Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Методика урока: урок - изучение нового материала с элементами эвристической беседы.

Тип урока: урок - размышление.

Цели урока: основываясь на базовых знаниях учащихся, полученных в основной школе, проанализировать причины сложного положения Руси в начале 13в., вспомнить основные события борьбы с крестоносцами и татаро-монголами. Особое внимание уделить выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого: причины выбора, сиюминутные и долгосрочные последствия выбора.
Помимо общих умений и навыков, особое внимание уделить развитию логического мышления: анализу, сравнению, обобщению; а так же навыкам самостоятельной творческой работы с источниками. В рамках воспитания патриотизма и интереса к отечественной истории особое внимание обратить на чувство ответственности за судьбу страны.

Оборудование урока: учебники, карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13в.», схема «Цивилизационная альтернатива – 3», историческая литература, электронная доска, компьютер.

Задействованные педагогические технологии: традиционная, перспективно – опережающее обучение, компьютерная технология, технология межпредметных связей, проблемные технологии, технология развития критического мышления, проектная технология.

Межпредметные связи: литература, МХК (ИЗО), информатика.

Использованная литература: историческая: Н. Карамзин, С. Соловьёв., Н. Костомаров, С. Платонов, Л. Гумилёв, Ю. Козлов, М. Любавский. Художественная: А. Блок, Н. Щербина.

План урока

1 этап (подготовительный)

учитель.
На доске – эпиграф к уроку:
«Тяжела ты, шапка Мономаха»
- Тема урока
- План урока

учащиеся.
Получают опережающее задание:
проанализировать источники, ответить на вопрос:
«Как оценивается выбор Александра Невского и Даниила Галицкого в трудах русских учёных».

План урока
1)фронтальный опрос (домашнее задание)
2)изучение нового материала
а) Натиск с Запада.
б) Натиск с Востока.
в) Цивилизационные альтернативы развития.
г) Проблемное задание.
д.) Закрепление и подведение итогов.
-Проблема «Мы за ценой не постоим!?»
(Какую цену пришлось заплатить Руси за цивилизационный выбор пути развития?)

2 этап (урок)
1. Оргмомент.
2. Опрос (фронтальный)
- в каком состоянии находилась Русь к концу 12в?
- причины феодальной раздробленности:
- экономические
-политические
- Как оценивать период феод. раздробленности?
Выводы: - процветание отдельных княжеств и
- опасное положение в стратегическом отношении.
3. Новый материал
Эвристическая беседа:

- Натиск с Запада:
-Причины? Цели?
-Конкретные враги? Работа с картой.
-Решающие битвы?
-итоги

-Натиск с Востока:

-Откуда пришла опасность? Цели?
-Два татаро-монгольских похода на Русь – работа с картой
-Итоги
Запись в тетрадь

Русь между

Западом и
Александр Невский
1240г. – Невская битва
(со шведами)
1242г. – Ледовое Побоище
(немцы и датчане)

Востоком
1 поход Батыя – на Северо-Восточную Русь
1237-1238гг.
2 поход Батыя – на Южную и
Юго-Западную Русь
( 1239-1240гг.

Итоги и выводы:
-Ликвидирована ли раз и навсегда опасность с Запада? (нет!)
- На востоке – Северо-восточная Русь – вассальная зависимость от Орды.
(т.о. Русь по – прежнему в опасности, и князьям предстоит сделать нелёгкий выбор, поэтому что полноценно воевать на два фронта возможности нет).

3 этап.
Показ комиксов по теме.
Задание: сравнить и проанализировать цели крестоносцев и татаро-монголов
Сделать логическое заключение: Из двух зол какое вам представляется меньшим?

4 этап.
Заслушать выступления учащихся, получивших опережающее задание.
Цель задания: проанализировать, какую оценку выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого дают историки прошлого и настоящего.
Вывод: Историки признают нелёгкий выбор Александра Невского, подчёркивая в то же время цену, которую пришлось заплатить Руси за союз с Ордой.
Проблемное задание: Так какую цену пришлось заплатить за сохранение веры, государственности и союзную помощь Орде?
-Дань (выход), в т.ч. людьми (мастерами, женщинами)
-Участие в войнах, которые вела Орда.
-Разорение страны – нарастающее отставание от Европы
-Разрыв связей с Европой.
-Удар по городам – центрам формирования гражданского общества.
-Ликвидация вече, демократических традиций.
-Усиление власти князей – в отдалённой перспективе оформится самодержавие, напоминающее восточную деспотию.
- Изменения в менталитете (рабская покорность, терпение, унизительное положение женщин в обществе) пример из литературы – Н. Щербина.
Делаем выводы: черты какого типа цивилизационного развития усиливаются?

