Процесс «решения» уравнения есть просто акт приведения его к возможно более простой форме…
Лодж О.
Тип урока: Научно-исследовательская работа в НИИ по доработке «Сборника заданий по математике для подготовки к ЕГЭ».
Оборудование
- Портрет Диофанта.
- Фотокопии из книги Диофанта.
- Карточки с заданиями.
- Плакат с высказыванием О. Лоджа.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка готовности научных работников.
- Исправление опечаток сборника.
- Создание главы «Ответы».
- Доклад научного сотрудника.
- Дополнение сборника задачами повышенной сложности.
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент
а) Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
б) Сообщение темы урока: заключительный урок по теме «Уравнения и методы их решения».
в) Сообщение целей урока.
Проведем мы с вами сегодняшний урок в НИИ, в котором есть 3 лаборатории и научный руководитель.
В наш институт поступил «Сборник заданий по математике для подготовки к ЕГЭ», который мы должны откорректировать и доработать. Сегодня мы остановимся на одной из глав сборника «Уравнения».
2. Проверка готовности научных работников
Но для начала я, как научный руководитель института, хочу проверить готовность научных работников.
Вопросы:
- Что такое уравнение?
- Что называется корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Какое уравнение называется линейным?
- Дайте определение квадратного уравнения. Как называются числа а, в, с?
- Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
- Какое квадратное уравнение называется неполным?
- Какое квадратное уравнение называется приведенным?
- Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
- От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Как вычислить дискриминант?
- Назовите формулу корней квадратного уравнения.
- Назовите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
- Сформулируйте теорему Виета.
- Какое уравнение называется дробно-рациональным? О чем надо помнить при решении таких уравнений?
- Какое уравнение называется иррациональным? Каким методом решают такие уравнения?
- Какие уравнения называют равносильными?
- Какое уравнение называют биквадратным?
3. Исправление опечаток сборника
Вы знаете, что почти во всех сборниках есть ошибки и опечатки. И наше пособие не является исключением. Наша задача найти ошибки и их исправить.
Вы все имеете на своих рабочих местах бланки. Найдите ошибки в решении уравнений или укажите, что их нет.
1) |
1/8х + 8 = 0 |
|
2) |
z2 + 81 = 0 z = ± 9 |
|
3) |
4у2 – 5у = 0 |
|
4) |
х2 – 1/4 = 0 |
|
5) |
| х + 1 | = -2 |
|
х + 1 = -2 |
х + 1 = 2 |
|
6) |
= х |
4. Создание главы «Ответы»
В типографии сломался компьютер, в базе которого была заложена глава «Ответы». Мы должны восстановить ее, а для этого прорешать задания.
Решите уравнения, (на карточках) применив различные способы решения и расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете имя известного математика.
Решите уравнение - = |
А |
|
Найдите произведение корней уравнения 5х2 – 8х = 4 |
Ф |
|
Найдите наименьший корень уравнения (х + 5)·(2х – 1/3) = 0 |
Д |
|
Найдите сумму корней уравнения | 5х – 8 | = 1,4 |
Н |
|
Найдите произведение корней уравнения х4 + 2х2 – 8 = 0 |
И |
|
Найдите наибольший корень уравнения - = 0 |
Т |
|
Решите уравнение = х + 3 |
О |
4. Доклад научного сотрудника
А сейчас мы заслушаем доклад научного сотрудника о Диофанте.
История сохранила для нас мало фактов из биографии замечательного математика древности Диофанта. Все, что известно о нем, почерпнуто из надписи на его гробнице-надписи, составленной в форме математической задачи.
Давайте решим уравнение Диофанта.
Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругой он обручился.
С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец;
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
5. Дополнение сборника задачами повышенной сложности
На мой взгляд «Сборник заданий по математике для подготовки к ЕГЭ» должен содержать и задания повышенной сложности. Давайте рассмотрим их.
1) Не решая уравнение х2 + 14х + 45 = 0, вычислите: х21 · х32 + х31 · х22
2) Найти все значения а, при которых уравнение х2 + (а + 4)·х + 5а – 4 = 0 имеет один корень.
3) Решите уравнение х + 3· – 10 = 0.
6. Подведение итогов
Домашнее задание: Рабочая тетрадь стр. 26 №18, 24; стр. 24 №45.
Наш институт справился с поставленной целью. Мы откорректировали главу сборника «Уравнения», дополнили ее ответами и заданиями повышенной сложности.
Я хочу закончить наш урок словами французского писателя Эмиля Золя:
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».