Цели и задачи:
- Изучить состав числа 5.
- Научить соотносить число и цифру 5.
- Научить писать цифру 5.
- Совершенствовать навык счета по числовому отрезку .
- Помочь детям сформулировать понятие «пятиугольник» через выявление его основных свойств при построении.
Ход урока.
1. Активизация опорных ЗУН.
Игра «День-ночь»
3-1+2-1+2-4=(1).
Вопросы учителя:
-Что вы можете сказать о числе 1? (число 1- самое маленькое однозначное число, стоит на первом месте в натуральном ряду чисел, обозначает один предмет, его соседи- 0 и 2).
- Сколько надо прибавить к 1, чтобы получить2? (1)
- Какое число на 2 больше ,чем 1? (3).
- Какое число стоит после числа 3? (4).
- Расскажите о числе 4. ( Число 4 стоит на четвертом месте в натуральном ряду чисел, его предыдущий сосед- 3, его последующий сосед- 5, число 4 можно получить: 1+3, 3+1, 2+2).
2. Введение в тему.
СЛАЙД 1.
-Что это значит? Изобразите сами.( Сомкнутые две человеческие ладони).
- Разомкните свои ладони. Что отличает ладонь человека? (Наличие 5 пальцев.)
СЛАЙД 2:
- На моей руке 5 пальцев,
5 умельцев- помогальцев.
Я могу их сосчитать:
1,2,3,4,5(хором).
-Дайте названия каждому пальчику ( большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
СЛАЙД 3:
-символика Олимпийских игр- пять колец.
Сообщение учителя: Олимпийские игры возникли в Древней Греции. В те далекие времена самые сильные, самые ловкие, самые быстрые воины собирались на спортивные состязания. Победителя награждали лавровым венком. Во время спортивных состязаний прекращались все военные действия. Эта добрая спортивная традиция живет и по сей день. Летом 2008 года Олимпийские игры проходили в Китае, в городе Пекине. В России будут Олимпийские игры проходить в 2014 году, в городе Сочи. 5 колец символизируют дружбу и мирные состязания спортсменов пяти континентов.
2. Определение темы урока детьми. Совместная с детьми постановка целей урока.
Вопрос учителя:
- Какая тема сегодняшнего урока? ( Число и цифра 5).
- Сегодня на уроке мы должны составить рассказ о числе 5 и выяснить, как можно получить число5.
3. Введение нового знания.
Практическое задание:- Разложите 5 палочек в две кучки.
- Кто как сделал? (Дети озвучивают свои варианты выполнения, а учитель фиксирует на доске: 1+4, 4+1, 2+3, 3+2).
4. Знакомство с цифрой 5.
СЛАЙД 4.
Графический анализ цифры 5.
Образец написания цифры на доске учителем.
Тренировочная запись цифры детьми в учебнике-тетради( под счет).
Самооценка- найди «красавицу»-цифру.
5. Соотнесение числа и цифры (с опорой на опыт детей).
- Что в жизни, в окружающей вас обстановке может быть связано с числом 5?
(отметка в школе, этажность дома, возраст ребенка, номер автобуса или трамвая, дата рождения человека, 5-ти рублевая монета и т. д.)
Физкультминутка: «Улыбка Пифагора» ( значение числа в именах людей: число «пять» Пифагор считал самым счастливым из всех чисел. Люди с числом имени «пять» больше всего любят приключения и путешествия. Нередко число 5 указывает на философский склад ума. Не исключено, что Вовы, Гриши, Вали, Марины, Виталики, Сережи в будущем могут стать крупными учеными, выдающимися философами. Вперед к знаниям! Дети с названными именами встают, проводят несколько физ. упражнений.)
6. 5-ти конечная звезда.
СЛАЙД 6.
- Сколько лучей у звезды?
- Такую звезду можно нарисовать, а можно начертить.
-Кто сможет начертить 5-ти конечную звезду безотрывно? (показ на доске)
7. Знакомство с пятиугольником.
-Как можно назвать геометрическую фигуру, которая получится, если соединить все вершинки звездочки и почему? (пятиугольник, потому что у него пять сторон, пять углов и пять вершинок).
Практическое задание.
-Сконструируйте пятиугольник из палочек.
- Постройте пятиугольник по точкам в учебнике стр. 40 № 1.
8. Первичное закрепление под руководством учителя. Работа с учебником.
- №5 стр. 41
-самостоятельная работа с последующей проверкой в классе- №7 стр. 41.
9. Итог.
СЛАЙД 7.
- Что помогло вам выполнить задание? ( знание состава числа 5).
10. Релаксация (используется метод шкалирования).
Использованная литература:
- Л.Г. Петерсон «Устные упражнения по математике» 1 класс.
- В. Волина «Праздник числа».
- «Из истории пяти колец» Большая детская энциклопедия.