Цель:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- развивать математический и общий кругозор;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, тесты.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
ІІ. Устная работа.
1) Развиваем логическое мышление (тест на карточках).
80 20% 96
120 25% ? (150)
(Подсказка: было, увеличилось, стало)
2) Найти неизвестный член пропорции.
=
Вопросы.
- Что называется пропорцией?
- Назовите крайние и средние члены пропорции.
- Сформулируйте основное свойство пропорции
3)
t (ч) S (км) V (км/ч) пост.
3 - 12
6 - ?
- Найти путь. В какой зависимости находятся время движения и путь при постоянной скорости?
t (ч) V (км/ч) S (км) пост.
5 - 120
10 - ?
- Найти скорость. В какой зависимости находятся время движения и скорость?
4) Приготовлены два раствора. 1-й из 250 г воды и 50 г сахара, 2-й из 50 г воды и 10 г сахара. Какой из растворов, не пробуя на вкус, слаще?
ІІІ. Индивидуальная работа.
1. Найти значение выражения:
=
2.Пропорцией не является равенство:
а) 9:3=0,3:1; б) = ; в) =
Ответ:
3. В какой таблице даны прямая, в какой обратная пропорциональные зависимости?
а)
x | 1 | 2 | 3 | 4 |
y | 6 | 3 | 2 | 1,5 |
б)
x | 1 | 2 | 3 | 4 |
y | 5 | 10 | 15 | 20 |
Ответ: прямая ____ обратная ____.
ІV. Решение задач.
- Правильные ответы решенных задач откроют вам таинственный знак.
V. Карточки с тестами сдать.
1) Самостоятельное решение № 857 (в). Учебник “Математика-6”, Виленкин Н.Я.
Проверка.
Рисунок 1
2) Задача.
Вини-Пух и Пятачок договорились встретиться у большой сосны, расположенной между их домиками на середине пути. Пятачок шел со скоростью 5 км/ч 1,2 часа. Вини-Пух шел со скоростью 6 км/ч. Сколько времени шел Вини-Пух до сосны?
(Один ученик записывает только краткую запись на доске. Решают задачу самостоятельно)
1,2 ч - 5 км/ч
? ч - 6 км/ч
Проверка.
Рисунок 2
3) Задача.
В понедельник 7 гномов добыли в рудниках 18 кг золота, что составило 24% количества, добытого за неделю. Сколько килограммов золота они найдут за неделю?
(Составляют краткую запись и решают задачу самостоятельно)
Проверка.
Рисунок 3
4) Из чисел 2,4; 4,2; 7,2; 12,6 составить верную пропорцию.
Проверка.
Рисунок 4
- Почему все три пропорции равны?
VI. Исторические сведения.
Итак, получилась пятиконечная звезда.
Этот звездчатый пятиугольник называется “пентаграммой”. Она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком. Звезда построена по принципу “золотого сечения”. “Золотым сечением” математики древности называли деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части так же, как длина большей части к меньшей, т. е. = .
VII. Исследовательская работа.
- У вас на столе лежат звездочки разных размеров. Измерьте нужные отрезки. Составьте пропорцию и проверьте равенство.
- Какое число у вас получилось? ( 1,6)
- Почему у всех примерно одинаковый ответ, ведь звездочки разной величины?
Вывод. Отношения равны. В этом и заключается свойство “Золотого сечения”.
VIII. Итог.
- Сегодня на уроке мы много говорили о пропорции. А где применяют пропорцию в жизни?
(Можно посмотреть заранее подготовленную презентацию по теме “Применение пропорций в жизни” или “Золотое сечение”)
IX. Выставление оценок.
X. Творческое д/з.
Придумать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости.