Организация исследовательской деятельности в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Организация исследовательской деятельности в детском саду.

Занятие: «Наши добрые дела» (старший дошкольный возраст).

Образовательные цели:

1. Создать условия для формирования представлений о смешивании красок, получении новых оттенков и их применении.

2. Формировать исследовательские умения: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, графически фиксировать этапы действий и результат.

3. Продолжать учить сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле. Воспитывать готовность действовать сообща.

Материал и оборудование: Коробка в виде посылки, «книга сказок» (на каждой странице нарисованы герои из сказок; лиса и лягушка не раскрашены), письмо, кисти, гуашь красного, желтого и синего цвета, палитра, салфетки, баночки с водой, демонстрационные таблицы, картонные квадраты оранжевого и зеленого цвета.

Ход занятия

1-й этап. Создание проблемной ситуации

Дети заходят в группу. На столе стоит коробка.

В: Ребята, пока мы с вами играли, нам что-то принесли. Что это?

Д: Посылка, коробка…

В: Давайте посмотрим, что там. (Воспитатель достает письмо.)

«Дорогие ребята гр. «Мальвина»! Помогите нам, пожалуйста, доделать «книгу сказок». Дети младшей гр. «Незабудка».

В: Вы хотите помочь малышам? Давайте, посмотрим, о какой книге они говорят, и чем мы можем им помочь.

Воспитатель достает из посылки книгу, начинают рассматривать.

2-й этап. Выделение и постановка проблемы

В: Все ли тут в порядке? Какая помощь нужна малышам?

Д: Нужно раскрасить картинки.

В: Как вы думаете, почему малыши сами их не раскрасили?

Д: Краски закончились, не знают, какого цвета животные, не умеют раскрашивать и т.д.

В: Давайте, посмотрим, что еще лежит в посылке. Может, мы узнаем, почему малыши не раскрасили рисунки сами. (Воспитатель достает из коробки гуашь.)

В: Ребята, смотрите, здесь есть какие-то краски.

В: Какого они цвета?

Д: Красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого.

В: Каких животных нам нужно раскрасить?

Д: Лягушку и лису.

В: Какого цвета лягушка? (Зеленого.) Какого цвета лиса? (Оранжевого.)

В: Почему же малыши сами не докрасили картинки?

Воспитатель открывает баночки по одной, и показывает детям пустые баночки из-под зеленой и оранжевой красок.

Д: Нет зеленой и оранжевой красок.

В: Вот беда! Если картинки останутся не раскрашенными, представьте, как малыши огорчатся. Или вы, ребята, все-таки что-то придумаете?

3-й этап. Постановка цели

Д: Нужно смешать краски и раскрасить животных.

В: Вот это идея! И какие краски мы будем смешивать?

4-й этап. Выдвижение версий, гипотез

Дети выдвигают гипотезы:

- желтую краску с красной;
- красную - с синей;
- желтую - с синей.

В: Чтобы нам не забыть, давайте будем отмечать цветными квадратиками вот здесь, на картах-помощницах. (Воспитатель вывешивает на доску два листа с нарисованными карточками. Приложение 1.)

Дети говорят, а воспитатель наклеивает цветные квадратики.

5-й этап. Реализация процесса по достижению цели (осуществление эксперимента), проверка гипотез (Приложение 2)

В: А теперь нужно проверить наши предположения.

Сейчас, с помощью зеленых и оранжевых квадратов, вы объединитесь в две команды.

Воспитатель раздает квадраты, и дети садятся за столы.

В: Команда «оранжевых» будет искать какой цвет? (Оранжевый.)

Команда «зеленых» какой будет искать цвет? (Зеленый.)

В: Чтобы вы ничего не забыли, я вам на столы положу вот эти карты-помощницы. (См. Приложение 1.)

Обсудите в командах, что вам потребуется для работы, возьмите все необходимое.

Дети берут со стола все, что нужно.

В: Договоритесь в командах, кто какие цвета будет смешивать. Какой цвет получите – нарисуете этим цветом кружок в пустом окошке карты-помощницы.

Дети проводят эксперимент.

6-й этап. Получение результата, формулировка выводов

Дети находят нужный цвет и формулируют выводы, какие краски они смешивали, чтобы получить зеленый и оранжевый цвета.

В: Ребята, вы закончили? Хотите поделиться результатами своего опыта?

Выберете от команды одного человека, который выйдет и расскажет, как вы нашли нужный цвет.

7-й этап. Представление результатов исследования

Выходит ребенок (воспитатель вывешивает на доску их карту) и рассказывает, как их команда получила нужный цвет.
Затем рассказывает ребенок другой команды.

В: Ну вот, ребята, краски нужного цвета вы нашли, теперь сможете раскрасить животных?

Д: Да.

В: Сейчас немного разомнемся и за дело.

Физ. минутка

«Стоит в поле теремок (руки раздвигаем в стороны)
На двери висит замок (сцепляем пальцы в замок)
Скоро звери прибегут (бег на месте)
Теремочек отопрут».

В: А сейчас можно и за дело приниматься. Пожалуйста, возьмите рисунки и начинайте раскрашивать. Вы уж, ребята, постарайтесь! Раскрашивайте дружно, ведь «Дружба – в делах помощница». Дети смешивают краски и раскрашивают лису и лягушку.

В: Вы раскрасили животных?

8-й этап. Рефлексия

Что вы сделали для того, чтобы раскрасить лису?

Что вы сделали для того, чтобы раскрасить лягушку?

Для кого вы старались?

Получилось у вас сделать доброе дело?

Что вам помогло сделать доброе дело? (Дружба.)

Какую пословицу вы знаете о дружбе?

Д: «Без дружбы нет добра».

В: Ну вот, рисунки высохли, теперь их можно положить на место, малыши будут очень довольны, когда увидят готовую книгу. Жизнь дана людям на добрые дела, всегда, ребята, помните об этом. А теперь пойдем и отнесем книгу малышам.