Создание мотивационной среды при использовании интерактивных технологий на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


"Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь"
Китайская пословица

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным? Каждый человек имеет свои возможности личностного роста, развития способностей, становления форм его сознания и мышления, реализации образа своего "Я". В то же время, очевидно, что каждый человек, обладая своей неповторимой индивидуальностью, приходит в мир и осваивает те формы человеческого сознания, мышления, деятельности, которые актуально существуют в данном обществе. По-видимому, также можно предположить, что индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют его развитию. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятную среду для их развития.

Большую роль здесь играют мотивы (мотив - это то, что побуждает человека к действию), именно они создают нужную мотивационную среду для успешного обучения таким предметам как история и обществознание.

Мотивы бывают внутренние и внешние.

Внутренние мотивы связаны с учебной деятельностью. Учащийся непосредственно включен в процесс познавательной деятельности и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Это как нельзя лучше проявляется в творческой работе, направленной на решение определенных задач.

Внешние мотивы как правило не связаны с деятельностью. Они проявляются тогда, когда ученики решают поставленную перед ними задачу и могут получить хорошую отметку, похвалу учителя или признание товарищей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

На определенном этапе своего развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами. Эта помощь - не прямая подсказка, а организация совместного поиска, при котором ученик использует свой творческий потенциал. Именно это помогает раскрыться имеющимся у него возможностям, воспитывает веру в свои силы, стимулирует положительную мотивацию к учению.

Главным и, по существу, единственным общим условием является включение учащихся в осуществление той или иной деятельности на уровне понимания, опыта, переживания. Участие в деятельности должно быть желаемым, заинтересованным. Роль учителя должна состоять в необходимой поддержке учащегося и создании условий для получения им необходимых знаний, организовать рефлексию проделанной работы, комментировать деятельность учащихся. Учитель это управляющий процессом обучения, а точнее усвоения умений и навыков, необходимых учащимся для активного и самостоятельного познания мира, его прошлого и настоящего. Важнейшие навыки, которыми должен овладеть ученик -это навыки общения, коммуникабельности и толерантности лучше всего формируются входе применения интерактивных технологий обучения: диспутов, семинаров, дебатов, дискуссий ,работы в группах (например коллективная защита своей группы прав на уроке "Человек и его прав" в 9 классе, или защита проекта программы своей партии на уроке "Я и политика" в 11-м классе, а также защита проекта школы будущего).

Такие уроки с использованием интерактивных технологий обучения позволяют создавать именно ту мотивационную среду, которая наилучшим образом способствует раскрытию творческих , организаторских способностей учащихся, а также позволяет определить уровень знаний учащихся по определенной теме.

Интерактивное обучение - это обучение погруженное в общение. В середине XX века Курт Левин, разрабатывая "теорию поля", выдвинул предположение: "Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности".

Педагог - ученый И. А. Зимняя пишет: "Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель - ученик" внутригрупповое сотрудничество повышает эффективность учебы не менее, чем на 20%.

Группа по отношению к каждому её члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающем весь внешний мир. Опыт (знания и умения), который он приобрел в группе он сможет перенести во внешний мир и успешно использовать его".

Интерактивная технология решает три основные задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую (вырабатываются навыки общения), социально-ориентированную, а также воспитывает гражданские качества необходимые для социализации личности.

Инициатива - как одно из ярких проявлений высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности угасает. В 5-6 классах мотивация познания особенно связана с интересом. Интерес - эмоционально - окрашенное проявление познавательных потребностей личности. Здесь, как правило учащиеся лучше усваивают учебный материал через игру, а если это происходит в общении, то урок проходит более эмоционально и запоминается им надолго. Так в 5 классе уроки обобщения я провожу в виде игры "Что? Где? Когда?" -по теме "Знатоки Древней Греции", или игры по станциям -"Знатоки Древнего Востока".В 6 классе это "интеллектуальное лото"- "Средневековье". Эти игры включают в себя и активизацию внутренней мотивации ребенка, когда он включен в процесс познания нового, получает удовольствие от игры, но и внешней мотивации -это его успешность, получение хорошей отметки, повышения авторитета у товарищей,.

