Методика урока: урок - изучение нового материала с элементами эвристической беседы.
Тип урока: урок - размышление.
Цели урока: основываясь на базовых знаниях учащихся, полученных в основной школе, проанализировать причины сложного положения Руси в начале 13в., вспомнить основные события борьбы с крестоносцами и татаро-монголами. Особое внимание уделить выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого: причины выбора, сиюминутные и долгосрочные последствия выбора.
Помимо общих умений и навыков, особое внимание уделить развитию логического мышления: анализу, сравнению, обобщению; а так же навыкам самостоятельной творческой работы с источниками. В рамках воспитания патриотизма и интереса к отечественной истории особое внимание обратить на чувство ответственности за судьбу страны.
Оборудование урока: учебники, карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13в.», схема «Цивилизационная альтернатива – 3», историческая литература, электронная доска, компьютер.
Задействованные педагогические технологии: традиционная, перспективно – опережающее обучение, компьютерная технология, технология межпредметных связей, проблемные технологии, технология развития критического мышления, проектная технология.
Межпредметные связи: литература, МХК (ИЗО), информатика.
Использованная литература: историческая: Н. Карамзин, С. Соловьёв., Н. Костомаров, С. Платонов, Л. Гумилёв, Ю. Козлов, М. Любавский. Художественная: А. Блок, Н. Щербина.
План урока
1 этап (подготовительный)
учитель. |
учащиеся. |
План урока
1)фронтальный опрос (домашнее задание)
2)изучение нового материала
а) Натиск с Запада.
б) Натиск с Востока.
в) Цивилизационные альтернативы развития.
г) Проблемное задание.
д.) Закрепление и подведение итогов.
-Проблема «Мы за ценой не постоим!?»
(Какую цену пришлось заплатить Руси за цивилизационный выбор пути развития?)
2 этап (урок)
1. Оргмомент.
2. Опрос (фронтальный)
- в каком состоянии находилась Русь к концу 12в?
- причины феодальной раздробленности:
- экономические
-политические
- Как оценивать период феод. раздробленности?
Выводы: - процветание отдельных княжеств и
- опасное положение в стратегическом отношении.
3. Новый материал
Эвристическая беседа:
- Натиск с Запада:
-Причины? Цели?
-Конкретные враги? Работа с картой.
-Решающие битвы?
-итоги
-Натиск с Востока:
-Откуда пришла опасность? Цели?
-Два татаро-монгольских похода на Русь – работа с картой
-Итоги
Запись в тетрадь
Русь между
Западом и |
Востоком |
Итоги и выводы:
-Ликвидирована ли раз и навсегда опасность с Запада? (нет!)
- На востоке – Северо-восточная Русь – вассальная зависимость от Орды.
(т.о. Русь по – прежнему в опасности, и князьям предстоит сделать нелёгкий выбор, поэтому что полноценно воевать на два фронта возможности нет).
3 этап.
Показ комиксов по теме.
Задание: сравнить и проанализировать цели крестоносцев и татаро-монголов
Сделать логическое заключение: Из двух зол какое вам представляется меньшим?
4 этап.
Заслушать выступления учащихся, получивших опережающее задание.
Цель задания: проанализировать, какую оценку выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого дают историки прошлого и настоящего.
Вывод: Историки признают нелёгкий выбор Александра Невского, подчёркивая в то же время цену, которую пришлось заплатить Руси за союз с Ордой.
Проблемное задание: Так какую цену пришлось заплатить за сохранение веры, государственности и союзную помощь Орде?
-Дань (выход), в т.ч. людьми (мастерами, женщинами)
-Участие в войнах, которые вела Орда.
-Разорение страны – нарастающее отставание от Европы
-Разрыв связей с Европой.
-Удар по городам – центрам формирования гражданского общества.
-Ликвидация вече, демократических традиций.
-Усиление власти князей – в отдалённой перспективе оформится самодержавие, напоминающее восточную деспотию.
