия. Хотите побывать на пестром лугу? В этом нам помогут ваши проекты? “Презентация семейных проектов”.

– Мы можем пестрый луг сделать своими руками? Давайте попробуем. Нужно не забывать самое главное правило: прежде, чем набирать новую краску, нужно вымыть руки и вытереть насухо тряпкой; договориться, где будет небо, где земля. Первым надо рисовать луг: траву, цветы.

Этюд “Прилет насекомых” (звучит мелодия Чайковского “Вальс цветов”).

Насекомые прилетели на день рождения божьей коровки. В этот момент сохнет краска. Затем печатание насекомых: жуков, стрекоз, божьей коровки. Прорисовывание усиков, глаз. Повторное прослушивание мелодии. Привлечь детей полюбоваться, как нарисованные насекомые под музыку порхают над лугом, как колышутся на легком весеннем ветерке травы да цветы. Предложить превратиться в какое-нибудь насекомое или красивый цветок и выполнить движения под музыку.

Творческий этюд.

Упражнение “Опиши, как говорят или поют ваши любимые цветы”

Итог: Интересно ли вам было? Какой секрет в нашей сказке был? Можно сказать, что сказка ожила? Кто помог ей ожить? Понравилась ли сказка? Что запомнилось больше всего?

Проект № 3. Исследовательско-творческий проект “Красота труда”

Цель проекта: формирование проектировочных и исследовательских умений дошкольников (5–6, 6–7 лет). Показатель успешности: развивающий эффект представленного материала, который изначально ставит ребенка в позицию исследователя, учит планировать свои действия в течение дня, делать осознанный выбор в центрах активности. На утреннем сборе в совместном обсуждении используется модель трех вопросов, которая помогает ребенку определить траекторию развития. Новый проект, новая тема, новый интерес: 1) что мы знаем об этом? 2) что можем узнать? 3) что для этого нужно сделать? Использование приема исследовательский фартук помогает определить пути поиска недостающих знаний и обратиться к разным источникам (спросить у взрослого, посмотреть по телевизору, найти в книге, интернете, сделать своими руками).

Конспект занятия “Красота рукотворная”

Цель: формирование представлений о художественных образах русской национальной одежды.

Задачи: образовательные – учить понимать социальную значимость национальной русской одежды, украшенной вышивкой; развивать умение выделять средства художественной выразительности – цвет, композицию, красивое сочетание узоров, развивающие – развивать умение сравнивать образы в поэзии, народном искусстве, находить в них сходства и различия; поощрять детскую импровизацию и творческую инициативу в пластическом интонировании конструктивной деятельности, воспитывающие – формировать оценочное отношение к произведениям народного искусства, учить любоваться их красотой; создать мотивацию заниматься прикладным трудом.

Предварительная работа: чтение произведения К.Ушинского “Как рубашка в поле выросла”, чтение и заучивание русских народных пословиц о труде, народной одежде; рассматривание иллюстраций, кукол, матрешек в русских костюмах.

Материалы и оборудование: иллюстрации и репродукции с изображением русской национальной одежды, полотенца старинные, кокошники, платки, нитки, ножницы, вата, мелкие пуговицы.

Методические приемы: вопросы, художественное слово, экскурсия, прослушивание музыкального отрывка, организация выставки, выполнение этюдов и хороводов, проблемные задания, организация ручного труда, моделирование, заучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия

– Я приготовила вам секрет. Хотите узнать какой?

Чтение стихотворения Ю. Мориц, С. Никитина “Это очень интересно”.

Это очень интересно:
От кого река бежит?
Это очень интересно:
Что в трамвае дребезжит?
Отчего скворец поет?
Почему медведь ревет?
Почему один в берлоге,
А другой в гнезде живет?
Это очень интересно:
Кто деревья посадил?
Кто придумал крокодилу
Это имя – “крокодил”?
Кто назвал слоном слона?
Это очень интересно:
Кто сазану и фазану
Дал такие имена?
Это очень интересно
Поглядеть на муравья.
Это очень интересно:
Как живет его семья?
Нелегко живется ей
Потому что меньше кошки
Меньше мухи, меньше мошки
Всех он меньше, муравей.
Это очень интересно:
Почему молчит коза?
Это очень интересно:
В барабан ли бьет гроза?
Это, это же чудесно,
Что у всех, у всех людей
И у всех, у всех детей
На лице живут глаза!
Это очень интересно.

