Урок геометрии на тему: "С геометрией под мышкой по Парижу"

Разделы: Математика


Цели: (для учителя)

  • Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений;
  • Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
  • Развитие любознательности;
  • Развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
  • Воспитание интереса к математике и ее приложениям, активности, умения общаться, общей культуры.

Цели: (для детей)

  • Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения;
  • Развитие умения внимательно смотреть, думать и делать выводы;
  • Развитие умения открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира.

Материалы к уроку.

  • Карта Парижа
  • Портрет Архимеда, Эйлера
  • Журнал "Квант"
  • Фильм-презентация "Экскурсия по Парижу"
  • Фотографии Эйфелевой башни, Лувра, Нотр-Дама
  • Карта административного деления Парижа.
  • Масштабный квадрат (один наглядный образец и 30 маленьких).
  • Карта Парижа с островом Ситэ и мостами (один наглядный образец и 30 маленьких).
  • Рисунок - схема Эйфелевой башни (один наглядный образец и 30 маленьких).
  • Куб (три наглядных образца нарисовать на доске).
  • Развертка куба (три различных варианта развертки у детей)
  • Маркеры
  • Цветной мел
  • Кнопки
  • Ножницы
  • Оценочный лист
  • Материалы с домашним заданием

Структура урока:

  1. Сообщение темы, цели и задач урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации.
  4. Подведение итогов урока и выдача учащимся заданий.

Ход урока

Проверить подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с Вами необычный урок.

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

Сегодня эпиграфом нашего урока я бы взяла слова французского архитектора Ле Корбюзье "Все вокруг нас геометрия". (написать на доске)

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

- Тема нашего урока-путешествия "С геометрией под мышкой по :.."

- А вот куда мы сегодня отправимся путешествовать, я думаю, вы мне подскажите, если ответите на несколько вопросов. Ответами на вопросы будут слова, первые буквы которых образуют название города, по которому мы отправимся в путешествие.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и :.. (прямая).

2. Назовите имя древнегреческого ученого, родом из Сиракуз, автора многих изобретений: системы для поднятия тяжестей, военных метательных машин, винта, носящего его имя, а также автора закона: "На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх, равная весу вытесненной им жидкости и приложенная к центру тяжести тела". Возможно больше известного вам как автора реплики "Эврика!", которую он произнес, находясь в своей ванне. (Архимед)

3. Фигуры, которые при наложении совпадают, называются:.. (равными)

4. Для решения задач по физике необходимо привести в систему СИ все единицы :.. (измерения).

5. "Квант" - это научно-популярный :. (журнал).

Итак, проверив и погрузив багаж знаний, мы отправляемся с вами в : Париж. "Почему в Париж?" Просто говорят, что есть Париж литературный и Париж - артистический, Париж - египетский и Париж - готический, Париж роскошных дворцов и Париж узких улочек, в которых легко заблудиться и также легко найтись. Но, может быть, сегодня мы откроем для себя какой-нибудь новый Париж? Итак, в путь. А поможет нам в дороге наблюдательность и опыт, смекалка и находчивость, усидчивость и аккуратность.

Я думаю, что вы знаете, что Париж - это столица :.. (Франции), расположенная на реке Сене, у впадения в нее двух притоков Марны и Уазы. Перед вами карта Парижа. Город разделен на 20 округов. Соедините плавной линией натуральные числа в порядке возрастания.

Все задания, которые вы сегодня будете выполнять должны быть выполнены аккуратно. (Попросить одного из учащихся показать полученную линию на наглядном образце.)

У многих из вас получилась необыкновенная кривая, она носит имя великого Архимеда, имя которого мы вспоминаем сегодня второй раз.

Мы приехали в новый город. Большой он или маленький? Какова его площадь? Я думаю, что вы сумеете дать ответ на этот вопрос, если выполните небольшую практическую работу.

Перед вами на рисунке два квадрата, один из которых вписан в другой. Площадь меньшего квадрата равна площади Парижа, сторона большего квадрата равна 13 километрам. Заштрихованный квадрат - это территория Парижа, найдите его площадь, не пользуясь линейкой с делениями.

Прежде чем вы будете выполнять работу, ответьте на мои вопросы, пожалуйста.

- Какие еще фигуры вы видите на рисунке? (Треугольники)

- Можете ли вы их сравнить? (Они равны по двум сторонам и углу между ними)

- Что можно сказать про их площади? (Они равны)

Этот свойство мы с вами докажем в старших классах.

Площадь Парижа 89 квадратных километров. (Вызвать одного из учащихся для решения у доски)

Для сравнения площадь Москвы приблизительно 1000 кв. км.

Начинается показ фильма <приложение 1>

Наш автобус продолжает свой путь. Одна из главных достопримечательностей Парижа - собор Парижской Богоматери или Нотер-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris). Храм был построен в 1163 году по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли, посвященного Богоматери. Каждый век вносил в Храм что-то новое, вплоть до 1864 года. Созданный в готическом стиле, Собор поражает величием, красотой главного фасада, богатством скульптурного декора. Собор находится в самом центре города на острове Ситэ, связанного с городом мостами необыкновенной красоты, которые непременно мы хотели все перейти, но так, чтобы пройти по каждому мосту только один раз. Попробуйте предложить такой маршрут, по которому можно обойти все мосты и остановиться у Нотер Дама. Карта перед вами.

