Тема: Лесные опасности.
Цели:
1) учить детей различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды, жалящих насекомых;
2) совместно с детьми сформулировать правила безопасного поведения в лесу и возле водоемов;
3) развивать речь, внимание и память ребенка;
4) воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Табло с карточками, грибы (бледная поганка, мухомор), ягоды (вороний глаз, волчье лыко), насекомые (оса, шмель, пчела), рисунки ягод, грибов, насекомых; корзинки; таблица с изображением лесной полянки; пословица; плакат с изображением горящего дома; индивидуальный раздаточный материал; аудиозапись с голосами птиц.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(На доске плакат с изображением горящего домика, из которого убегает зайка.)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся зайкин дом.
Зайка еле убежал.
Чуть в огне он не пропал…
Знает каждый ученик
Почему пожар возник?
- Какие правила мог нарушить зайка или кто-то другой, попавший в аналогичную ситуацию? (Дети называют причины возникновения пожара.)
Пламя вырвалось, бушует,
Рвется ввысь, ревет и воет,
Пожирая все кругом…
Скоро рухнет зайкин дом.
(Выходит ученик в костюме огня.)
Ученик:
Я – огонь, я – такой,
Вспыльчивый и строгий.
Ни рукой, ни ногой,
Ты меня не трогай!А дотронешься тайком –
Стану злее волка,
Так лизну языком,
Помнить будешь долго!
Учитель: Не играйте, дети, с недотрогой этим!
Как же нам помочь зайке и всем тем, кто может оказаться в такой ситуации?
(Дети называют способы борьбы с огнем.)
Все (хором):
Помни каждый гражданин,
Пожарный номер 01!
Раз, раз, раз, раз!
И огонь погас!
III. Введение в новую тему
Учитель: Но мы, ребята, не только отстояли зайкин домик, но и лес, в котором он находиться. А лес – это огромное богатство. Почему вы так думаете? (Дети говорят о пользе, которую приносит лес.)
- Верно, ребята! Лес – это фабрика чистого воздуха и дом для растений и животных. Давайте отправимся в лес и поближе познакомимся с его обитателями.
IV. Работа по теме урока
Учитель: Смотрите, ребята, на какую грибную полянку мы попали. А грибов-то здесь видимо, невидимо. Давайте поищем съедобные грибы и соберем их вот в эту корзинку.
- Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновом платочке.
Подосиновиком звать.
Нам его придется взять. (Учитель показывает детям подосиновик.)
- Как называется?
- Сколько подосиновиков я нашла?
- Найдите еще такой же.
- Как называется?
- Сколько подосиновиков ты нашел?
- Сколько съедобных грибов стало в корзинке?
А вот гриб боровик,
И красив он, и велик!
В темной шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
- В народе гриб боровик называют белым грибом или царь грибов, потому что он самый вкусный гриб в лесу.
- Сколько боровиков я нашла?
- Положу их в корзинку.
- Сколько теперь стало съедобных грибов?
- Найдите еще боровики или белые.
- Сколько нашли? Положите их в корзинку.
- Сколько стало съедобных грибов?
Золотые лисички –
Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
(Проводится аналогичная работа, как при знакомстве с предыдущими грибами.)
В роще у березки
Повстречались тёзки.
Что за тёзки есть у березки?
- Да, верно, это - подберезовики. (Проводится аналогичная работа, как при знакомстве с предыдущими грибами.)
Сыроежки, сыроежки –
Вывози, хоть на тележке.
В лес они гурьбой бегут,
По платкам их узнают:
Красным, желтым, серым, белым,
Ножки выбелены мелом.
(Проводится аналогичная работа, как с предыдущими грибами, но у одной сыроежки красная шляпка, а у другой желтая.)
Полосатые волнушки
Разбежались на опушке.
И по шляпке, и по коже
Все на рыжики похожи.
- Как называется этот гриб?
- Сколько грибов я нашла?
- Сколько съедобных грибов стало в нашей корзинке?
- Найдите еще такую же волнушку. (Такого гриба нет, и дети должны это заметить.)
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Мы обходим стороной,
Нам не нужно ни одной.
- А почему бы нам их не взять? (Они вредные, несъедобные.)
- Верно, ребята. Это самый ядовитый гриб в лесу. И зверь, и птица обходят его стороной. Это первая лесная опасность, с которой мы встретились. (Открываю на табло надпись: «бледная поганка».)
У бледной поганки шляпка бывает и желтоватый, и красноватый, и зеленоватый, поэтому неопытный грибник может спутать ее с сыроежкой или лисичкой. Но если он внимательно посмотрит на ножку гриба, то увидит внизу утолщение, а наверху ножки – юбочку. По этим явным признакам легко узнать эту лесную опасность – бледную поганку.
Пучеглазый мухомор
Боком встал на косогор.
Не пойдем на косогор,
Нам не нужен мухомор.
- Почему же мы обойдем такой красивый грибок? (Он вредный, несъедобный.)
- Верно, ребята! Это вторая лесная опасность. (Ставится на табло табличка с надписью «мухомор».)
Мухомор легко узнать по белым крапинкам на шляпке. Но если сырое лето и часто идут дожди, то вода смывает эти белые пятнышки, и ядовитый мухомор становится похожим на сыроежку. Поэтому, чтобы не спутать его со съедобной сыроежкой, внимательно посмотрите на ножку, на которой вы увидите юбочку и утолщение, шишечку у основания ножки.
- Но, если они такие вредные и ядовитые, может нам нужно их уничтожить?
- Конечно, ребята, нельзя их уничтожать! Грибы приносят лесу огромную помощь. Они являются санитарами леса. Своей грибницей грибы перерабатывают за лето около 2 тонн лесного сора, сухих веточек, иголочек. А мухомор является лекарством для лосей и кабанов, которые ими лечатся. Не будем трогать ядовитые грибы, обойдем их стороной и отправимся дальше.
