Считаю, что - ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной подготовки.
На протяжении ряда лет стремлюсь создать индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные "ноу - хау", учитывая реальные условия работы с различными категориями учащихся, творчески подходить к конструированию содержания предмета в целом: создавать оптимальные тематические планы, изобретать методические приёмы, разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля.
Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по традиционным методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета - это залог успеха в его изучении.
Работая над темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики", выстроила методическую систему "Технология успеха обучения математике".
Цель технологии:
Активизировать учебное познание;
- Ориентировать и формировать личностный смысл учения;
- Строить логическую структуру учебной информации;
- Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач;
- Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем? Как? и т. д.;
- Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.
Для реализации данной цели были поставлены
следующие задачи:
Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть "понимающей математикой".
Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.
Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: "Я - умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий" и пр. - и ты действительно станешь таким.
Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.
Итак, ситуацию успеха нужно создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
- установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);
- обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
- сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.
Этапы создания ситуации успеха:
1. Мотивационный этап.
Ставлю задачу - сформировать у ученика установку на успешное усвоение, выполнение учебного задания, при этом ощутить себя "творцом обстоятельств", преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи;
- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
- рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей;
- установить новые контакты в ходе выполнения и т. д.
2. Организационный этап.
Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.
На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны - необходимость выполнить работу, а с другой - недостаток условий для реализации задачи. К таким условиям можно отнести четыре аспекта:
- недостаток способностей,
- трудность задания,
- отсутствие везения,
- слабость волевых усилий.
Первые два условия можно учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.
Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности. Здесь особенно нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.
Структуру учебного успеха можно представить в виде схемы
Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания - факты, числа, теории - не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать - превращать тексты в таблицы и графики, "читать" чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой:
Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; "подсказка" (работа с учебником) и т. п.
Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха - это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно - построенные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.
В своей работе применяю: уроки - лекции, уроки - путешествия, уроки - турниры, уроки решения "ключевых задач", уроки - консультации, зачётные уроки, интегрированные уроки. Для подготовки таких уроков даю творческие задания: составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить хорошую оценку опять-таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив - быть первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы.
Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная, индивидуальная работа с учащимися.
Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные информационно - коммуникационные средства обучения.
Так, например, практикую в своей работе электронный учебник "Стереометрия 10-11 класс". Особенностью структурной формулы учебника является её наглядность, обозримость, дающая ясное представление о внутреннем строении учебного материала соответствующего учебника. Электронный учебник может быть использован непосредственно в работе с учащимися на уроках для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний, а так же для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.
В электронном учебнике имеется программа "Стереоконструктор". Данную программу применяю при построении сложнейших чертежей для решения задач. Если при решении задач, использовать стереоконструктор в совокупности с интерактивной доской, то экономится время на уроке, которое можно эффективно использовать для другого вида работ.
Используя электронный учебник "Стереометрия 10-11 класс", делаю выводы, что ребята с большим желанием включаются в работу на уроке, особенно при решении задач.
Широко использую уроки - презентации. Основа такого урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. Презентации позволяют наглядно показать сложные объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно-компьютерные компетенции и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе.
Считаю, что использование компьютера в учебном процессе, способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала, расширяет и углубляет знания в области математики, что в свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету.
3. Итоговый этап.
На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.
Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к результатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания.
Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.
Представлю урок, разработанный мною на основании вышеизложенной технологии.
План - конспект урока по алгебре в 8 классе.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: "Решение квадратных уравнений, используя общую формулу",
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся;
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать математические ситуации;
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели; побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу своей деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Компьютер
- Видеопроектор
- Экран
- Листы самоконтроля
- Карточки для сам. работы
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Основная часть - 30 мин.:
а) разминка - 3 мин.
б)1 гейм "Заморочки из бочки",
в) 2 гейм "Ты мне, я тебе",
г) 3 гейм "Тёмная лошадка"
д) 4 гейм "Спешите видеть, ответить, решить",
е) 5 гейм "Гонка за лидером".
3. Подведение итогов урока - 3 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- на партах у вас лежат листочки (приложение 1), которые условно назовём "листками самоконтроля", впишите свою фамилию, имя. В течение урока вы должны его заполнять: за правильный ответ ставите себе балл.
2. Разминка.
1) х2 + 2х - 3 = 0, 3х2 + 5х - 2 = 0, 9х2 + 1 = 0, 3х2 - 7х = 0
- Как называются равенства, которые перед вами представлены?
- Разбейте по типам эти уравнения.
2) Работа со схемой (слайд 1).
( при работе со схемой выявляются типы квадратных уравнений, методы их решения)
2. Основная часть.
- А сейчас мы проведём небольшой турнир (слайд 2) между двумя командами. Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает жетон, и каждый участник оценивает своё участие, заполняя "лист самоконтроля".
- Итак, я конкурс начинаю,
Всем успехов вам желаю.
1 гейм "Заморочки из бочки" (слайд 3)
(Каждая команда вынимает из "бочки" задание, представитель от команды выходит к доске и решает)
х(2х - 3) = 4х - 3,
100х2 + 20х +1 = 0,
(х + 3 )2 = 2х + 6,
-х2 + х - 10 = 0
2 гейм "Ты мне, я тебе" (слайд 4)
(Каждая команда задаёт по очереди друг другу задания)
3 гейм "Тёмная лошадка" (слайд 5)
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений,
И знак особый - радикал -
С ним связан, без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим.
Надеемся что каждый смог
Ответить: это: (корень)
4 гейм "Спешите видеть, ответить, решить" (слайд 6)
(самостоятельная работа: команды получают карточки с заданиями "лото")
- Решите три уравнения, записанные на карточке, найдите карточки с правильными ответами и закройте ими соответствующие уравнения, ответом вниз, тогда на верхней стороне получится ребус.
Карточка №1
х2 - 9х + 18 = 0,
2х2 - 9х - 5 = 0,
5х2 - 8х + 3 = 0
Карточка №2
5х2 - 25х + 20 = 0,
х2 - 6х + 5 = 0,
2х2 - 5х + 2 = 0
разгадать ребус, ответить на вопрос: (слайд 7)
1) Что нужно искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (дискриминант)
2) Какой математик доказал теорему, выражающую связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями? (Виет).
- Дома, вам необходимо подготовить небольшую информацию об этом знаменитом математике.
5 гейм "Гонка за лидером" (слайд 8)
(Командам предлагается разгадать кроссворд)
Вопросы:
- Название выражения b2 - 4ac.
- Квадратное уравнение, в котором а = 1.
- Уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а не равно нулю.
- Число корней квадратного уравнения при Д > 0.
- Равенство, содержащее неизвестное.
- Математик, доказавший, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
- Существуют ли действительные корни, в квадратном уравнении, если Д < 0?
- Квадратное уравнение, в котором в или с равны нулю.
- Число корней квадратного уравнения при Д = 0.
- Решение уравнения.
Проверка разгаданного кроссворда (слайд 9) - дети по очереди называют отгаданные слова.
3. Подведение итогов урока.
- Какое уравнение случайно попало?
Х2 + 3х = 0,
5х + 5 = 0,
2х2 = 4,
3х - 3 = х2.
6х + х2 - 7 = 0,
- Почему?
- Ребята, оцените свою работу в листах самоконтроля.
Команды, подсчитайте свои жетоны. (Члены команды, набравшей больше жетонов, ставят каждый себе по 1 баллу дополнительному).
Выставление оценок. (слайд 10)