Цели:
- Познакомить детей с видами сказок.
- Развивать речь, творческие способности учащихся, умение инсценировать сказки.
- Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: иллюстрации сказок, костюмы, маски и декорации к русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Три медведя", "Заюшкина Избушка", магнитофон.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наш урок необычный. Урок -путешествие по страницам русских народных сказок.
Русские народные сказки - это произведения устного народного творчества. К устному творчеству относятся также песни, поговорки, пословицы, загадки. Кто же является их автором? Ответ очень простой автором является - народ - это великий творец.
Устное народное творчество появилось очень давно. Те простые люди, которые давным - давно сложили свои песни, сочинили сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их сказки не забылись, не исчезли. Они бережно передавались народом от родителей к детям, из уст в уста.
Если некоторые из вас думают, что сказка - это врака, пустяк, то ваше мнение очень ошибочно. Великий русский писатель А. С. Пушкин говорил : "Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! В русских народных сказках сконцентрированы все лучшие качества народа - его мудрость и юмор, доброта и сострадание, храбрость и благородство. В сказках всегда добро побеждает зло, слабый защищен, а жадный наказан. Все сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, сказки о животных. (обращение к доске). В волшебных сказках происходит какое -нибудь волшебство: печка умеет говорить, мальчик превращается в козленка, чудо - мельница печет блины и т. д. . Сказки о животных - это такие сказки, где главные персонажи животные. В этих сказках животные, как и люди, ходят друг к другу в гости, одеваются, женятся, ссорятся и т. п. Бытовые сказки - это сказки о боярах, солдатах, простых людях и т. п.
Кто из вас хорошо знаком с русскими народными сказками, тот, наверняка, знает, что в разных книгах, они могут рассказываться немного по - разному, но одно в них всегда неизменно - в каждой сказке есть поучительный смысл.
Ребята, поднимите руки, кто из вас знает русские народные сказки. Сейчас мы это проверим. Готовы?
Посмотрите на доску и скажите, иллюстрации к каким волшебным сказкам вы здесь видите? Как называются эти сказки и какое в них происходит волшебство? (Ответы детей). А как называются изображенные здесь на картинках сказки о животных? (ответы детей) А кто узнал, что это за бытовая сказка? (дети смотрят на иллюстрации и называют сказки). Молодцы!
Ребята, в этом ящике находится предмет, если вы отгадаете его название, то дети из третьего класса расскажут вам всем знакомую русскую народную сказку.
Итак, в этом ящике находится предмет, который принес горе и слезы старым людям (яйцо)
Кто из вас хорошо помнит эту сказку ? Расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают сказку : один начинает - другой продолжает). Если вы помните, то в начале урока я вам говорила о том, что сказки можно рассказывать по - разному. Вот только что вы мне рассказали всем известную русскую народную сказку "Курочка Ряба", а ребята из третьего класса расскажут вам эту сказку по - своему. Итак, на сцене сказка: "КУРОЧКА РЯБА".
Ведущий: (Дед и баба сидят и грустят)
Жили - были дед и баба и грустили иногда,
Только курочка, что Ряба, утешеньем им была.
Курочка несла яички, бабушка блины пекла.
Но однажды эта ряба им сюрприз преподнесла.
Ряба: Ко-ко-ко!
Ведущий: сказала Ряба.
Ряба: С добрым утром дед и баба!
Как всегда для вас яйцо, но волшебное оно,
Потому, как непростое, ведь яйцо -то золотое!
Ведущий:
Так сказала и ушла и советов не дала:
Как с яйцом тем поступить - бить его или не бить?
Дед:
Да, старуха, чудеса. видно это неспроста.
Долго жил я поживал, а такого не видал.
Баба:
Небольшое это диво.
Скорлупа, правда, красива.
Ставить я должна блины, яйца нам всегда нужны.
(пытается в миску разбить яйцо)
Дед, а дед, оно не бьется.
Дед: Да и мне вот не дается.
Баба: Видно нам сегодня дед, не испечь блинов в обед.
Ведущий: Тут приходит снова Ряба.
Ряба:
Бить яйцо совсем не надо, ведь оно для красоты,
А совсем не для еды, Полюбуйся, как сияет.
Людям радость доставляет.
Ведущий :
Согласились старики, теперь счастливы они.
Дружно с Рябушкой живут и яйцо то берегут.
А теперь вспомните, из каких сказок эти слова. И чему учат эти сказки. Какой в них "Добрым молодцам урок". (Дети отгадывают из каких сказок эти слова и чему учат эти сказки)
Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. (Колобок. Ввод:: не нужно забывать об осторожности с хитрецами.)
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут - вытянуть не могут. (Репка. Одному трудно справиться с работой, а всем вместе - все под силу)
Петушок, петушок - золотой гребешок - маслена головушка - шелкова бородушка, выгляни в окошко - дам тебе горошка. (Петушок - Золотой гребешок. Вывод: Не имей 100 рублей, а имей - 100 друзей. Хороший друг всегда придет на помощь)
Угадайте, что эта за сказка: Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (три медведя)
Сейчас ребята вам расскажут эту сказку по -новому, а вы подумайте, какой урок в этой сказке. (инсценировка сказки Три медведя [1])
Маша:
Если ты в бору густом
С каждой веточкой знаком,
То на печке не сиди - за грибами в лес иди.
Раз шажок и два шажок - вон под ёлочкой грибок;
Вправо шаг и шаг назад - белые в траве стоят.
Похожу ещё немножко, и грибов полно лукошко.
(Продолжает собирать грибы).
Вот и всё, пора домой, только лес совсем чужой.
Всё в нём страшно, незнакомо, как добраться мне до дома?!
Вот в кустах видна тропинка, но тяжёлая корзинка
За кусты цепляется, да идти мешается.
Бросает корзинку с грибами и идёт по тропинке, останавливается у домика.)
Что за чудо? В чаще дом
С покосившимся крыльцом!
(Стучится в низенькое окошко).
Эй! Хозяева, впустите,
Накормите, напоите!
В чаще я весь день плутала,
Вся промокла и устала.
(Подходит к двери).
Тишина, открыта дверь:
Что же делать мне теперь?
(Маша тихонько входит в дом и оглядывается по сторонам).
В очаге огонь горит,
Каша в котелке бурлит.
(Маша снимает котелок, ставит его на стол. Котелок опрокидывается и падает. Маша подходит к стульям)
Вот три стула: два больших:.
(Пытается сесть на стулья, но они падают)
Мне не нравится на них. , а вот этот стульчик мой,
Аккуратненький такой! Вот три миски на столе.
(Подвигает миски.)
Эта маленькая, - мне.
(Берёт со стола три ложки, разглядывает одну, откладывает её.)
Эти ложки велики, кушать будет не с руки,
А вот эта - в самый раз!
(Накладывает себе каши).
Пообедаю сейчас!
(Маша поела, облизала ложку и раскачивается на стуле. Встаёт, роняя стул и ложку.)
А теперь пора поспать. Ну-ка, где моя кровать?
(Залезает на одну из больших кроватей, сбрасывает подушка на пол.)
Эта слишком высока.
(Подходит к другой кровати, сбрасывает подушку и одеяло).
Эта слишком широка.
(Ложится на маленькую кроватку).
А вот эта, у окна,
Для меня припасена.
(Маша ложится спать, а в дом заходят медведь, медведица и медвежонок).
Медведь: Что такое! Дверь открыта!
Медведица: Каша по полу разлита!
Медведь: Кто -то за столом сидел и из наших мисок ел!
Мишутка: Кто мой стульчик раскачал? И все ножки поломал?
Медведица: Пятна грязные повсюду, перепачкана посуда!
Мишутка: Ложка под столом лежит, у тарелки край отбит!
Медведь: Безобразия такого не встречал я, право слово!
(Медведи подходят к кроватям)
Медведица: Здесь моей подушки нет ! На перине грязный след!
(Видит на кровати Мишутки спящую Машу)
Тише кто-то тут лежит!
Мишутка: Кто в моей кроватке спит?
Медведь (рассерженно топает ногами). Кто перевернул вверх дном наш уютный старый дом?
(Маша просыпается, вскакивает с кровати и убегает в открытое окно.)
Медведица: Эй, красавица, постой! Скажи, спасибо, за постой!
Мишутка: И со мной не поиграла, прыг в окно и убежала!
Медведица: Не реви, сынок, не надо.
Медведь: Мы гостям безмерно рады, но грязнуль и лежебок выгоняем за порог!
Затем обсуждение. Чему учит эта сказка.
Но, а теперь попробуйте угадать героев русских народных сказок.
Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всем похож.
В этом тереме моем
Ярко печь горит огнем.
Теремок на курьих ножках
Ждет гостей в нем :. (бабка - ежка)Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова
Печь его катает (Емеля)Я - богатый - всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей бессмертный)Я красив, силен, могуч
Я грознее грозный туч,
И умнее всех нет слов -
Много у меня голов. (Змей Горыныч)Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто -то.
Кто распростился с кожей зеленой
Сделался мигом красивой -пригожей?(царевна лягушка)
А теперь отгадайте пять загадок, и подумайте из какой русской народной сказки эти герои.
- Заворчал живой замок - лег у двери поперек(собака).
- Летом в лесу гуляет - зимой в берлоге отдыхает (медведь)
- В птичник повадится - жди беды, рыжим хвостом заметает следы (лиса)
- Не артист - а голосист, не ездок, а шпоры у ног (петух)
- Никого не обижает, всех боится (заяц)
А как же называется сказка главных героев которой вы только что назвали - собака, медведь, лиса, петух и заяц. (Лиса и заяц).
Правильно, итак, мы сейчас с ребятами расскажем вам по своему сказку " Лиса и заяц" А вы подумайте, чему же учит эта сказка.
Инсценировка сказки "Заюшкина избушка" [2] (затем обсуждение)
(На полянке стоит домик зайца и ледяная избушка лисы.)
Лиса:
Слушай, заяц, домик твой, неказистый и кривой.
Не на месте тут стоит, из окна мне портит вид.
Зря ты, заяц, время тратил, в доме щели конопатил,
Глину ведрами носил, печку клал и крышу крыл.
Если можно без труда дом построить изо льда.
Заяц:
Время, как вода течет, скоро к нам весна придет,
И под солнечным лучом будет таять лисий дом.
Лиса: Это не твоя печаль.
Заяц: Мне тебя, соседка, жаль!
(Танец ветерка, в результате чего домик лисы превратился в лужу)
Ведущий:
Дома лисьего не стало.
Там где он стоял вчера-нынче талая вода.
Лиса: (Стучится)
Тук-тук-тук! Пусти, сосед! У лисички дома нет.
Заяц: (Открывает дверь)
Ну, конечно, заходи, обсушись и отдохни.
Я дровишек принесу - надо обогреть лису!
(Лиса заходит в избушку, заяц уходит за дровами)
Лиса: (Из окна)
Глупый заяц за порог, а я двери - на замок.
Этот домик мой теперь!
Заяц: (возвращается с дровами и стучится в дверь)
Тук-тук-тук!
Лиса:
Кто стучится? Ты, косой? Уходи, косой, домой!
Я больна, не до гостей! Уходи, косой, скорей!
Заяц:
Как же так, Лиса, постой, этот дом не твой, а мой:
Лиса:
Я гостей не принимаю, а назойливых кусаю!
(Заяц плачет и уходит, навстречу ему собака)
Собака:
Здравствуй, зайка, что с тобой? Что ты слезы льешь рекой?
Заяц:
Ох, беда, беда пришла, дом лисица отняла.
Обманула, провела, меня зайку, прогнала.
Собака:
Надо зайчику помочь!
(Подходят и дому и кричат)
Уходи лисица прочь!
Лиса:
Это что еще за звери мне ломать решили двери?
Вот как выйду, налечу и я вас поколочу!
Собака:
Побежали поскорей от лисичкиных дверей!
Будет лучше нам, Косой, в споры не вступать с лисой!
(Собаки убегают, а Заяц стоит и плачет. Мимо идет медведь, подходит к зайцу и качает головой)
Медведь:
Что ты плачешь, дорогой! Кем обижен ты?
Заяц:
Лисой! Провела меня Лиса.
Мой домишко отняла, меня, Зайку, прогнала.
Медведь:
Что еще за чудеса? Ну-ка, где ты там, Лиса?
Уходи сейчас же прочь!
Лиса:
Кто стучится ночь - полночь?
Кто топочет и ревет? Спать Лисичке не дает?
Медведь:
Возврати, Зайчишке, дом!
Лиса: (показывает ведро из окошка)
Вот ошпарю кипятком, будешь знать, лесной злодей,
Как стучать будить зверей!
Медведь:
Стой, Лиса, я пошутил, просто мимо проходил.
В лужу наступил, промок, заглянул на огонек.
Не сердись, зайду потом посмотреть твой новый дом.
(Испугано обращается к зайцу)
Извини меня, Косой, трудно справиться с лисой,
Хоть она не велика - лучше поберечь бока.
(Медведь уходит, а Заяц плачет еще сильнее. Мимо идет Петух, видит, что Заяц плачет, подает ему носовой платок)
Петух:
Успокойся, не реви, по порядку говори,
Кто обидел, кто злодей? Что рыдаешь у дверей?
Заяц:
Этот дом был раньше мой, но обманут я лисой.
Лиса домик отняла, меня, Зайку прогнала.
Петух:
Эй, плутовка, не шути, лучше миром уходи!
Берегись, Лиса, у меня коса! Живо убирайся вон,
А не то услышишь звон. Разлечусь,
Взмахну косой, мигом разберусь с лисой!
Лиса:
Ой, боюсь, зашелся дух! Пощади меня, Петух!
Я с Зайчишкою играла, дом его не занимала,
Я шутила, извини, из избушки не гони
Мы с зайчишкою вдвоем в этом доме заживем.
Заяц:
Нет, Лисица, уходи, этак больше не шути.
Помогу любому зверю, а тебе, Лиса, не верю!
Петух (Лисе):
Вот уж я тебя косой!
Лиса: (выскакивает и убегает)
Нет, Петух, постой, постой!
Заяц:
Вот спасибо, Петушок, только ты мне и помог!
Так Лисицу напугал, что из домика прогнал.
Оставайся мы вдвоем в этом доме заживем!
Петух:
Нет, Зайчишка, извини, у меня полно родни:
Мы в курятнике живем, есть такой в деревне дом.
Хочешь завтра на часок забегай к нам на пирог,
Мы гостям безмерно рады, а теперь прощаться надо:.
Заяц:
До свиданья, Петушок, ждите завтра на пирог!
(Обсуждение сказки: чему учит сказка? Какой в ней заяц? А какая лиса? А какие медведь и собака? Что вы скажете о петушке? Какой он?)
На этом наш урок подходит к концу и в заключение мне хочется сказать, что ребята хорошо знают русские народные сказки. Очень хорошо отвечали на уроке. Я думаю, что вам понравился наш урок.
Список литературы:
- Мышковская М. В. Три медведя. М. : Дрофа, 2005 г.
- Мышковская М. В. Заюшкина избушка. М. : Дрофа, 2005 г.