Урок-дискуссия в 3-м классе по окружающему миру. Тема: "Характер славянина" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
  • воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.

Задачи урока:

  • сформировать  общее представление о наших предках;
  • выявить характерные качества славянина;
  • научит детей находить главные доказательства своей гипотезы.

Оборудование урока.

  • Диск с презентацией,  медиапроектор,
  • учебник «Окружающий мир. 3 класс» автор Н. Ф. Виноградова,
  • карточки с заданиями по группам,
  •  детали «конструктора» для создания модели,
  • репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри», А.Г.Венецианова  «Крестьянка, расчесывающая лен (Анисья)». 1822 год.
  •  сигналы – красный круг («не уверен, могу ошибиться, приглашаю к дискуссии») и зелёный квадрат («уверен, могу доказать»).

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог – полилог.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

Ход урока:

I. Организационный момент.   Приложение 1.< Слайд2>

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.    (Н. Кончаловская)

II. Актуализация знаний.
- Кто были наши предки?
Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке.
- Где они жили?
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.
- Откуда они пришли?
Одни славяне  пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину.
- Как их называли? 
Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”.
Давайте обратимся к карте и найдем места, где селились славяне <Слайд 3>
поляне – жители полей
древляне– жили среди “дерев”
дреговичи – слово “дрягва” означает болото
Значит, они жили у болот.
- Давайте вспомним, как выглядели наши предки, и смоделируем типичный вид славянина.
Учащиеся составляют модель славянина из следующего набора деталей. <Слайд 4>

-Докажите правильность своего выбора. <Слайд 5>

  • Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

III. Постановка учебной задачи.    < Слайд6 >
Давайте продолжим искать ответ на вопрос: « Какими были славяне? »,  и выясним:
 Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?
-Кто такие богатыри?
Ответы детей:  (Богатыри – это сильные,  смелые, выносливые, справедливые, трудолюбивые, любящие свою Родину люди.)
- Обратимся  к толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля.  < Слайд 7>
БОГАТЫРЬ –  человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
БОГАТЫРСКИЙ, принадлежащий, свойственный богатырям   < Слайд 8>
     Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа, охраняя границы родной земли, что и нашло отражение в картине В. Васнецова «Богатыри»
- Давайте докажем, что славянский народ обладал качествами богатырей.
- Выскажем предположения< Слайд 9>
- Какое высказывание верно?

  • Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.
  • От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

- Вспомним всем известную шутку:

- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?

-Что вы можете сказать об этом человеке?
-Как будут жить его дети и внуки?
- Почему наши предки не могли быть ленивыми?     <Слайд 10>
- Сравни свой ответ с текстом.

 Чтение текста учебника, с.104 (с. 36)
- Назовите качество, которым обладали славяне. (Трудолюбие)

Работа в группах
- Соедини   начало и конец пословиц.
- О каком качестве человека в ней говорится?

Люди пахать, а… 
Не красна изба углами, а…
Трудиться …
Труд кормит, а…
Что посеешь, то…
Не сиди на печи, … 

… лень портит.              
… и пожнёшь.
…он руками махать. 
…всегда пригодится.      
… будешь есть калачи.
… красна пирогами.  

- Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов.
- Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.
- Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.
- Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.
-  Итак, назовите качество, которым обладали славяне? (Сообразительность)
Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту.
-  Какие качества помогали славянам одерживать победу над врагом?  (Смелость, отвага, хитрость, любовь к Родине, любовь к свободе, выносливость.)
- Сравните  свой ответ с текстом.
 Чтение текста учебника, с.105  - 106(с. 37)
- Как вы думаете, все эти качества свойственны только мужчинам ?
Варианты ответов детей.