Пауза - фотография Сфинкса

Молодцы, а как вы думаете: "Всегда ли задача имеет решение?" Такой вопрос перед собой впервые поставил знаменитый математик Леонард Эйлер (1707- 1783). По происхождению швейцарец. В 1726 году был приглашен в Петербургскую АН и 1727 году переехал в Россию, где жил и работал. Вы также сможете ответить на этот вопрос, если загляните в такой раздел математики как Теория графов.

Фильм

А сейчас мы отправляемся с вами к Эйфелевой башне - главному символу Парижа, его визитной карточке. Башня создана по проекту Гюстава Эйфеля в 1889 году и служила входом на всемирную выставку. После ее окончания башне угрожал снос, поскольку она никак не использовалась. Но Эйфель сумел доказать полезность своего детища, сначала разместив на башне метеорологическую лабораторию, а потом - радиостанцию. В 1957 году на башне установили телевизионную антенну. Башня поражает своим величием, мощью, красотой и внушительными размерами. Вес башни около 9 тыс. тонн. На башне три смотровые площадки, на которые можно подняться на лифте или преодолев 1652 ступени. По-моему, я вам рассказала довольно много о башне, но не сказала самого главного, что говорят, когда рассказывают о высоких сооружениях. Конечно, я не назвала ее высоту. Я думаю, вы ответите мне на этот вопрос, решив одну задачу.

Остановка фильма на фотографии башни с приближением

Зная свой рост, например 160см и встав так, чтобы видеть свою тень и тень от башни, путем несложных расчетов можно найти ее высоту.

А знаете ли вы высоту Останкинской телебашни, которая начала свою работу 4 ноября 1967 года. Тогда ее высота была 533, 3 метра. После пожара, башня реконструирована и теперь ее высота 562метра. Она по-прежнему остается самой высокой башней мира.

Продолжение фильма

Пока мы считали высоту башни, стемнело, ее стали мастерски подсвечивать, и она казалась сделанной из золотого кружева. Давайте поспешим на нее подняться и с высоты 276 метров увидеть умопомрачительный вид Парижа с бесконечным количеством огней. Со смотровой площадки мы попытаемся узнать те достопримечательности, которые уже посетили, и посмотреть на те, которые еще не успели осмотреть.

Это, конечно, музей Лувра. Здание, которое в конце XII века король Филипп II Август построил как крепость. Со временем заселялись земли за пределами крепостных стен, и при короле Карле V были построены новые стены, и Лувр перестал играть роль оборонительного сооружения. Карл превратил его в королевскую резиденцию, и разместил в нем свою знаменитую библиотеку. Строительство Лувра продолжалось на протяжении нескольких веков. 18 ноября 1793 года Лувр открыл свои двери в качестве публичного музея. Познакомиться с Лувром за одно посещение невозможно, поэтому мы ограничимся осмотром шедевров. Но все они расположены на разных этажах и в разных частях Лувра, поэтому, чтобы успеть их посмотреть мы должны выбрать кротчайший маршрут. Попробуем проделать путь из сектора 6, где находится всем известная картина Лонардо де Винчи Мона Лиза к знаменитой Венере Милосской, находящейся в секторе 7 другого этажа.

Окончание фильма.

Схематично я представила эту задачу в виде куба. Перед вами его развертка. Я думаю, она поможет выполнить задачу.

Молодцы! Я думаю, что сегодня, вы действительно путешествовали с геометрией под мышкой.

- А какой Париж вы для себя сегодня открыли?

- В каких местах Парижа побывали?

- Имена, каких ученых запомнили?

- Какие знания пришлось достать из багажа, при нахождении площади Парижа?

- Кто первый задумался о разрешимости задачи о мостах?

- По какой линии шли, чтобы путь был наименьшим?

- Какую закономерность установили, считая высоту Эйфелевой башни?

- Какой раздел математики поможет вам ответить на вопрос: "Всегда ли можно выбрать маршрут, который позволит не проходить дважды по одному месту?

-А какая задача понравилась больше всего?

Сегодня на уроке мы вспоминали имена двух великих ученых. Я надеюсь, что вы дополните их биографии интересными фактами, и некоторые выступят с докладами на следующем уроке.

В течение урока вы проявляли смекалку и находчивость, думали, анализировали, делали выводы. Я думаю, вы легко справитесь с домашним заданием.

3. Постановка домашнего задания.

Домашнее задание

Можно ли нарисовать закрытый конверт, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя более одного раза никакой линии? А открытый)?

Попробуйте и вы придумать фигуры, которые можно и нельзя нарисовать одним росчерком пера.

Перед вами лист оценки заданий. Поставьте себе плюс напротив номера того задания, которое вы выполнили правильно самостоятельно.

Оценочный лист

Фамилия, имя

№ задания Выполнено верно
1  
2  
3  
4  
5  

Вы мне сдадите ваши работы, уходя из класса, проверив их, я смогу поставить пятерки тем, кто выполнил правильно и аккуратно не менее четырех заданий.

Большое всем спасибо за урок, до свидания.