Обеспечение жизни и здоровья учащихся в деятельности классного руководителя

Разделы: Начальная школа


Проблема здоровья детей сегодня как нельзя актуальна. По исследованиям врачей за последние несколько лет около 30% учащихся, поступающих в первые классы, уже имеют те или другие отклонения в состоянии здоровья. По окончании начальной школы этот процент увеличивается в 4 раза, а процент здоровых детей к концу обучения школы настолько мал, что приводит к размышлениям: а нужно ли такое обучение?

Перед школой стоит главная задача: не только способствовать развитию и воспитанию гармонично-развитой личности учащихся, но и всячески способствовать сохранению здоровья детей. А что такое здоровье?

“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Существует и определение здоровья по Брехману.

– Соматическое здоровье – удел биологии и медицины.
– Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта.
– Психическое здоровье – область применения психологических наук.
– Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

“Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода”.[2] Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Ответственность за то, что менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, взяла на себя школа. Именно педагогические коллективы могут сделать для сохранения и развития здоровья школьников гораздо больше, чем врачи.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном учреждении, приобщение к физической культуре, проведение разнообразных профилактических мероприятий в учебном процессе и во внеклассной работе по ведению здорового образа жизни – направления работы школы.

Большую часть времени ученик начальных классов проводит в школе. Уроки, внеклассные мероприятия, кружки, секции, дополнительное образование – весь учебный день насыщен интеллектуальными, эмоциональными нагрузками. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от школьных нагрузок невозможно, да и нет такой необходимости. Но организовать учебный день младшего школьника, чтобы предотвратить негативное влияние перегрузок – это обязанность педагогического коллектива школы. Здесь главную роль играет личность самого учителя, в том числе и классного руководителя.

Классный руководитель в начальных классах – учитель, в деятельности которого необходимо сочетание как личного примера для подражания, так и организации всей учебно-воспитательной работы, направленной на укрепление здоровья учащихся, пропаганду здорового образа жизни в семьях воспитанников. Замечено, что большинство привычек закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому, какой стиль жизни будет заложен в детстве, насколько ответственно ребенок будет относиться к своему здоровью, настолько здоровым будет и выросший из него гражданин.

Хотелось бы остановиться на мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в учебно-воспитательном процессе, в классе, где я являюсь классным руководителем.

Свою воспитательную работу я начинаю со знакомства с будущими первоклассниками и их родителями. Одним из главных вопросов, которые меня волнуют, является особенности здоровья ребенка. Для родителей обязательно провожу анкетирование, в котором прошу их рассказать о привычках ребенка, особенностях поведения в различных ситуациях, медицинские показания. Рассказываю родителям о режиме дня, который должны соблюдать первоклассники. Прошу родителей соблюдать его и оказываю всяческую помощь в виде педагогических лекториев, советов, консультаций по дальнейшей организации школьного дня учащихся младших классов в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей.

За основу своей работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников я взяла классификацию доцента БГПИ И.М. Воротилкиной [1], где средствами восстановления работоспособности школьников в учебном процессе являются: физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены.

Физкультурные минутки – перерывы на уроке (1–3 минуты) для проведения физических упражнений.. Их цель – предупреждение утомления, снятие статического напряжения, восстановление работоспособности, профилактика нарушений зрения и осанки. В начальной школе чаще всего они проводятся с декламацией стихов:

Есть в лесу три полочки:
Ели, (руки вверх поднимают учащиеся)
Елки, (руки в стороны)
Елочки. (руки вниз опущены, дети приседают)
Ели держат небеса, (руки вверх поднимают учащиеся)
На елках птичьи голоса, (руки в стороны)
А на елочках – роса. (Руки вниз опущены, дети приседают)

Упражнения в физкультминутках просты, интересны, доступны для выполнения на ограниченной площади. Даже сидя на стуле, ученикам предлагается потянуться и “отклеиться” от стула, к которому “вдруг прилипли” учащиеся. А дотянуться до пола, и коснуться пола, то с правой, то с левой стороны – это уже не только физкультурная зарядка, а и игра. А вот: голова превратилась в мячик, и плечи играют между собой в “мяч”.

Особое внимание на уроках уделяю гимнастике для глаз. Это специальные упражнения, которые провожу не менее двух раз за урок для снятия утомления глаз. Детям можно предложить следующие упражнения: игра “Часы”.

Идут часы тик-так, тик-так.
Мы тоже можем так:
Налево – раз, направо – два
Тик-так, тик-так, тик-так.

(Дети выполняют движения маятника, водя глазами влево-вправо)

– “Покататься на радуге” (движение глаз слева – вверх – вправо и в обратном направлении),

– “Покачаться на качелях” (движение глаз слева – вниз – вправо и в обратном направлении),

– “Покататься на солнышке” (круговые движения глаз),

– удивиться (широко открыть глаза) и зажмуриться,

– растереть ладошки друг о друга до теплоты и потом накрыть закрытые веки теплыми ладошками, чтобы глаза получили тепло от ладоней,

– вытянуть руку перед собой, направить взгляд на ноготь среднего пальца и, не отрывая взгляда то приближать палец к носу, то удалять на расстояние вытянутой руки,

– найди в классе определенную игрушку(картинку), заранее развешенные учителем по классу.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между уроками или занятиями. Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно, чтобы научиться целесообразно проводить свободное время между уроками или занятиями; или в группах для эмоциональной разрядки, для формирования умения организовываться и, играя, подчиняться правилам. Физкультурные паузы проводятся в хорошо проветренном и освещенном помещении или на улице (если позволяют погодные условия). Не допускается эмоциональная и физическая перегрузка.