Обобщение учителя
За сохранение государственности и веры пришлось заплатить упущенными возможностями
(в перспективе) создания гражданского общества, идеалами которого являются: правовое государство, права человека, демократия.
Напрашивается вопрос (он поставлен в проблемном задании) – является ли цена непомерной?
С другой стороны – Даниил Галицкий попытался получить помощь на Западе, в т.ч. у Папы Римского, в результате – потеря независимости.
Вопрос сложный, я не знаю однозначного ответа. Может кто-то из вас?
В любом случае, на государственных деятелях того времени лежало тяжёлое бремя ответственности. Я не случайно эпиграфом урока взяла эту пословицу.
Вам теперь ясен её смысл. Пройдёт время, и вы будете решать судьбу страны, и вы наверное поняли, что власть – это не удовольствие. Это огромная, иногда, в годы испытания, непосильная
ответственность.

4. Закрепление.
-вспомним, какие цели ставили крестоносцы и татаро-манголы?
Предъявляли ли претензии:
На территорию Руси?
На веру?
На политическое устройство Руси?
- На каких условиях князья получали в Орде ярлыки
(покорность и выплата дани)
-Политические последствия союза с Ордой
-Сиюминутные (вассальная зависимость)
-перспективные (разрыв с Западом и его ценностями)

Добавление учителя:
Было ещё одно, немаловажное для Европы, обстоятельство. Возможно, Русь, приняв удар на себя, спасла Европу от второй волны варварских нашествий.
И лучше проиллюстрировать это примером из литературы:
А.Блок «Скифы»
5. Задание на дом; анализ урока (совместно с учащимися), оценка работы учащихся.

Урок № 2. 9 класс. История России.

Тема урока: «Новая экономическая политика – НЭП»

Методика урока: урок- изучение нового материала с элементами опроса (эвристическая беседа), поскольку учащиеся знают «старую» экономическую политику, т. е. « военный коммунизм», вполне возможно путём логических рассуждений выявить элементы НЭПа и обосновать их необходимость.
Цели урока: опираясь на знания учащихся, выявить причины перехода к НЭПу, основные мероприятия НЭПа, выяснить, были ли уступки в области политики, попытаться определить характер НЭПа, резонанс внутри страны и за рубежом, итоги НЭПа, его судьба. На уроке следует продолжить формирование у учащихся умений и навыков аналитической работы; путём составления таблиц учащиеся научатся приводить свои знания в систему, кратко формулировать. Стимулировать интерес учащихся к истории своей страны.
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, карточки-задания, атласы, видеофильм « Россия XX век. 20-30 годы».

План урока

I . Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
I. Предпосылки перехода к НЭПу:
Совместная работа учителя и учащихся.
Вопросы к учащимся:
-Тема урока: «Новая экономическая политика-НЭП», раз новая, то по отношению к какой-то?
( Подвести учащихся к политике «военного коммунизма»)
-Вспомнить, когда и почему начала формироваться политика «военного коммунизма»?
-Как большевики обосновали её?
-Почему «военный»?
-почему «коммунизм»?
-Отношение к «военному коммунизму» крестьянства? Почему?
-Как решался аграрный вопрос лидерами белого движения?
Почему крестьяне из 2-х зол выбрали большевиков?
(Дети должны вспомнить Декрет о земле и то, как решался земельный вопрос на территории белых.)
-Итоги политики «Военного коммунизма» (учащиеся должны вспомнить разорение промышленности, с/х., финансов, недовольство крестьян, рабочих – чем?)
Вывод: учащиеся его формулируют сами: обстановка накалилась, большевики вынуждены искать выход. Обратить внимание на вынужденный характер НЭПа, дети знают, что многие большевики именно так представляли себе коммунизм.

