Цели урока:
Образовательные:
- углубить теоретические знания о тексте;
- о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;
- познакомить учащихся с основными признаками текста;
- повторить наиболее известные способы связи предложений в тексте;
- формировать умения и навыки правильно строить текст.
Развивающие:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения слушания и распределение внимания во время слушания;
- развитие умения применять полученные знания;
- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
- развивать интерес к художественной литературе;
- формировать правильную культуру речи.
Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, работа в группах.
Образовательная технология: Коллективно-распределительная деятельность в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении.
Оборудование урока (средства обучения): Опорная таблица «Основные признаки текста»; раздаточные листы с заданиями для работы в группах; учебные пособия Л.С.Степанова, И.Б. Маслова, А.В.Терентьева. «ГИА 2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания (ФИПИ). Эксмо, М., 2009 год; С.И. Львова «ГИА 2009.Русский язык. Сборник заданий». Эксмо, М., 2009 год; иллюстрации о временах года.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Словарная работа «Угадай слово»
На доске записаны толкования смысловых значений слов, по которым учащиеся должны угадать лингвистические термины, закрытые полосками бумаги.
Текст: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Тема: круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).
Идея: проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)
Композиция: построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...
(Комментарий: такое начало урока позволяет учителю быстро включить внимание учеников, активизировать их деятельность и логически перейти к теоретическому материалу темы урока в целом).
III. Сообщение темы урока и задач, которые необходимо решить в течение его
А) Работа с пособием, стр.15 Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева. ГИА 2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания (ФИПИ). Эксмо, М., 2009 год.
Работа в группах. Читаем первый абзац и отвечаем на вопросы, данные каждой группе на распечатанных листах:
- Что обозначало слово «текст» в переводе с латинского языка? («ткань»).
А что сегодня оно обозначает? («связь», «соединение»).
- Повторите определение: что такое «текст»?
- Как соединяются между собой предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)
- Что вы узнали из статьи учебника о строении текста? Каковы основные признаки его?
(Комментарий: работа с научной статьей необходима и очень важна для учащихся: продуманные учителем вопросы к теоретическому материалу помогают легче расставить акценты на главном в нем и усвоить его.)
Б) Задание №1: прочитайте набор предложений (распечатка).
(1) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали. (В.М. Песков)
- Можно из них составить текст?
- Определите мысль, которая объединяет эти предложения.
- Текст какого типа речи получиться?
- В каком предложении сформулировано положение, помогающее раскрыть мысль.
- Какое предложение связано с ним по смыслу и грамматически?
- Запишите предложения, чтобы получился текст.
Работа по тексту
а) выполните разбор по составу слова СОВЕРШАЯ;
б) определите тип придаточного в 1-м предложении получившегося текста);
в) выпишите все местоимения в тексте, определите их разряд;
г) дайте морфологическую характеристику слова ОКРУЖАЮЩИМ;
д) замените словосочетание со способом связи согласование ДОМАШНЕГО ОЧАГА на синонимичный со способом связи управление.
В) Работа с опорной таблицей « Основные признаки текста»
Основные признаки текста
IV. Работа с текстами в группах (коллективное выполнение задания с последующим комментарием одного представителя группы)
Текст №1 (первая группа) – распечатка.
Осень... Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли... сидишь дома, а на улице дождь и слякоть.
Именно осень Л.С.Пушкин писал свои произведения: «Унылая пора! Очей очарованье!..» (Работа взята из сочинения - миниатюры ученика.)
Задание:
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Определите, какие признаки текста «потеряны» в нем. (Приходим к выводу, что нет в написанном ни композиционного единства частей: оно не обеспечено грамматической связью, потому нет и смысловой цельности, и относительной законченности. Существует лишь тематическое единство.)
3. Как исправить? (Коллективная работа.)
Текст №2 (вторая группа) – распечатка.
1. Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке.
2. В 1826 году Пушкин нарисовал свой автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин».
3. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой повествуется в рассказах местных крестьян.
4. Он был очень точен в своих изображениях.
5. Нужно заметить, что Пушкин рисовал обычно лишь то, что ему нравилось и что ему хотелось поведать не только самому себе, но и людям.
Задание:
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Определите, какие признаки текста нарушены?