- Изменения в менталитете (рабская покорность, терпение, унизительное положение женщин в обществе) пример из литературы – Н. Щербина.
Делаем выводы: черты какого типа цивилизационного развития усиливаются?
Обобщение учителя
За сохранение государственности и веры пришлось заплатить упущенными возможностями
(в перспективе) создания гражданского общества, идеалами которого являются: правовое государство, права человека, демократия.
Напрашивается вопрос (он поставлен в проблемном задании) – является ли цена непомерной?
С другой стороны – Даниил Галицкий попытался получить помощь на Западе, в т.ч. у Папы Римского, в результате – потеря независимости.
Вопрос сложный, я не знаю однозначного ответа. Может кто-то из вас?
В любом случае, на государственных деятелях того времени лежало тяжёлое бремя ответственности. Я не случайно эпиграфом урока взяла эту пословицу.
Вам теперь ясен её смысл. Пройдёт время, и вы будете решать судьбу страны, и вы наверное поняли, что власть – это не удовольствие. Это огромная, иногда, в годы испытания, непосильная
ответственность.
4. Закрепление.
-вспомним, какие цели ставили крестоносцы и татаро-манголы?
Предъявляли ли претензии:
На территорию Руси?
На веру?
На политическое устройство Руси?
- На каких условиях князья получали в Орде ярлыки
(покорность и выплата дани)
-Политические последствия союза с Ордой
-Сиюминутные (вассальная зависимость)
-перспективные (разрыв с Западом и его ценностями)
Добавление учителя:
Было ещё одно, немаловажное для Европы, обстоятельство. Возможно, Русь, приняв удар на себя, спасла Европу от второй волны варварских нашествий.
И лучше проиллюстрировать это примером из литературы:
А.Блок «Скифы»
5. Задание на дом; анализ урока (совместно с учащимися), оценка работы учащихся.
Урок № 2. 9 класс. История России.
Тема урока: «Новая экономическая политика – НЭП»
Методика урока: урок- изучение нового материала с элементами опроса (эвристическая беседа), поскольку учащиеся знают «старую» экономическую политику, т. е. « военный коммунизм», вполне возможно путём логических рассуждений выявить элементы НЭПа и обосновать их необходимость.
Цели урока: опираясь на знания учащихся, выявить причины перехода к НЭПу, основные мероприятия НЭПа, выяснить, были ли уступки в области политики, попытаться определить характер НЭПа, резонанс внутри страны и за рубежом, итоги НЭПа, его судьба. На уроке следует продолжить формирование у учащихся умений и навыков аналитической работы; путём составления таблиц учащиеся научатся приводить свои знания в систему, кратко формулировать. Стимулировать интерес учащихся к истории своей страны.
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, карточки-задания, атласы, видеофильм « Россия XX век. 20-30 годы».
План урока
I . Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
I. Предпосылки перехода к НЭПу:
Совместная работа учителя и учащихся.
Вопросы к учащимся:
-Тема урока: «Новая экономическая политика-НЭП», раз новая, то по отношению к какой-то?
( Подвести учащихся к политике «военного коммунизма»)
-Вспомнить, когда и почему начала формироваться политика «военного коммунизма»?
-Как большевики обосновали её?
-Почему «военный»?
-почему «коммунизм»?
-Отношение к «военному коммунизму» крестьянства? Почему?
-Как решался аграрный вопрос лидерами белого движения?
Почему крестьяне из 2-х зол выбрали большевиков?
(Дети должны вспомнить Декрет о земле и то, как решался земельный вопрос на территории белых.)
-Итоги политики «Военного коммунизма» (учащиеся должны вспомнить разорение промышленности, с/х., финансов, недовольство крестьян, рабочих – чем?)
Вывод: учащиеся его формулируют сами: обстановка накалилась, большевики вынуждены искать выход. Обратить внимание на вынужденный характер НЭПа, дети знают, что многие большевики именно так представляли себе коммунизм.
