Тема: Организация исследовательской деятельности в детском саду.
Занятие: «Наши добрые дела» (старший дошкольный возраст).
Образовательные цели:
1. Создать условия для формирования представлений о смешивании красок, получении новых оттенков и их применении.
2. Формировать исследовательские умения: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, графически фиксировать этапы действий и результат.
3. Продолжать учить сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле. Воспитывать готовность действовать сообща.
Материал и оборудование: Коробка в виде посылки, «книга сказок» (на каждой странице нарисованы герои из сказок; лиса и лягушка не раскрашены), письмо, кисти, гуашь красного, желтого и синего цвета, палитра, салфетки, баночки с водой, демонстрационные таблицы, картонные квадраты оранжевого и зеленого цвета.
Ход занятия
1-й этап. Создание проблемной ситуации
Дети заходят в группу. На столе стоит коробка.
В: Ребята, пока мы с вами играли, нам что-то принесли. Что это?
Д: Посылка, коробка…
В: Давайте посмотрим, что там. (Воспитатель достает письмо.)
«Дорогие ребята гр. «Мальвина»! Помогите нам, пожалуйста, доделать «книгу сказок». Дети младшей гр. «Незабудка».
В: Вы хотите помочь малышам? Давайте, посмотрим, о какой книге они говорят, и чем мы можем им помочь.
Воспитатель достает из посылки книгу, начинают рассматривать.
2-й этап. Выделение и постановка проблемы
В: Все ли тут в порядке? Какая помощь нужна малышам?
Д: Нужно раскрасить картинки.
В: Как вы думаете, почему малыши сами их не раскрасили?
Д: Краски закончились, не знают, какого цвета животные, не умеют раскрашивать и т.д.
В: Давайте, посмотрим, что еще лежит в посылке. Может, мы узнаем, почему малыши не раскрасили рисунки сами. (Воспитатель достает из коробки гуашь.)
В: Ребята, смотрите, здесь есть какие-то краски.
В: Какого они цвета?
Д: Красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого.
В: Каких животных нам нужно раскрасить?
Д: Лягушку и лису.
В: Какого цвета лягушка? (Зеленого.) Какого цвета лиса? (Оранжевого.)
В: Почему же малыши сами не докрасили картинки?
Воспитатель открывает баночки по одной, и показывает детям пустые баночки из-под зеленой и оранжевой красок.
Д: Нет зеленой и оранжевой красок.
В: Вот беда! Если картинки останутся не раскрашенными, представьте, как малыши огорчатся. Или вы, ребята, все-таки что-то придумаете?
3-й этап. Постановка цели
Д: Нужно смешать краски и раскрасить животных.
В: Вот это идея! И какие краски мы будем смешивать?
4-й этап. Выдвижение версий, гипотез
Дети выдвигают гипотезы:
- желтую краску с красной;
- красную - с синей;
- желтую - с синей.
В: Чтобы нам не забыть, давайте будем отмечать цветными квадратиками вот здесь, на картах-помощницах. (Воспитатель вывешивает на доску два листа с нарисованными карточками. Приложение 1.)
Дети говорят, а воспитатель наклеивает цветные квадратики.
5-й этап. Реализация процесса по достижению цели (осуществление эксперимента), проверка гипотез (Приложение 2)
В: А теперь нужно проверить наши предположения.
Сейчас, с помощью зеленых и оранжевых квадратов, вы объединитесь в две команды.
Воспитатель раздает квадраты, и дети садятся за столы.
В: Команда «оранжевых» будет искать какой цвет? (Оранжевый.)
Команда «зеленых» какой будет искать цвет? (Зеленый.)
В: Чтобы вы ничего не забыли, я вам на столы положу вот эти карты-помощницы. (См. Приложение 1.)
Обсудите в командах, что вам потребуется для работы, возьмите все необходимое.
Дети берут со стола все, что нужно.
В: Договоритесь в командах, кто какие цвета будет смешивать. Какой цвет получите – нарисуете этим цветом кружок в пустом окошке карты-помощницы.
Дети проводят эксперимент.
6-й этап. Получение результата, формулировка выводов
Дети находят нужный цвет и формулируют выводы, какие краски они смешивали, чтобы получить зеленый и оранжевый цвета.
В: Ребята, вы закончили? Хотите поделиться результатами своего опыта?
Выберете от команды одного человека, который выйдет и расскажет, как вы нашли нужный цвет.
7-й этап. Представление результатов исследования
Выходит ребенок (воспитатель вывешивает на доску их карту) и рассказывает, как их команда получила нужный цвет.
Затем рассказывает ребенок другой команды.
В: Ну вот, ребята, краски нужного цвета вы нашли, теперь сможете раскрасить животных?
Д: Да.
В: Сейчас немного разомнемся и за дело.
Физ. минутка
«Стоит в поле теремок (руки раздвигаем в стороны)
На двери висит замок (сцепляем пальцы в замок)
Скоро звери прибегут (бег на месте)
Теремочек отопрут».
В: А сейчас можно и за дело приниматься. Пожалуйста, возьмите рисунки и начинайте раскрашивать. Вы уж, ребята, постарайтесь! Раскрашивайте дружно, ведь «Дружба – в делах помощница». Дети смешивают краски и раскрашивают лису и лягушку.
В: Вы раскрасили животных?
8-й этап. Рефлексия
Что вы сделали для того, чтобы раскрасить лису?
Что вы сделали для того, чтобы раскрасить лягушку?
Для кого вы старались?
Получилось у вас сделать доброе дело?
Что вам помогло сделать доброе дело? (Дружба.)
Какую пословицу вы знаете о дружбе?
Д: «Без дружбы нет добра».
В: Ну вот, рисунки высохли, теперь их можно положить на место, малыши будут очень довольны, когда увидят готовую книгу. Жизнь дана людям на добрые дела, всегда, ребята, помните об этом. А теперь пойдем и отнесем книгу малышам.