Цели:
обобщить и повторить тему;
Тип: закрепление пройденного материала.
Оборудование: билеты, картинный словарь, аппликация, стихотворные запоминалки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
Дети! Сегодня мы отправимся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих.
Вот мы и на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получают только те, кто красиво пишет букву В.
На доске написаны буква В и предложение-скороговорка.
3. Чистописание. (Дети записывают элементы чистописания и предложение)
Ввв Ввв взвввзв
- Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получат билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.
4. Словарная работа.
- Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет в Чащино. (На доске красочный картинный словарь. Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает “пассажиров” в вагоны)
ворона ребята корова воробей |
собака медведь лисица заяц |
- Теперь давайте запишем новые словарные слова, они тоже связаны с нашим путешествием.
Дети записывают.
- Поставьте в этих словах ударение, отметьте безударные гласные.
5. Повторение.
- Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты-купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правила написания имен существительных собственных и нарицательных.
Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
6. Физминутка.
В окошко мы увидели
И речку, и цветы
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
(Повороты головой)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
(Приседания)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора
(Упражнения для рук)
- Тихо садимся на места.
7. Закрепление (учитель открывает доску).
Дети видят красочную аппликацию: лесная полянка, пруд, заросший камышом.
У. Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?
Д.
Жи и Ши – пиши через и.
Ча и Ща – пиши через а.
Чу и Щу – пишу через у.
У. А теперь запишем названия зверей, цветов и грибов на это правило.
Дети записывают слова, комментируя их.
ежи мыши чижи камыши рыжики |
щука ерши бельчата ужи чаща |
На доске появляются изображения этих животных, растений, рыб и грибов.
- Мы в лесу, в самой чаще. Запишем предложение. В чаще цветут душистые ландыши.
У. Нашли знакомые орфограммы.
Д. Написание гласных после шипящих.
У. А теперь подчеркните главные члены предложения.
- Какие главные члены предложения? Рассуждаем … (Дети разбирают предложение, находят главные и второстепенные члены предложения, указывая, какими частями речи они выражены)
8. Подведение итогов.
Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правило.
На билете:
Билет на память сохранив,
Помните всегда:
Жи, ши пишите с буквой и!
Чу, щу пишите с буквой у!
Ча, ща пишите с буквой а!