Урок математики в 6-м классе по теме "Диаграммы"

Разделы: Математика


"Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо летать,
Надо, прежде всего
Математику знать"

Цель урока: Познакомить учащихся с диаграммами, их видами, назначением.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Дать представление о диаграммах, их видах.
  • Учить строить и читать диаграммы.

Развивающая:

  • Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать творческую деятельность учащихся, культуру устной речи.
  • Развивать познавательный интерес.

Воспитательная:

  • Воспитание ответственности, трудолюбия, чувство гордости, ответственности друг за друга.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала

Форма: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, таблицы.

Ожидаемые результаты:

  • Знать понятие диаграммы;
  • Знать различные виды диаграмм;
  • Уметь читать диаграммы;
  • Уметь строить диаграммы двумя способами (вручную и с помощью компьютера).

При подготовке к уроку использовались:

Учебник, ресурсы Интернет, результаты диагностики (уровни воспитанности, посещаемость библиотеки).

Подготовительная работа: Ребята провели опрос общественного мнения по темам : " Любимый фрукт", "Любимое время года", "Любимый магазин". Оформили результаты своих исследований в виде таблиц.

Любимый фрукт

Название Количество человек
Яблоко 23
Банан 17
Апельсин 10

Любимый магазин

Название Количество человек
№1 15
№2 48
№3 35

Любимое время года

Название Количество человек
Лето 30
Весна 10
Зима 7
осень 3

А я эти же данные оформила в виде диаграмм (Слайды № 6, №7, №8, №9).

Сравнить, что общего и в чем отличие таблицы от диаграммы.

Структура урока

  1. Актуализация знаний учащихся, устная работа.
  2. Постановка цели, задач урока.
  3. Изучение нового материала и его первичное закрепление.
  4. Изучение нового материала через презентацию и его первичное закрепление.
  5. Перенос приобретенных знаний и их закрепление в измененных условиях (чтение диаграмм).
  6. Подведение итогов урока, постановка задач на следующий урок.
  7. Домашнее задание.

План-конспект урока.

1. Актуализация знаний учащихся, устная работа.

Для того чтобы выяснить название темы, учащиеся выполняют работу с кодовыми ответами по цепочке (тем самым повторяют разложение чисел на простые множители).

Разгадать тему урока. На доске таблица.

15 9 6 18 12 6 35 35 25
                 

3·5 -Д; 2· 3·3 - Г; 5·5 -Ы; 2· 2·3 - Р ; 3·3 - И; 5 ·7 - М; 3·2 - А;

Найти разложение чисел и вставить соответствующую букву.

Итак, тема урока "Диаграммы". (Слайд №1).

2. Сообщение цели и задач урока. (Слайд №3).

3. Определение диаграммы. (Слайд № 4).

Учитель:

Таблица - самый простой способ упорядочить данные. С некоторыми таблицами мы уже знакомы (таблица умножения, страница в журнале, расписание уроков, страница дневника и т.д).

Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных (облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю имеющуюся информацию, а сразу найти то, что нужно, позволяют легко сравнивать однотипные сведения и делать необходимый выбор). Однако они не дают наглядного представления, как диаграммы. Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных. С помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц.

4. Виды диаграмм (Слайды №5,№10).

5. Физ. минутка

6. Результаты микроисследований детей (Слайды №6,7,8,9).

Сделать вывод: где нагляднее представлена информация?

7. Чтение диаграмм.

Рассмотреть пример диаграммы с Винни-Пухом (Слайд №11,12,13).

Ответить на вопросы

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
  4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
  6. Уровни воспитанности учащихся 6 класса (Слайд №14).
  7. Количество учащихся посещающих сельскую библиотеку (Слайд №15 ).
  8. Масса вымерших динозавров (Слайд №16).
  9. Примеры диаграмм на примере семьи из трех человек (Приложение №2).

8. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Что такое диаграмма?

Какие бывают диаграммы?

Что общего у таблиц и диаграмм, в чем различие?

9. Домашнее задание (Слайд №19).

Приложение 1, приложение 2.