"Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо летать,
Надо, прежде всего
Математику знать"
Цель урока: Познакомить учащихся с диаграммами, их видами, назначением.
Задачи урока:
Образовательная:
- Дать представление о диаграммах, их видах.
- Учить строить и читать диаграммы.
Развивающая:
- Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать творческую деятельность учащихся, культуру устной речи.
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательная:
- Воспитание ответственности, трудолюбия, чувство гордости, ответственности друг за друга.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Форма: фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, таблицы.
Ожидаемые результаты:
- Знать понятие диаграммы;
- Знать различные виды диаграмм;
- Уметь читать диаграммы;
- Уметь строить диаграммы двумя способами (вручную и с помощью компьютера).
При подготовке к уроку использовались:
Учебник, ресурсы Интернет, результаты диагностики (уровни воспитанности, посещаемость библиотеки).
Подготовительная работа: Ребята провели опрос общественного мнения по темам : " Любимый фрукт", "Любимое время года", "Любимый магазин". Оформили результаты своих исследований в виде таблиц.
Любимый фрукт
Название | Количество человек |
Яблоко | 23 |
Банан | 17 |
Апельсин | 10 |
Любимый магазин
Название | Количество человек |
№1 | 15 |
№2 | 48 |
№3 | 35 |
Любимое время года
Название | Количество человек |
Лето | 30 |
Весна | 10 |
Зима | 7 |
осень | 3 |
А я эти же данные оформила в виде диаграмм (Слайды № 6, №7, №8, №9).
Сравнить, что общего и в чем отличие таблицы от диаграммы.
Структура урока
- Актуализация знаний учащихся, устная работа.
- Постановка цели, задач урока.
- Изучение нового материала и его первичное закрепление.
- Изучение нового материала через презентацию и его первичное закрепление.
- Перенос приобретенных знаний и их закрепление в измененных условиях (чтение диаграмм).
- Подведение итогов урока, постановка задач на следующий урок.
- Домашнее задание.
План-конспект урока.
1. Актуализация знаний учащихся, устная работа.
Для того чтобы выяснить название темы, учащиеся выполняют работу с кодовыми ответами по цепочке (тем самым повторяют разложение чисел на простые множители).
Разгадать тему урока. На доске таблица.
15 | 9 | 6 | 18 | 12 | 6 | 35 | 35 | 25 |
3·5 -Д; 2· 3·3 - Г; 5·5 -Ы; 2· 2·3 - Р ; 3·3 - И; 5 ·7 - М; 3·2 - А;
Найти разложение чисел и вставить соответствующую букву.
Итак, тема урока "Диаграммы". (Слайд №1).
2. Сообщение цели и задач урока. (Слайд №3).
3. Определение диаграммы. (Слайд № 4).
Учитель:
Таблица - самый простой способ упорядочить данные. С некоторыми таблицами мы уже знакомы (таблица умножения, страница в журнале, расписание уроков, страница дневника и т.д).
Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных (облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю имеющуюся информацию, а сразу найти то, что нужно, позволяют легко сравнивать однотипные сведения и делать необходимый выбор). Однако они не дают наглядного представления, как диаграммы. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных. С помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц.
4. Виды диаграмм (Слайды №5,№10).
5. Физ. минутка
6. Результаты микроисследований детей (Слайды №6,7,8,9).
Сделать вывод: где нагляднее представлена информация?
7. Чтение диаграмм.
Рассмотреть пример диаграммы с Винни-Пухом (Слайд №11,12,13).
Ответить на вопросы
- В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
- В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
- Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
- На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
- В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
- Уровни воспитанности учащихся 6 класса (Слайд №14).
- Количество учащихся посещающих сельскую библиотеку (Слайд №15 ).
- Масса вымерших динозавров (Слайд №16).
- Примеры диаграмм на примере семьи из трех человек (Приложение №2).
8. Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Что такое диаграмма?
Какие бывают диаграммы?
Что общего у таблиц и диаграмм, в чем различие?
9. Домашнее задание (Слайд №19).