“Приглашение на выставку”. Тот, кто ведет экскурсию, как называется (экскурсовод или гид)? Можно это буду я? А вы – туристы, посетители, экскурсанты, гости.

– Что делают туристы, когда посещают разные места?

– Что такое экспонаты? На нашей выставке несколько залов. Как одним словом назвать, что это?

Это зал русской народной одежды. Издревле люди любили украшать одежду.

– Хотите узнать, как это делалось? (Показ иллюстраций, репродукций).

– Где располагалась вышивка? (На подоле, груди, горловине и плечах).

– Девушки вышивали узоры на своих изделиях длинными, зимними вечерами. Под сарафан надевали по пять рубах, расшитых и украшенных вышивкой, потом завязывали поясом. Пояса плели. В узорах были надписи, слова и даже целые предложения, пожелания милому дружку. Рисунки, узоры были разнообразные: птицы, кони, солнце, берегини, львы.

– Послушайте строчки из старинной песни:

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами.
Со теплыми облаками,
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами
Со частыми звездами…
В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами.

– Как читаются стихи? (Напевно, ласково).

– Создавали мастерицы и красивые головные уборы: кокошники, “сорока”, платки и др. Кокошники для праздников, свадеб были расписные, яркие; на каждый день – попроще. В некоторых районах повязывали уборы – “сороки”, платки. Платки иногда повязывали поверх кокошников. Пожалуйста, посмотрите поближе узоры, мотивы вышивки. Какие цвета использованы в вышивках? Есть ли там животные, люди? Что они делают? (Кружатся, водят хороводы, радуются весне, урожаю).

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.

– Приглашаю вас во второй зал. Зал готовых изделий. Рассмотрите выставку с узорами. Какие элементы можно различить?

– Что делают фигуры? Они тянут руки к солнцу. Это берегини. Руки вместе – хоровод.

– Что может означать хоровод? С чем он связан? С солнцем, с венком. Вот почему в хороводе движения по кругу. Вся жизнь идет по кругу, все в ней связано, сомкнуто, соединено. Времена года чередуются, сменяются друг с другом по кругу. Отсюда название – круговой хоровод.

– Что случиться, если разрушится хоровод, одно звено? Круг превратиться в линию, выпрямится.На что линия хоровода похожа?

Такой хоровод носит название – линейный. В нем две линии состязаются, стоят друг против друга, двигаются поочередно вперед-назад. Были и другие хороводы. Например: “завивание улитки”, когда одной линии прямой и ровной завивали улитку и затем раскручивались в разные стороны, а в конце брались за руки, и получался хоровод. Хороводы были тесно связаны с обрядами, праздниками, с вечным понятием – солнце, небо, земля, вода. Венок из распустившихся цветов плели в солнечный день и пускали по реке на счастье. Если венок тонул – быть беде. В орнаментах присутствует рисунок людей – берегинь. Они тянут руки наверх к солнцу, небу. Просят дождя, тепла, света, богатого урожая. Предлагаю этюды: “Берегини”, “Круговой хоровод”, “Линейный хоровод”.

Солнышко – колоколнышко!
Посвети поскорей
Землю-матушку согрей!

Игра “Отгадай и назови правильно”

– В старину предметы называли по-другому. Я буду читать, а вы догадайтесь, что это.

Столешник – скатерть, настилальник – покрывало, утиральник – полотенце для лица, рукотер – полотенце для рук, набожник – полотенце для украшения иконы.

Предлагаются три полотенца, нужно распределить соответственно старинному названию. Одинаковая ли вышивка на полотенцах? (Гладкая вышивка – это гладью, перекрестные линии – это крестом).

Игра “Составь композицию”, варианты: повседневная одежда – праздничная; костюм молодой девушки – костюм женщины.

– Наша выставка не простая, с сюрпризом. При выставке работает “Мастерская сувениров”.

– Вот что можно сделать: змейку, закладку, витой шнурок. (Схемы предлагаются).

Дети рассматривают, выбирают, занимаются ручным трудом.

Игра “Покажи свое настроение цветным кружком”.

Чтение и заучивание пословиц и поговорок:

Хвалят на девке шелк,
Коли в девке толк.
Молодец в кафтане,
Девка в сарафане.