Работа учителя:
Новый материал – рассказ о крестьянской войне:
-осень 1920 г.
-политический лозунг «Советы без коммунистов»
Примеры: Украина (Махно, др. атаманы), «антоновщина», Сибирь.
Вывод: Идёт «малая гражданская война»
Работа учащихся с картой и атласом.
- Кронштадтский мятеж
-недовольство рабочих: голод, нехватка сырья, безработица, забастовки.
Совместная работа учащихся:
-Работа с учебником, рабочей тетрадью.
-Ознакомиться с данными таблицы и учебника – сделать выводы.
-Ознакомиться с документами, ответить на вопросы.
В результате работы по первому вопросу в тетрадях у учащихся может быть записано в виде плана:
I . Крестьянская война – основная причина – продразвёрстка:
Махно
«антоновщина»
Сибирь
2.Кронштадтский мятеж
3. Недовольство рабочих
а) нехватка продовольствия
б) нехватка топлива, сырья
в) закрывавшиеся предприятия
г) безработица
2. Мероприятия НЭПа
После того, как учащиеся сформулируют причины и предпосылки перехода к НЭПу, новый материал изучается путём эвристической беседы, при составлении таблицы дети вспоминают элементы политики «военного коммунизма», думают, что можно было сделать и ищут подтверждение в учебнике (или дополнения учителя).
Политика «военного коммунизма»: |
«Новая экономическая политика»: |
2.Непосредственный продуктообмен |
.Возврат к торговле и |
3.Национализация крупной, |
3. Сохранение в руках государства крупной |
4.Жёсткая централизация управления |
4.Перестройка управления государственной |
5.Запрещена аренда земли, наёмный труд |
5. Разрешается аренда земли и наёмный труд в с/х., |
6.Запрещена частная торговля , |
6.Разрешена частная торговля под контролем |
7.Трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда. |
7.Отмена труд. повинности. Обеспечение |
8. Непрерывный выпуск бумажных |
8. Укрепление денежной системы. 1922 г. – денежная |
9. В оплате труда – уравниловка. | 9. Ликвидация уравниловки, установлен принцип |
10. Бесплатные коммунальные услуги, |
10. Прекращено оказание бесплатных услуг населению. |
Учащиеся делают вывод, что это действительно во многом возврат к нормальным экономическим отношениям.
Вопрос: как по-вашему, что крестьяне встретили с особым удовлетворением? (продналог и свободная торговля).
Дополнение учителя:
-Уступки были только в сфере экономики, как писал Ленин – никаких уступок в области политики ( вспомнить: однопартийная система, запрет других партий, ограничения в политической сфере «бывших», не просто законность, а революционная законность – почувствовать разницу).
-НЭП - не рыночная экономика, но элементы рынка были. «Командные высоты» в экономике оставались за государством.
-Эволюция взглядов Ленина – от временного отступления – до «НЭП – всерьёз и надолго»
-Неоднозначное восприятие НЭПа в партии и среди населения.
3. Итоги НЭПа.
Работа с учебником:
-Рассмотреть успехи :
-в сельском хозяйстве
-в промышленности
-в финансах
-Трудности НЭПа, недостатки, кризисы
Работа учителя и учащихся:
Организовать дискуссию и вывести учащихся на проблемы современной России:
-Есть ли сходство в экономическом положении России 1920-х и 1990-х гг.?
- В политическом положении
-Сравнить «новых русских» и нэпманов.
-Итоги НЭПа и реформ 1990-х гг.?
Подвести учащихся к выводу о том, что хотя развитие современной России и напоминает отдельными элементами 1920-е годы, но ситуация в стране всё же отличается от ситуации 20-х годов, и прежде всего – утеряны традиции, особенно у крестьянства.
III. Закрепление.
Просмотр видеофильма «Россия XX век. 20-30 годы».
IV. Задание на дом, анализ урока, оценка деятельности учащихся.