3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
4. Попробуйте объединить в связный текст эти разрозненные предложения (коллективная работа).
Текст №3 (третья группа)
1. Её так звали: Сашина (или Танина) береза.
2. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.
3. Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка,
особенно первенца, отец или дед сажали дерево: липу, рябину, чаще
березу.
4. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье.
5. Если в палисаде у дома места не было, сажали где-нибудь у бани или в огороде.
Задание:
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Исправьте недочеты в построении текста и запишите в тетрадях.
(Комментарий: при составлении текста следует учитывать в первую очередь логику развития мысли, последовательность описываемых событий. Кроме того, важно видеть и те языковые «скрепы», которые связывают последующее предложение с предыдущим. Между ними существует смысловая связь. Могут быть связанными не только предложения, стоящие рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.)
V. Работа с таблицей «Отношения между предложениями в тексте»
Отношения между предложениями в тексте (они различны) |
||||
↓ |
|
↓ |
||
Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого |
|
Содержание второго может раскрывать смысл или пояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. |
VI. Знакомство с правилами составления текста
«Собирая» текст из предложений, следует руководствоваться следующими правилами:
1. В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.
2. Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.
3. Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).
VII. Выборочное письмо
Из предложений текста выбрать и записать ряд ключевых слов, не просто называющих одного и того же персонажа, а характеризующих его.
На пятом этаже медная табличка - просто «Офис13-а», и всё.
Открыла Собкору длинноногая красавица с фиолетовыми волосами и шальными зелеными глазами. Кожаные рейтузы в обтяжку, высоченные каблуки, оранжевого цвета губы.
- Я не ошибся?- спросил Собкор.- Здесь находится фирма «Страна советов»?
- Абсолютно, - ответила впечатляющая девица -Зо вас?
Это по-немецки, не сразу догадался Собкор. Означает: «Ну и?» Не очень-то любезно.
- Я прочитал в рекламе, что здесь торгуют советами... А у меня как раз такая ситуация, что очень нужно посоветоваться... Нарочно так сказал. Если тут публичный дом, сразу зададут «от ворот поворот».
Но экзотическая красотка кивнула.
- Клиент? По рекламе? Антре.
Тоже ещё полиглотка выискалась.
Разноцветная нимфа уселась за компьютер, из чего следовало, что она здесь трудится секретаршей* Собкор только головой покачал. Должно быть, к приходу «налоговых» проверялыциков эта Гелла смывает косметику и переодевается скромницей, а тона неё достаточно посмотреть — и сразу ясно, за какую работу ей платят зарплату и, можно быть уверенным, не маленькую.
- Логин? Пароль? - спросила фифа, щелкнув по клавиатуре, и Собкор снова забеспокоился - не вышло ли ошибки. Пароль? Здесь что, какой-то
закрытый клуб?
Собкор попросил разрешения войти в кабинет офиса к начальнику.
- Абонент временно недоступен, - буркнула нахалка, отвернувшись от неинтересного клиента.
Истеричка. Ведет себя, будто здесь одна...
(Текст с сокращениями выбран из книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение», часть 1,с.10-13,М, «Олма-пресс», 2003 год)
Беседа по тексту:
Сколько слов получилось? (10 слов)
(Комментарий: далее из книги мы узнаем, что имя этому персонажу Валя. Такой лексический ряд единиц в тексте принято называть стилистическими синонимами (обозначает одни и те же предметы, явления, но разные по стилистической окрашенности).)
Какой большой выразительности речи добивается автор, используя здесь только один из языковых «скрепов», обеспечивающий в первую очередь логику развития мыслей! А сколько здесь других способов «сцепления» предложения в тексте! О них мы поговорим на следующих уроках.
VIII. Подведение итогов урока
Каждая группа составляет устный рассказ по теме урока, опираясь на записанные на доске (раздаточных листах) вопросы:
- Что такое текст?
- Каковы основные признаки его?
- Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.)
- Как связываются между собой предложения в тексте?
- Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?
- Каковы же эти различия?
IX. Домашнее задание
- Учебное пособие (теоретический материал).
- Упражнение 24 или 25 (письменно) по сборнику Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева. ГИА 2009. Русский язык. Тематические тренировочные задания (ФИПИ). Эксмо, М., 2009 год (стр.64-66).