Очень актуально применение интерактивных технологий и на более старшей ступени школы, например в 9-11 классе. Интересно и познавательно прошла правовая игра в 10а классе (класс имеет социально- экономический профиль) "Закон и мы". Соревновались две команды на знание российских законов в области гражданского, административного и уголовного права. Учащиеся показывали не только теоретическую подготовленность, но и были поставлены в сложные юридические ситуации, когда нужно было принять решение по вынесению приговора за совершенное преступление. Здесь учащимся необходимо было выносить приговор коллегиально, так как за это несла ответственность вся группа. Такие игры они не только способствуют усвоению и запоминанию материала, но и воспитывают ответственность за принятые решения, а также развивают коммуникативные навыки необходимые в общественной жизни. В теме "Взаимодействие личности и общества" уместно проведение семинара по данной теме в конце её теоретического рассмотрения. Семинар проходит по группам в ходе семинара решается важный вопрос: "Что оказывает большее влияние друг на друга - общество на личность или личность на общество?". Задачи, стоящие перед группами изменяются по ходу семинара, группы, участвуют в дебатах по вопросу "Общество больше оказывает влияние на личность?", где участвуют группы "Утверждающие" и "Отрицающие", а также группа "Эксперты", рассматривают вопросы, связанные с результатами проведенного "социологического опроса". В конце урока они сами делают вывод о том ,что общество и личность взаимосвязаны.

На уроках истории, если нужно, чтобы учащиеся не только хорошо усвоили материал, но и подготовили творческие работы, на дом дается несколько дополнительных заданий, которые также оцениваются учителем в процессе семинара, например подобрать эпиграф к данной теме, подготовить "боевой листок по одной из проблем темы". Такие уроки уместны при подведении итогов тем: "Отечественная война 1812 года", "Великая Отечественная война", "Петр и его эпоха".В ходе подготовки этих заданий ребятам приходится посидеть в Интернете, в библиотеке, что также расширяет их знания по данной теме. Задания по темам "Боевых листов могут быть разные так, например "Герои войны 1812 года", "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны", "Герои подполья", "Птенцы гнезда Петрова" и т.д. Тот же итоговый урок по теме "Эпоха Петра"можно провести в форме интеллектуальной игры, в которую необходимо включить такие категории, как "Петр и его сподвижники", "Петр и его реформы"."Петр и его внешняя политика", "Петр и наш край".

В рамках одного доклада невозможно охватить все то многообразие различных интерактивных технологий, которые можно применять и применяются мной на уроках и вовне урочной деятельности с целью создания благоприятной мотивационной среды на уроках истории и обществознания. И все же хочется отметить, что формирование умений самостоятельной познавательной деятельности ученика нельзя свести только к знанию способа действия или приема этого действия, нужно научить ученика конструированию собственной деятельности, а этому способствует использование интерактивных технологий на различных этапах урока.

Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками.

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" определена основная цель учебно- воспитательного процесса- это формирование и развитие высокообразованной, социально- адаптированной, толерантной личности. На первое место выдвигаются предметы социально- общественного цикла, в первую очередь это история и обществознание предметы, которые не только помогают учащимся ориентироваться в окружающем мире, но и раскрывают внутренние способности и внутренний потенциал их личности, а использование интерактивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы и прийти к верному решению вместе с другими учениками.

Список использованной литературы.

  1. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" утв. распоряжением правительства РФ ст. 29.12.01 №1756- Р.
  2. Е.В. Коротаева . Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва, 2003г.
  3. Е.Н Захарова. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе-М.:ВЛАДОС,2001г.
  4. В.И. Петрушин Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя - М.: Педагогический поиск, 2001г.
  5. Н.А.Суворова Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1 Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г. М.В.Короткова. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.
  6. Тарасова Н.В. Проектная работа по истории /История и обществознание в школе № 3, 2004г.

Приложение.