Обобщающий урок в 10-м классе. Тема: "Элементы статики"

Разделы: Физика


Оборудование: интерактивная доска или проектор и раздаточный материал с заданием для каждой группы.

Цели урока.

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме “Статика” в нетрадиционной форме с использованием информационных технологий (использование интерактивной доски).
  2. Совершенствовать навыки решения задач по изучаемой теме.
  3. Расширить кругозор учащихся при изучении межпредметного материала.
  4. Показать применение физических законов на практике.
  5. Воспитывать чувство коллективизма (работа в группах).

Проведение урока.

Задание № 1. Задачи-рисунки. Учащиеся разделены на четыре группы. Каждой группе дано задание. Необходимо дать правильный ответ и объяснить почему.

Ответ: Б, отвесная линия проходит через центр тяжести и пересекает опору.

Ответ: неустойчивое, центр тяжести может находиться ниже.

Ответ: 1, центр тяжести ниже.

Ответ: безразличное, потенциальная энергия одинакова.

Задание № 2.Задачи на условие равновесия невращающегося тела. Учащиеся разделены на четыре группы. Каждой группе дано задание. Необходимо сделать чертёж, указать действующие силы, записать уравнение в векторной форме и в проекциях на оси.

Задание № 3. Практическая работа. “Выяснение условий равновесия тел”.

Приборы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка.

Выполнение работы:

Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии 12 см от оси вращения.

Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить два груза.

Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить три груза.

Проверьте выполнение правила моментов.

Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измеренные величины в таблицу.

№ опыта Сила F1
на левой
части
рычага, Н
Плечо l1, см Сила F2
на правой
части
рычага, Н
Плечо l2,
см
F1
F2
l1
l2
Момент силы
F1, Нм
Момент силы
F2, Нм
                 

Рассчитайте отношение плеч, сил и моментов сил.

Сделайте вывод (условие равновесия рычага и правило моментов).

Задание № 4. Задача на условие равновесия вращающихся тел. Учащиеся разделены на четыре группы. Каждой группе дано задание. Две группы должны дать правильный ответ и объяснить почему. Две другие группы – объяснить неправильные.

Ответ: В.

Ошибки: А, d3-плечо, М2 отрицательно Б, плечо d1.

Ответ: Б.

Ошибки: А, плечи d3 и d4, М1 и М2 отрицательны, М3 записан не правильно.

В, d2 и d4 не являются плечами.

Задание № 5. Применение законов статики к телу человека. Задачи, при решении которых необходимо применение двух условий равновесия тел.

Во время подготовки представителей групп решений задач на доске остальные ученики решают задачу:

Заключение.

Понятия и законы необходимые для усвоения при изучении темы “Статика”:

  • виды равновесия (причины);
  • условия равновесия вращающихся тел;
  • плечо силы;
  • момент силы;
  • использование двух условий равновесия тел;
  • центр тяжести.

Домашнее задание: Определите центр тяжести фигур и покажите, как вы это сделали.

Задание № 1, 2, 4. Сделайте в виде рисунков.

Задание № 3. Из плотной бумаги необходимо вырезать фигуру.