Работа учителя:
Новый материал – рассказ о крестьянской войне:
-осень 1920 г.
-политический лозунг «Советы без коммунистов»
Примеры: Украина (Махно, др. атаманы), «антоновщина», Сибирь.
Вывод: Идёт «малая гражданская война»
Работа учащихся с картой и атласом.
- Кронштадтский мятеж
-недовольство рабочих: голод, нехватка сырья, безработица, забастовки.
Совместная работа учащихся:
-Работа с учебником, рабочей тетрадью.
-Ознакомиться с данными таблицы и учебника – сделать выводы.
-Ознакомиться с документами, ответить на вопросы.
В результате работы по первому вопросу в тетрадях у учащихся может быть записано в виде плана:

I . Крестьянская война – основная причина – продразвёрстка:
Махно
«антоновщина»
Сибирь
2.Кронштадтский мятеж
3. Недовольство рабочих
а) нехватка продовольствия
б) нехватка топлива, сырья
в) закрывавшиеся предприятия
г) безработица
2. Мероприятия НЭПа
После того, как учащиеся сформулируют причины и предпосылки перехода к НЭПу, новый материал изучается путём эвристической беседы, при составлении таблицы дети вспоминают элементы политики «военного коммунизма», думают, что можно было сделать и ищут подтверждение в учебнике (или дополнения учителя).

Политика «военного коммунизма»:
I . Продразвёрстка.

«Новая экономическая политика»:
I . Замена продразвёрстки продналогом
(меньше, был заранее известен и
не менялся в течение года).
(По классовому принципу)

2.Непосредственный продуктообмен
между городом и деревней.

.Возврат к торговле и
товарно-денежным отношениям.

3.Национализация крупной,
средней и мелкой промышленности.

3. Сохранение в руках государства крупной
и средней промышленности.
Разрешались мелкие частные
предприятия, аренда
мелких предприятий, сдача
в концессию иностранному капиталу.

4.Жёсткая централизация управления

4.Перестройка управления государственной
промышленностью: большая самостоятельность,
хозрасчёт.

5.Запрещена аренда земли, наёмный труд
в сельском хозяйстве.

5. Разрешается аренда земли и наёмный труд в с/х.,
развитие различных форм кооперации.

6.Запрещена частная торговля ,
государственное распределение по
карточкам и классовому принципу

6.Разрешена частная торговля под контролем
государства. Развитие государственной и
кооперативной торговли.

7.Трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда.

7.Отмена труд. повинности. Обеспечение
промышленности рабочей силой через биржи труда.

8. Непрерывный выпуск бумажных
денег (инфляция), падение их
покупательской способности.
Зарплата выплачивалась в основном
натурой - пайки, карточки.

8. Укрепление денежной системы. 1922 г. – денежная
реформа (золотой червонец) Сокольникова, сохранён
выпуск бумажных денег, создаются коммерческие
банки.

9. В оплате труда – уравниловка.

9. Ликвидация уравниловки, установлен принцип
оплаты по количеству и качеству труда,
материальная заинтересованность.

10. Бесплатные коммунальные услуги,
транспорт, газеты.

10. Прекращено оказание бесплатных услуг населению.

Учащиеся делают вывод, что это действительно во многом возврат к нормальным экономическим отношениям.
Вопрос: как по-вашему, что крестьяне встретили с особым удовлетворением? (продналог и свободная торговля).

Дополнение учителя:
-Уступки были только в сфере экономики, как писал Ленин – никаких уступок в области политики ( вспомнить: однопартийная система, запрет других партий, ограничения в политической сфере «бывших», не просто законность, а революционная законность – почувствовать разницу).
-НЭП - не рыночная экономика, но элементы рынка были. «Командные высоты» в экономике оставались за государством.
-Эволюция взглядов Ленина – от временного отступления – до «НЭП – всерьёз и надолго»
-Неоднозначное восприятие НЭПа в партии и среди населения.

3. Итоги НЭПа.
Работа с учебником:
-Рассмотреть успехи :
-в сельском хозяйстве
-в промышленности
-в финансах
-Трудности НЭПа, недостатки, кризисы
Работа учителя и учащихся:
Организовать дискуссию и вывести учащихся на проблемы современной России:
-Есть ли сходство в экономическом положении России 1920-х и 1990-х гг.?
- В политическом положении
-Сравнить «новых русских» и нэпманов.
-Итоги НЭПа и реформ 1990-х гг.?
Подвести учащихся к выводу о том, что хотя развитие современной России и напоминает отдельными элементами 1920-е годы, но ситуация в стране всё же отличается от ситуации 20-х годов, и прежде всего – утеряны традиции, особенно у крестьянства.

III. Закрепление.
Просмотр видеофильма «Россия XX век. 20-30 годы».

IV. Задание на дом, анализ урока, оценка деятельности учащихся.