Урок русского языка в 9-м классе по теме "Текст и его строение. Признаки текста" (подготовка к ГИА)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательные:

  • углубить теоретические знания о тексте;
  • о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;
  • познакомить учащихся с основными признаками текста;
  • повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
  • формировать умения и навыки правильно строить текст.

Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределение внимания во время слушания;
  • развитие умения применять полученные знания;
  •  развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • развивать интерес к художественной литературе;
  • формировать правильную культуру речи.

Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, работа в группах.

Образовательная технология: Коллективно-распределительная деятельность в рамках личностно-ориентированного подхода  в обучении.

Оборудование урока (средства обучения): Опорная таблица «Основные признаки текста»; раздаточные листы с заданиями для работы в группах; учебные пособия Л.С.Степанова, И.Б. Маслова, А.В.Терентьева. «ГИА 2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания (ФИПИ). Эксмо, М., 2009 год; С.И. Львова «ГИА 2009.Русский язык. Сборник заданий». Эксмо, М., 2009 год; иллюстрации о временах года.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Словарная работа «Угадай слово»

На доске записаны толкования смысловых значений слов, по которым учащиеся должны угадать лингвистические термины, закрытые полосками бумаги.

Текст: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Тема: круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

Идея: проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)

Композиция: построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...

(Комментарий: такое начало урока позволяет учителю быстро включить внимание учеников, активизировать их деятельность и логически перейти к теоретическому материалу темы урока в целом).

III. Сообщение темы урока и задач, которые необходимо решить в течение его

А) Работа с пособием, стр.15 Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева. ГИА 2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания (ФИПИ). Эксмо, М., 2009 год.

Работа в группах. Читаем первый абзац и отвечаем на вопросы, данные каждой группе на распечатанных листах:

- Что обозначало слово «текст» в переводе с латинского языка? («ткань»).

А что сегодня оно обозначает? («связь», «соединение»).

- Повторите определение: что такое «текст»?

- Как соединяются между собой предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)

- Что вы узнали из статьи учебника о строении текста? Каковы основные признаки его?

(Комментарий: работа с научной статьей необходима и очень важна для учащихся: продуманные учителем вопросы к теоретическому материалу помогают легче расставить акценты на главном в нем и усвоить его.)

Б) Задание №1: прочитайте набор предложений (распечатка).

(1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)

- Можно из них составить текст?

- Определите мысль, которая объединяет эти предложения.

- Текст какого типа речи получиться?

- В каком предложении сформулировано положение, помогающее раскрыть мысль.

- Какое предложение связано с ним по смыслу и грамматически?

- Запишите предложения, чтобы получился текст.

Работа по тексту

а) выполните разбор по составу слова СОВЕРШАЯ;
б) определите тип придаточного в 1-м предложении  получившегося текста);
в) выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд;
г) дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ;
д) замените словосочетание со способом связи согласование ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи управление.

В) Работа с опорной таблицей « Основные признаки текста»

Основные признаки текста

IV. Работа с текстами в группах (коллективное выполнение задания с последующим комментарием одного представителя группы)

Текст №1 (первая группа) – распечатка.

Осень... Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли... сидишь дома, а на улице дождь и слякоть.

Именно осень Л.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..» (Работа взята из сочинения - миниатюры ученика.)

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем. (Приходим к выводу, что нет в написанном ни композиционного единства частей: оно не обеспечено грамматической связью, потому нет и смысловой цельности, и относительной законченности. Существует лишь тематическое единство.)

3. Как исправить? (Коллективная работа.)

Текст №2 (вторая группа) – распечатка.

1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.

2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».

3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.

4. Он был очень точен в своих изображениях.

5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите, какие признаки текста нарушены?

3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

4. Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения (коллективная работа).

Текст №3 (третья группа)

1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.

2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.

3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще
березу.

4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.

5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.

Задание:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях.

(Комментарий: при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.)

V. Работа с таблицей «Отношения между предложениями в тексте»

Отношения между предложениями в тексте (они различны)

 

Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого

 

Содержание второго может раскрывать смысл или пояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д.

VI. Знакомство с правилами составления текста

«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:

1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.

2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.

3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).

VII. Выборочное письмо

Из предложений текста выбрать и записать ряд ключевых слов, не просто называющих одного и того же персонажа, а характеризующих его.

На пятом этаже медная табличка - просто «Офис13-а», и всё.

Открыла Собкору длинноногая красавица с фиолетовыми волосами и шальными зелеными глазами. Кожаные рейтузы в обтяжку, высоченные каблуки, оранжевого цвета губы.

- Я не ошибся?- спросил Собкор.- Здесь находится фирма «Страна советов»?

- Абсолютно, - ответила впечатляющая девица -Зо вас?

Это по-немецки, не сразу догадался Собкор. Означает: «Ну и?» Не очень-то любезно.

- Я прочитал в рекламе, что здесь торгуют советами... А у меня как раз такая ситуация, что очень нужно посоветоваться... Нарочно так сказал. Если тут публичный дом, сразу зададут «от ворот поворот».

Но экзотическая красотка кивнула.

- Клиент? По рекламе? Антре.

Тоже ещё полиглотка выискалась.

Разноцветная нимфа уселась за компьютер, из чего следовало, что она здесь трудится секретаршей* Собкор только головой покачал. Должно быть, к приходу «налоговых» проверялыциков эта Гелла смывает косметику и переодевается скромницей, а тона неё достаточно посмотреть — и сразу ясно, за какую работу ей платят зарплату и, можно быть уверенным, не маленькую.

- Логин? Пароль? - спросила фифа, щелкнув по клавиатуре, и Собкор снова забеспокоился - не вышло ли ошибки. Пароль? Здесь что, какой-то
закрытый клуб?

Собкор попросил разрешения войти в кабинет офиса к начальнику.

- Абонент временно недоступен, - буркнула нахалка, отвернувшись от неинтересного клиента.

Истеричка. Ведет себя, будто здесь одна...

(Текст с сокращениями выбран из книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение», часть 1,с.10-13,М, «Олма-пресс», 2003 год)

Беседа по тексту:

Сколько слов получилось? (10 слов)

(Комментарий: далее из книги мы узнаем, что имя этому персонажу Валя. Такой лексический ряд единиц в тексте принято называть стилистическими синонимами (обозначает одни и те же предметы, явления, но разные по стилистической окрашенности).)

Какой большой выразительности речи добивается автор, используя здесь только один из языковых «скрепов», обеспечивающий в первую очередь логику развития мыслей! А сколько здесь других способов «сцепления» предложения в тексте! О них мы поговорим на следующих уроках.

VIII. Подведение итогов урока

Каждая группа составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах) вопросы:

  1. Что такое текст?
  2. Каковы основные признаки его?
  3. Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.)
  4. Как связываются между собой предложения в тексте?
  5. Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?
  6. Каковы же эти различия?

IX. Домашнее задание

  1. Учебное пособие (теоретический материал).
  2. Упражнение 24 или 25 (письменно) по сборнику Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева. ГИА 2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания (ФИПИ). Эксмо,  М., 2009 год (стр.64-66).