Цель урока: отрабатывать умения применять правило обозначения безударной гласной в корне слова, развивать орфографическую зоркость, умение классифицировать слова по определенному признаку.
Оборудование: изображения предметов в формате jpg (карандаш, медведь, берёза, воробей, заяц, пальто), карточки для работы в парах, карточки со словами.
Ход урока
1. Чистописание
- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос:
"В чем особенность написания букв з, З?"
- Аккуратно пропишите эти буквы всю строку, а самую красивую пару подчеркните.
2. Работа со словарными словами.
- Внимательно смотрите на экран. Здесь будут появляться картинки. Ваша задача записать слова, которые обозначают эти предметы и выделить орфограммы.
(на экране поочередно появляются изображения: карандаш, медведь, берёза, воробей, заяц, пальто).
В это время у доски два ученика выполняют индивидуальную работу - вставить пропущенные буквы и поставить ударение в словарных словах:
Т:традь, гор:д, т:варищ, с:рока, :ктябрь, к:ньки, к:р:ндаш, м..дведь, б:рёза, в:р:бей, за:ц, п:льто.
- А теперь проверим, какие слова написали ученики на местах. (Чтение слов с выделением орфограмм). Проверка работы учеников у доски.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Откройте учебники и скажите, в каком блоке мы сегодня будем работать? (В блоке Правописание)
- Кто назовет тему урока? (Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова)
На доске написаны слова:
скр:пка - скр:пач
скр:пка - скр:пить
- Какие буквы необходимо вставить в этих словах? Эти буквы одинаковые или разные?
- Что обозначают эти слова?
- Эти 4 слова можно назвать родственными? Почему?
Учитель обращает внимание, что при подборе родственных слов нужно особое внимание обратить на значение слова.
4. Постановка проблемы.
- Сейчас я хочу попросить у вас совета. Вчера я писала письмо другу, и у меня встал вопрос, как писать слово "пятно". Помогите, подскажите, как написать правильно?
- Какой звук мы слышим в слове "пятно"? (звук [и])
- Значит, пишем букву и? Нам поможет рубрика "Обрати внимание". Прочитайте ее самостоятельно.
Затем один ученик читает вслух.
- Какой вывод сделаем? (сомнительную гласную нужно проверить, подобрать родственное слово, чтобы гласный стоял под ударением)
- Кто сможет подобрать проверочное слово? (пятна, пятнышко)
Давайте запишем эти слова, вот только что надо сначала записать проверочное слово или слово с орфограммой? (Сначала пишем проверочное слово, тогда будет понятно, какую букву напишем в опасном месте)
Учитель записывает на доске, а ученики в тетрадях.
Пятна - пятно
5. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
6. Орфографический тренинг.
- Выполним упражнение №1 в учебнике.
Со слабыми учащимися выполняется письменно, фронтально, объясняя орфограммы.
Сильные ученики получают задание записать слова самостоятельно и разделить эти пары слов на 3 группы.
Проверка - учащиеся читают пары слов, объясняя орфограммы.
На доске - несколько вариантов группировки слов. Коллективный выбор правильных вариантов с объяснением признака классификации.
гнёзда - гнездо ряд - ряды лица - лицо |
лёд - ледок скрипка - скрипач лес - лесок сила - силач |
тяжесть - тяжелый |
(в 1 столбике - формы слова, во 2 столбике - однокоренные существительные, в 3 столбике - однокоренное слово - прилагательное)
гнёзда - гнездо лёд - ледок лес - лесок |
ряд - ряды тяжесть - тяжелый |
лица - лицо скрипка - скрипач сила - силач |
(в 1 столбике слова, в которых вставляли букву е, во 2 столбике - букву я, в 3 столбике - букву и)
7. Пальчиковая гимнастика.
Вот - помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы как лошадки,
Цок-цок, цок-цок
Скачет резвый каблучок.
8. Самостоятельная работа учащихся.
Данная работа предлагается с целью развития орфографической зоркости учащихся.
Задание №2 в учебнике выполняется письменно, самостоятельно.
Запиши любые три группы родственных слов. Подчеркни слова, в которых гласный звук в корне слова ударный. Выдели орфограмму в корне.
- лесной, лесовик, лес, лесник, лесок, перелесок;
- крикун, крикливый, кричать, крик, прикрикнуть;
- зима, зимушка, зимний, зимовье, зимовать, перезимовать;
- весна, веснянка, весенний. Вёсны, веснушка;
- грибник, грибной, гриб, грибница;
- речка, речной, река, реченька, речушка, заречный.
3 пары учеников получают задание: проверить правильно ли выполнили это задание ребята из другой школы. Этим учащимся предлагается на отдельных листах уже выполненное задание с ошибками. Ребята самостоятельно работают в парах.
У доски шесть учеников - каждый работает с одной группой слов.
Затем осуществляется проверка выполненной на доске работы.
9. Игра - соревнование
На доске карточки, на которых записаны слова с пропущенными орфограммами (безударная гласная в корне слова). Учащиеся делятся на три команды = 3 ряда. Первая команда должна выбрать слова и подобрать проверочные с буквой е в корне, 2 команда - с буквой и, 3 команда - с буквой я. Командам разрешается совещаться.
Цв:ла, ш:рокие, св:стеть, сн:га, ст:кло, п:тно, д:ржать, б:да, б:нты бр:вно, бл:ны, Зв:зда, в:сы, в:дро, вн:зу.
На выполнение задания отводится 3-5 минут. Затем - коллективная проверка. Один ученик от команды доказывает и объясняет выбор команды.
10. Итог урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие новые знания вы получили? А какие умения тренировали?
- Встаньте те, кто считает, что он хорошо работал на уроке.
- Поднимите руку ученики, которые чувствуют, что еще не совсем хорошо овладели навыком написания букв безударных гласных в корне слова.
11. Выставление оценок.
Ученикам, работающим у доски, в парах с индивидуальным заданием выставляются отметки.
12. Домашнее задание.
Дома вы еще немного потренируетесь в написании слов с безударной гласной в корне, выполните упражнение в тетради "Пишем грамотно".
Спасибо за работу, урок окончен.