Обобщающий урок по теме "Пропорция". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания по теме;
  • развивать математический и общий кругозор;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, тесты.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

ІІ. Устная работа.

1) Развиваем логическое мышление (тест на карточках).

80     20%     96

120   25%     ?     (150)

(Подсказка: было, увеличилось, стало)

2) Найти неизвестный член пропорции.

=

Вопросы.

- Что называется пропорцией?

- Назовите крайние и средние члены пропорции.

- Сформулируйте основное свойство пропорции

3)

t (ч)     S (км)     V (км/ч) пост.

3    -   12

6    -     ?

- Найти путь. В какой зависимости находятся время движения и путь при постоянной скорости?

t (ч)     V (км/ч)     S (км) пост.

5     -  120

10   -   ?

- Найти скорость. В какой зависимости находятся время движения и скорость?

4) Приготовлены два раствора. 1-й из 250 г воды и 50 г сахара, 2-й из 50 г воды и 10 г сахара. Какой из растворов, не пробуя на вкус, слаще?

ІІІ. Индивидуальная работа.

1. Найти значение выражения:

=

2.Пропорцией не является равенство:

а) 9:3=0,3:1; б) = ; в) =

Ответ:

3. В какой таблице даны прямая, в какой обратная пропорциональные зависимости?

а)

x 1 2 3 4
y 6 3 2 1,5

б)

x 1 2 3 4
y 5 10 15 20

Ответ: прямая ____ обратная ____.

ІV. Решение задач.

- Правильные ответы решенных задач откроют вам таинственный знак.

V. Карточки с тестами сдать.

1) Самостоятельное решение № 857 (в). Учебник “Математика-6”, Виленкин Н.Я.

Проверка.

Рисунок 1

2) Задача.

Вини-Пух и Пятачок договорились встретиться у большой сосны, расположенной между их домиками на середине пути. Пятачок шел со скоростью 5 км/ч 1,2 часа. Вини-Пух шел со скоростью 6 км/ч. Сколько времени шел Вини-Пух до сосны?

(Один ученик записывает только краткую запись на доске. Решают задачу самостоятельно)

1,2 ч - 5 км/ч

? ч - 6 км/ч

Проверка.

Рисунок 2

3) Задача.

В понедельник 7 гномов добыли в рудниках 18 кг золота, что составило 24% количества, добытого за неделю. Сколько килограммов золота они найдут за неделю?

(Составляют краткую запись и решают задачу самостоятельно)

Проверка.

Рисунок 3

4) Из чисел 2,4; 4,2; 7,2; 12,6 составить верную пропорцию.

Проверка.

Рисунок 4

 - Почему все три пропорции равны?

VI. Исторические сведения.

Итак, получилась пятиконечная звезда.

Этот звездчатый пятиугольник называется “пентаграммой”. Она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком. Звезда построена по принципу “золотого сечения”. “Золотым сечением” математики древности называли деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части так же, как длина большей части к меньшей, т. е. = .

VII. Исследовательская работа.

- У вас на столе лежат звездочки разных размеров. Измерьте нужные отрезки. Составьте пропорцию и проверьте равенство.

- Какое число у вас получилось? ( 1,6)

- Почему у всех примерно одинаковый ответ, ведь звездочки разной величины?

Вывод. Отношения равны. В этом и заключается свойство “Золотого сечения”.

VIII. Итог.

- Сегодня на уроке мы много говорили о пропорции. А где применяют пропорцию в жизни?

(Можно посмотреть заранее подготовленную презентацию по теме “Применение пропорций в жизни” или “Золотое сечение”)

IX. Выставление оценок.

X. Творческое д/з.

Придумать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Презентация