-  Об этом можно узнать из преданий древних народов, проживавших на берегах Волги.
 (Приложение 2)     < Слайд 11 > Утёсы над Волгой
- Не только мужчины у славян были смелыми, сильными, выносливыми, любящими Родину, но и женщины.
- Объясните пословицу: «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка не отдадим».
Варианты ответов детей
- Вспомните, что обозначают слова  пядь, вершок.
IMG_0002.jpg Пядь – старорусская единица измерения длины, равная 17,78 см .(от старорусского слова «пясть» - ладонь, кисть руки см. словарь В. Даля стр.552) «Малая пядь» - расстояние между концами вытянутых пальцев руки -  большого и указательного.
Вершок – старорусская единица измерения длины, равная 4,44 см. Первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.
1 пядь = 17,78 см;  1 вершок = 4,44 см
«Ни пяди» - даже самой малой части.

Физкультминутка
- Существовало раньше у славян такое слово  -ПÓМОЧЬ.   <Слайд12 >
- Объясните его значение.
Ответы детей.
-Подберите к нему синонимы. (Отзывчивость, доброта)

Чтение текста учебника, с.106(с. 37 - 38)
- Объясните, как вы понимаете слова «всем миром».
-  О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини-сценку
«Как принимали гостей».
-  В старину был такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину https://nsc.1sept.ru/2004/43/25.gifстола ставили хлеб, а рядом солонку с солью.
Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты): Надо оставить немножко гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.
Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго?
- Предположите, что ответил отец сыну.
Версии учащихся.
- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин своему сыну.
Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас добрым словом помянет.  <Слайд13 >
- Каким же качеством славились наши предки? ( Гостеприимством)
-  Самыми  ценным продуктами  в те времена были хлеб да соль. О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб-соль со стола не сходит».
-  Давайте заглянем в крестьянский дом в тот момент, когда семья обедает. Войдя в горницу, скажем: «Хлеб да соль»  (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим».
- Прочитаем в учебнике, что писал о славянах русский историк Н. М. Карамзин.

 Чтение  текста учебника  с. 38
-  Русский историк  Н. М. Карамзин писал : «…Всякий путешественник был для хозяев как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, обо всём расспрашивали и провожали с благоговением…»
-  К сожалению, не всегда о наших предках-славянах пишут правду. Встречаются и просто грубые вымыслы.
- Прочитайте предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.

  • Древние славяне славились своей скупостью.
  • В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.
  • Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
  • От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.
  • Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.
- Перечислите,  выявленные вами,  качества славян.               < Слайд 14>
- Щедрость, смелость, сообразительность, сила, терпеливость, свободолюбие.
- Умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать.Славяне любили плясать, петь песни и водить хороводы.   Давайте и мы послушаем праздничную - плясовую песню в исполнении учащихся нашего класса.

2009 год 044.jpg

Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая
Голова бедовая.
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила.
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая
Голова бедовая.
Я не мамкин сын,
Я не тятькин сын,
Я на горке рос,
Меня ветер снёс.
Репка, ты репица,
Зелена сурепица,
Сладкая, медовая
Голова бедовая.

- Какими качествами обладали славяне?
Варианты ответов учащихся.

 IV. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. Сейчас мы посмотрим, как вы были внимательны на уроке.
 < Слайд 15>

- Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.   < Слайд 16>

V. Рефлексия
-Что повторили сегодня на уроке?
-Что узнали нового?
-Над чем задумались?
2009 год 024.jpg-Чему удивились?      < Слайд17 >           
Оценка работы учащихся.
https://nsc.1sept.ru/2004/43/29.gifДомашнее задание: Задание по группам. Собрать и представить народные песни: 1 гр. – праздничные; 2 гр. – трудовые; 3 гр. – колыбельные; 4 гр. – игровые. <Слайд18 >

Мы гостей всех угощаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.

Литература

1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Учебник 3 кл. ч. 2. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008.
2. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочая тетрадь.
3. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы» : лекции- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
4. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2005.
5. via http://www.livejournal.com/users/potapych/55772.html
6. Даль В. И.  Толковый словарь живого великорусского языка.
7. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
8. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. М.: Эксмо 2007.
9. Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%d1%8F%D0%B4%d1%8C
10. Рогалёва Е.,  Соловьёва Т.,  Уроки по родной истории г. Псков nsc.1sept.ru/2004/43/7.htm  
11. Толковый словарь русского языка. KM.RU.