Цели:
- приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
- развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
- воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.
Задачи урока:
- сформировать общее представление о наших предках;
- выявить характерные качества славянина;
- научит детей находить главные доказательства своей гипотезы.
Оборудование урока.
- Диск с презентацией, медиапроектор,
- учебник «Окружающий мир. 3 класс» автор Н. Ф. Виноградова,
- карточки с заданиями по группам,
- детали «конструктора» для создания модели,
- репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри», А.Г.Венецианова «Крестьянка, расчесывающая лен (Анисья)». 1822 год.
- сигналы – красный круг («не уверен, могу ошибиться, приглашаю к дискуссии») и зелёный квадрат («уверен, могу доказать»).
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
Основной структурный элемент урока: диалог – полилог.
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приложение 1.< Слайд2>
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была. (Н. Кончаловская)
II. Актуализация знаний.
- Кто были наши предки?
Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке.
- Где они жили?
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.
- Откуда они пришли?
Одни славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину.
- Как их называли?
Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”.
Давайте обратимся к карте и найдем места, где селились славяне <Слайд 3>
поляне – жители полей
древляне– жили среди “дерев”
дреговичи – слово “дрягва” означает болото
Значит, они жили у болот.
- Давайте вспомним, как выглядели наши предки, и смоделируем типичный вид славянина.
Учащиеся составляют модель славянина из следующего набора деталей. <Слайд 4>
-Докажите правильность своего выбора. <Слайд 5>
- Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.
III. Постановка учебной задачи. < Слайд6 >
Давайте продолжим искать ответ на вопрос: « Какими были славяне? », и выясним:
Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?
-Кто такие богатыри?
Ответы детей: (Богатыри – это сильные, смелые, выносливые, справедливые, трудолюбивые, любящие свою Родину люди.)
- Обратимся к толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля. < Слайд 7>
БОГАТЫРЬ – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
БОГАТЫРСКИЙ, принадлежащий, свойственный богатырям < Слайд 8>
Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа, охраняя границы родной земли, что и нашло отражение в картине В. Васнецова «Богатыри»
- Давайте докажем, что славянский народ обладал качествами богатырей.
- Выскажем предположения< Слайд 9>
- Какое высказывание верно?
- Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.
- От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.
- Вспомним всем известную шутку:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
-Что вы можете сказать об этом человеке?
-Как будут жить его дети и внуки?
- Почему наши предки не могли быть ленивыми? <Слайд 10>
- Сравни свой ответ с текстом.
Чтение текста учебника, с.104 (с. 36)
- Назовите качество, которым обладали славяне. (Трудолюбие)
Работа в группах
- Соедини начало и конец пословиц.
- О каком качестве человека в ней говорится?
Люди пахать, а… |
… лень портит. |
- Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов.
- Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.
- Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.
- Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.
- Итак, назовите качество, которым обладали славяне? (Сообразительность)
Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту.
- Какие качества помогали славянам одерживать победу над врагом? (Смелость, отвага, хитрость, любовь к Родине, любовь к свободе, выносливость.)
- Сравните свой ответ с текстом.
Чтение текста учебника, с.105 - 106(с. 37)
- Как вы думаете, все эти качества свойственны только мужчинам ?
Варианты ответов детей.
- Об этом можно узнать из преданий древних народов, проживавших на берегах Волги.
(Приложение 2) < Слайд 11 > Утёсы над Волгой
- Не только мужчины у славян были смелыми, сильными, выносливыми, любящими Родину, но и женщины.
- Объясните пословицу: «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка не отдадим».
Варианты ответов детей
- Вспомните, что обозначают слова пядь, вершок.
Пядь – старорусская единица измерения длины, равная 17,78 см .(от старорусского слова «пясть» - ладонь, кисть руки см. словарь В. Даля стр.552) «Малая пядь» - расстояние между концами вытянутых пальцев руки - большого и указательного.
Вершок – старорусская единица измерения длины, равная 4,44 см. Первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.
1 пядь = 17,78 см; 1 вершок = 4,44 см
«Ни пяди» - даже самой малой части.
Физкультминутка
- Существовало раньше у славян такое слово -ПÓМОЧЬ. <Слайд12 >
- Объясните его значение.
Ответы детей.
-Подберите к нему синонимы. (Отзывчивость, доброта)
Чтение текста учебника, с.106(с. 37 - 38)
- Объясните, как вы понимаете слова «всем миром».
- О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини-сценку
«Как принимали гостей».
- В старину был такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью.
Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты): Надо оставить немножко гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.
Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго?
- Предположите, что ответил отец сыну.
Версии учащихся.
- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин своему сыну.
Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас добрым словом помянет. <Слайд13 >
- Каким же качеством славились наши предки? ( Гостеприимством)
- Самыми ценным продуктами в те времена были хлеб да соль. О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб-соль со стола не сходит».
- Давайте заглянем в крестьянский дом в тот момент, когда семья обедает. Войдя в горницу, скажем: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим».
- Прочитаем в учебнике, что писал о славянах русский историк Н. М. Карамзин.
Чтение текста учебника с. 38
- Русский историк Н. М. Карамзин писал : «…Всякий путешественник был для хозяев как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, обо всём расспрашивали и провожали с благоговением…»
- К сожалению, не всегда о наших предках-славянах пишут правду. Встречаются и просто грубые вымыслы.
- Прочитайте предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.
- Древние славяне славились своей скупостью.
- В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.
- Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
- От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.
- Но больше всего славяне любили рабство.
Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.
- Перечислите, выявленные вами, качества славян. < Слайд 14>
- Щедрость, смелость, сообразительность, сила, терпеливость, свободолюбие.
- Умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать.Славяне любили плясать, петь песни и водить хороводы. Давайте и мы послушаем праздничную - плясовую песню в исполнении учащихся нашего класса.
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая
Голова бедовая.
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила.
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая
Голова бедовая.
Я не мамкин сын,
Я не тятькин сын,
Я на горке рос,
Меня ветер снёс.
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая
Голова бедовая.
- Какими качествами обладали славяне?
Варианты ответов учащихся.
IV. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. Сейчас мы посмотрим, как вы были внимательны на уроке.
< Слайд 15>
- Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны. < Слайд 16>
V. Рефлексия
-Что повторили сегодня на уроке?
-Что узнали нового?
-Над чем задумались?
-Чему удивились? < Слайд17 >
Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: Задание по группам. Собрать и представить народные песни: 1 гр. – праздничные; 2 гр. – трудовые; 3 гр. – колыбельные; 4 гр. – игровые. <Слайд18 >
Мы гостей всех угощаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Литература
1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Учебник 3 кл. ч. 2. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008.
2. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочая тетрадь.
3. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы» : лекции- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
4. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2005.
5. via http://www.livejournal.com/users/potapych/55772.html
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
7. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
8. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. М.: Эксмо 2007.
9. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%d1%8F%D0%B4%d1%8C
10. Рогалёва Е., Соловьёва Т., Уроки по родной истории г. Псков
nsc.1sept.ru/2004/43/7.htm
11. Толковый словарь русского языка. KM.RU.