Динамические перемены – активный отдых на свежем воздухе с организацией общеукрепляющих упражнений, игр. Динамические перемены длительностью 35–40 минут обязательно проводятся в первом класса после второго урока. Во вторых-четвертых классах на большой перемене, с организацией игр малой подвижности в помещении (если не позволяют погодные условия) и спортивные, подвижные игры на улице, спортивной площадке.

Хотелось бы особенно остановиться на так называемых пальчиковых играх, которые я провожу на разных этапах урока, а также во внеурочное время.

“В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом” . [5]

“Рука – вышедший наружу мозг”, – писал Кант. А это значит, что глубинные процессы мозга отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелкой моторики руки. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие ребенка. Выполняя пальчиковые игры, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливают руку к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, снимается эмоциональное и статическое напряжение.

Примеры пальчиковых игр, используемых мною в работе:

1. Солнышко встало, утро настало. (Руки детей, изображая солнце, тянутся вверх)
– Эй, братец Федя, (Кулак левой руки движется по ладони правой)
 Разбуди соседей!
Привет, Толстяк, (Левая рука растирает большой палец правой руки)
Привет, Указка, (Левая рука растирает указательный палец правой руки)
Привет, Середка, (Левая рука растирает средний палец правой руки)
Привет, Сиротка, (Левая рука растирает безымянный палец правой руки)
И ты, Крошка Тимошка, (Левая рука растирает мизинец правой руки)
Привет, Ладошка. (Дети хлопают в ладоши)

2. Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!

Используя пальчиковые игры, я обратила внимание на то, что некоторые из них повторяют “мудры” хатха-йоги, которые улучшают мышление, активизируют память, повышают работоспособность, улучшают общее самочувствие и способствуют развитию мелкой моторики руки.

В йоге существует мудра “Жизни”. Показания к ее применению: быстрая утомляемость, нарушение зрения. Улучшает остроту зрения. Методика ее такова: подушечки сердечного (четвертого), мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно. С детьми мы проводим пальчиковую игру “Кролик Банни”, которая, по сути, и является мудрой “Жизни”:

Веселый кролик Банни
Резвился на поляне.
Как шорох он услышит –
Замрет и не дышит.
А на его макушке стоят,
Как стрелки, ушки.
А домик его – норка
У елки, на пригорке.
Он к норке подбегает,
И прыг в нее ныряет.

Проведение пальчиковых игр (мудр) рекомендую взять на заметку и родителям моих учеников. Дело в том, что выполнять их можно в любом положении, общее время 45 минут. Но можно это время набрать за несколько раз в течение дня: 3 раза по 15 минут, 9 раз по 5 минут. Интересная игра, а именно так воспринимают пальчиковые игры младшие школьники, способствует развитию мелкой и общей моторики детей, содействует развитию здоровых и уверенных в себе людей.

Еще одним из направлений работы классного руководителя считаю проведение валеологических классных часов, часов здоровья и кружков “Валеологии”. Три года я проводила валеологические классные часы и вела кружок “Валеология”. Дело в том, что в учебных программах начальной школы недостаточно представлен психологический аспект здоровья, а также обучение практическим навыкам здорового образа жизни. В связи с этим, для формирования здорового образа жизни, здорового стиля жизни школьника была разработана программа кружка “Валеология”. За основу была взята программа Л.А.Обуховой и Н.А.Лемяскиной [4] с учетом тех модулей, которые недостаточно представлены в учебных предметах. Занятия кружка “Валеология” посещали мои ученики и ученики параллельного класса. Программа включает в себя блоки, которые представлены занятиями, включающими диспуты, тренинги, развивающие игры, психогимнастику, ролевые игры, собеседование, обмен мнениями, оздоровительные минутки, упражнения на развитие фантазии и воображения, а также праздники здоровья. Занятия кружка способствуют формированию мотивационной сферы гигиенического и психологического поведения, безопасности жизни и рациональной организации труда и отдыха, формируют в учащихся потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, способствуют психическому и физическому саморазвитию.

Учащиеся начальных классов всегда с удовольствием принимают участие в игровых, познавательных, развлекательных внеклассных мероприятиях. Поэтому уговаривать их не приходиться. Дети сами предлагают темы дней, праздников, уроков здоровья и с увлечением принимают в них участие. Замечательный материал к урокам здоровья я нахожу в методических журналах. Богатый занимательный материал подобран и в книге В.И. Ковалько[3].

Таким образом, комплексное использование оздоровительных мероприятий в работе классных руководителей способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Библиографический список

  1. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 72–76.
  2. Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4-е классы. М.: ВАКО, 2004.
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2004.
  5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: ООО “Издательский дом “Кристалл”, 2000.