Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение подобных технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя. Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой - в незаинтересованности ученика. Используя интерактивное оборудование, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Интерактивное оборудование выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки. Подготовка занятия с использованием интерактивного оборудования предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использованием интерактивного оборудования - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. Возникает необходимость создания системы интерактивных упражнений, т.е. перехода от “сообщающих” - к интерактивным методам обучения. Все созданные файлы систематизирую в единую методическую базу и добавляю в нее любые тематические разработки к уроку (презентации, видео - материалы, фрагменты уроков и т.п.).
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Свою задачу вижу в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. Именно от эффективности этого процесса зависит решение задач обучения фонетике и грамматике, т.к. они тесно взаимосвязаны между собой.
Группировка лексики по тематическому принципу является одним из важных условий интенсификации работы над лексикой. Учащиеся пользуются им при выполнении домашнего задания, особенно при подготовке монологических высказываний. Работа по развитию речи на основе тематически сгруппированных слов способствует запоминанию и активизации их в речи, облегчает построение связных высказываний по теме. По каждой теме программы составляю электронные лексические минимумы слов. Работа в режиме интерактивной доски позволяет писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления.
Работа по опорным сигналам упрощает процесс восприятия учебного материала за счет создания зрительных образов и компановки их во взаимосвязанные логические блоки. Этот метод позволяет учащимся не просто механически заучить и озвучить текст, а именно мыслить на языке, самим конструировать грамматические формы, строить самостоятельные речевые высказывания, не копируя предложенный текст, а обогащая его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом.
My favourite sport and hobby
…name… … /… surname … … .
10
… … ? years old
11
Oxford
… … from ?
Moscow
Hobby
… favourite …
Sport
… t. number … 57493
town
… address … ?
street
В учебном процессе стараюсь использовать нетрадиционные формы работы учащихся с лексическим материалом. К таким формам работы отношу коллажи. Целью данной работы является расширение вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений. В создании коллажа обычно участвует группа ребят из 4-6 человек. Данные схемы служат одновременно и зрительной опорой, и установкой на использование соответствующих тем, а значит и активной лексики этих тем. Опыт показал, что не всё получается с самого начала. Но от урока к уроку ответы учащихся становятся лучше.
Другим, не менее интересным приемом обучения является составление так называемых “One-of-a-kind-Sentences”. Этот творческий подход к составлению предложений – забава. Задача школьников – из набора слов, фраз – составить предложения. Можно вырезать (виртуально) не просто отдельные слова, а выражения, что немного усложнит составление предложений. Детям можно предложить отрезать от некоторых слов буквы и сделать другое слово, например: ”we” от “were” или разрезать фразы. В итоге проводим рейтинг самых лучших, содержательных, сумасшедших предложений.
В течение изучения тем учащимся предлагаю различные задания творческого характера, которые позволяют проконтролировать усвоение лексики изученных тем. Это могут быть и презентации, и проекты, и кроссворды. Учащиеся с удовольствием выполняют такой вид работы. Здесь могут проявить себя не только способные ученики. Одни ученики выступают с творческими работами на уроках-лекциях, другие – на обобщающих уроках по темам. Презентации учеников и учителя размещаются на персональном сайте http://alla.volsk-sh-3.edusite.ru, на сайте www.uchportal.ru и др.. Опыт показывает, что применение выше описанных методических приемов позволяет легче и доступнее овладеть лексическим минимумом школьной программы, совершенствовать лингвистические навыки, развивать мыслительную деятельность. Кроме того, у учащихся формируется познавательный интерес. Появляется и желание, и заинтересованность в учебе, повышается их образовательный уровень.
Литература
- “Английский язык” газета Издательского дома “Первое сентября” № 1, 20 2007 г.
- Н.Г. Брюсова, Н.А.Лебедева “Устные темы для развития разговорной речи”. Дрофа Москва 2000 г.
- Иностранные языки в школе № 1, 2008 г.
- В.В. Копылова “Методика проектной работы на уроках английского языка” Дрофа Москва 2006 г.
- Т.Г. Сигал “Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов” Айрис Пресс Москва 2006 г.