V. Физкультурная пауза (Звучит музыка леса)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем,
Вперевалочку идем.
VI. Продолжение знакомства с новым материалом
(Учитель открывает вторую половину доски. На ней: рисунок медведя, корзины со съедобными ягодами, рисунки несъедобных ягод, плакат с пословицей: «Не зная броду - не суйся в воду».)
- Посмотрите, дети, сколько вкусных, сладких ягод собрал для нас Мишка. Давайте посмотрим, какие ягоды припас для нас медведь.
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(Рябина.)
Покажите эту ягодку. (Дети на рисунке находят рябину и показывают. Если возникают затруднения, учитель помогает ученику.)
- Эту же загадку можно отнести и к калине. (Учитель показывает ягоду.)
- Летом эти ягоды горькие, но осенью, как только легкий морозец подморозит ягодки, они становятся сладковатыми на вкус и очень полезными.
Хоть не ели мы чернила,
Ягода нас очернила.
(Черника.)
(Дети ищут на рисунке чернику и показывают ее.)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(Земляника.)
- Найдите и покажите землянику.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
- Покажите нам лесную малинку – сладкую и полезную.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка
Куст в иголках словно еж.
Вот и назван ежевика.
(Находим и показываем ежевику.)
Вот шиповник просто чудо.
(Показываем ягодку.)
Яркий и пахучий.
Жаль, что он колючий.
- Какие вкусные ягодки припас для нас Мишенька. Спасибо ему.
- А вот эти ягоды (рисунки несъедобных ягод) он почему-то не взял.
- Прочитаем, как они называются.
- Вот это красивое растение с яркими красными ягодами – самое ядовитое растение в лесу. Его можно встретить в зарослях папоротника, но трогать его опасно. Если дотронешься до его листочков, то получишь ожог, съешь ягодку – отравишься. Даже запах его цветов вызывает головную боль. Эта ягода называется волчье лыко. Это следующая лесная опасность. (Учитель открывает на табло карточку «ягоды» и ставит табличку «волчье лыко».)
- С какой опасной ягодой мы встретились?
- А вот эта черная ягода, напоминающая глаз вороны, так и называется вороний глаз и растет в самых сырых и темных уголках леса, потому что на солнышке она погибает. Эта ягодка имеет неприятный запах, на вкус горька и ядовита. Все звери обходят ее стороной, птицы ее склёвывают, наверно, лечатся. Это еще одна лесная опасность леса. (Открываю табличку «вороний глаз».)
- Какие ядовитые, опасные, несъедобные ягоды встречаются в лесу?
- Опасные грибы и ягоды мы обошли и с полными корзинками грибов и ягод двинулись в обратный путь. А за нами летит целый рой. Смотрите (картинки) – это труженица пчела по цветам летает, нектар собирает, а это толстый увалень шмель. Гудит, жужжит, за сладеньким летит. А это модница оса в полосатом платье.
- Какую пользу приносят эти насекомые лесу? (Они опыляют растения.)
- Но, ребята, есть еще одна опасность леса. (Открываю табличку «насекомые» и ставлю картинки: осы, пчелы, шмеля.)
- Почему эти насекомые могут быть опасными?
- Правильно, эти насекомые жалят. Укусы их – вещь очень неприятная. Но не злитесь на них. Это случилось по вашей неосторожности. Если насекомое кружится – отойди в сторонку и замри. Не дергайся, если оса, пчела или шмель сели на тебя: изучат запах и улетят. Если нет сил терпеть, попробуй аккуратно смахнуть ее. Собираясь в лес, помните, что насекомых привлекают яркая одежда, пестрые украшения и запах духов. Подумайте, не примут ли вас осы, пчелы и шмели за какой-нибудь необычный цветок.
- Избежав множества опасностей, (каких?) мы вышли на берег реки.
VII. Физкультурная пауза (Звучит музыка леса)
Дальше по лесу идем.
Перед нами водоем.
Плавать мы уже умеем,
Водоем переплывем.
VIII. Продолжение знакомства с новым материалом
- Стоп, ребята! Давайте сначала прочитаем пословицу и подумаем. (Все хором читают пословицу «Не зная броду – не суйся в воду».)
- Как вы ее понимаете?
- Она нам говорит, что везде могут быть опасности. В лесу – грибы и ягоды. Если не знаешь, что за гриб или ягода – не бери в корзину. Не знаешь правил поведения у водоема – не лезь в воду.
- Познакомимся с правилами поведения у реки. Откроем учебники на странице 34 и прочитаем. (Дети читают и объясняют правила.)
- Посмотрите на страницу 35. Дети купаются в реке. О каких правилах забыли дети? (Обсуждаем каждую ситуацию.)
- Избежав очередной опасности, мы вышли из леса. В руках у нас корзинки с грибами или ягодами, а кто – то унесет на память о лесе только один цветочек.
IX. Закрепление и обобщение пройденного материала
Дети получают карточки в виде корзиночек, на которых написаны названия грибов и ягод, среди которых есть вредные и опасные. А торе ребят рисунки цветов с загадками.
- Ребята, внимательно посмотрите, какие грибы и ягоды в вашей корзинке и нет ли среди них вредных, опасных, ядовитых. Вычеркните их. А у кого цветок в руках, прочитайте загадку и подумайте, какую лесную опасность вы прихватили из леса? (Дети работают по карточкам, называют и показывают опасности.)
X. Итог урока
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Все получили отличные отметки за свой труд. Дома вы еще раз прочитаете о тех опасностях, о которых мы с вами говорили на уроке (страница 32–35).