Гимназия № 2 города Александрова, учебное заведение гуманитарного образования. Задачей всего педагогического коллектива является организация четко спланированных действий, которые обеспечивали эффективное формирование и реализацию у большинства учащихся преимущественно гуманитарных предпочтений и интересов, наиболее широкой эрудированности, достаточной развитости специальных способностей к деятельности в гуманитарных областях. Кроме этого, в наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ "Об образовании", законодательно утвердившем цели образования как "ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации". Обучение географии наряду с передачей ученикам определённой суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. Именно эти факты подтолкнули меня заняться инновационной деятельностью. Исходя из задачи школы, а именно "создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса гимназии", я считаю, что конечным результатом обучения является не только сумма знаний, но и умение применять эти знания на практике. Благодаря уникальной ориентации на развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности, технология проектного обучения успешно зарекомендовала себя в образовательной практике зарубежной и российской школы. Это особая технология, позволяющая формировать у учащихся способность к социальному действию и взаимодействию с социокультурной и природной средой. Это активизирует обучение и способствует решению проблемы совмещения знаниевой и развивающей составляющих географического образования. Применение технологии проектной деятельности даёт возможность эффективного компетентностного обучения. Также её применение является способом поддержки мотивированных к географии учащихся, которые получают возможность овладения методами самостоятельной научной работы, признания способностей и осуществления профессионального самоопределения. Кроме того, реализация географических проектов формирует у учащихся исследовательскую активность - важное качество современной личности. Использование проектной технологии полностью соответствует реализации целей географического образования в школе.
Применение проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности не только помогает мне, как учителю, добиться хороших результатов, но и развивает творческие способности учащихся, формирует умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Мною создана своя система в этой области, в основу которой легли возрастные и психофизические особенности учеников. Изучая опыт ( Дж.Дьюи, И.С. Якиманской, В.В. Груздева, Н.Ю Пахомову и др.), я заметила, что по характеру доминирующей деятельности никто из авторов не учитывает возраст и особенности детей, предлагая им участвовать в различных по типам проектам. А ведь именно это является залогом успеха в этой деятельности. Поэтому разрабатывая уроки по проектной технологии я пришла к выводам:
Ученики 6-7 классов 11-12 лет. Ребята в этом возрасте накапливают описательную информацию об океанах, морях, о планете в целом. В 6 -ом классе большая часть времени отведена на изучение картографических знаний, изучают оболочки Земли. В 7-ом классе на описание материков и океанов. А значит, познавательная деятельность основывается на умение систематизировать описательный материал, выявляя причинно-следственные связи и закономерности. И всё же это ещё дети, которым хочется окунуться в сказку, побывать в роли исследователей. Поэтому использовать проекты можно лишь ролевые, игровые, творческие, межпредметные.
В 8 классе подростки 13-14 лет склонны фантазированию и теоретизированию, что направляется мною в рациональные рамки науки географии. Занимательный материал становится в таком возрасте основным для процесса познания. Поэтому я предлагаю им ознакомительно- ориентировочные и практико - ориетировачные проекты, которые направлены на сбор информации об объекте или явлении, но именно в них появляются элементы исследовательских проектов.
В 9-10-11 классах 15-17 лет; ученики склонны самостоятельно искать ответы на вопросы, о процессах, явлениях, фактах, критически относятся к имеющемуся опыту. Возникает проблема "личностного отношения". Поэтому я предлагаю им проекты исследовательского уровня с применением телекоммуникационных технологий, где требуется продуманная структура целей, были в основном групповые, то уже здесь они носят личностный характер. Именно поэтому дети увлекающихся географией и склонные к научной работе, выбирают экзамен по географии в форме реферата, где обязательная практическая часть включает проектную деятельность. Именно в этом возрасте я предлагаю участвовать им в социальных проектах на различных конкурсах.
Тематика учебных проектов
Класс | Тип проекта | Умения, формирующиеся при использовании проектной технологии |
6 класс | Ознакомительные Игровые Межпредметные |
Самостоятельно разрабатывать и
применять высокоэффективные формы рассказа. Работать с дополнительной литературой. |
7 класс | Ролевые Творческие (на основе телекоммуникационных проектов) |
Самостоятельно ставить перед собой
проблему, предполагать способы решения. Умения видеть проблему. Реализовывать планы. |
8 класс | Ориентированные Творческие Исследовательские |
Анализировать свои решения. Применять различные формы исследования, корректировать данные методы. Умения работать с научной литературой. Использовать оригинальные способы задач. |
9-11 класс | Исследовательские Индивидуальные Социальные |
Самостоятельно ставить перед собой
цель, задачи, гипотезы. Делать выводы, обобщать, анализировать. Участвовать в конференциях, конкурсах. Создавать презентации. Представлять свой проект. |
Планирование работы по учебному проектированию
Четко планирую и веду целенаправленную работу над тематикой проектов, которые являются постоянной составляющей учебного процесса, а так же внеклассной деятельности
Использую проекты в зависимости, от возраста учеников, по степени сложности
Организую переход, от групповых к индивидуальным, от творческих к исследовательским проектам
Осуществляю интегрированные проекты с использованием современных компьютерных технологий
Значимость и возможности учебного проектирования. Фрагмент результатов анализа некоторых ответов участников диагностики.
Таблица 1.
ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ | 2008 ГОД |
||
2006 | 2007 | ||
Интересная, творческая работа по решению актуальных проблем | 50% | 72 % | 75 % |
Возможность реализовать свои научные идеи | 34% | 54% | 55,1 % |
Возможность узнать новое или создать новое знание | 36% | 71% | 72,5% |
Творческая работа в коллективе | 37% | 54 % | 57, 8% |
Неинтересно для меня | 6% | 1 % | 0,5 % |
Ненужная никому работа, пустая трата времени | 3% | 0,7 % | - |
Результаты анализа мнений учащихся о возможностях и значении проектной деятельности.
Данная работа позволяет более успешно осваивать умения, навыки и способы деятельности, составляющие основу проектно-исследовательской работы. Данное приращение представляет собой овладение существенными элементами культуры и является необходимым условием не только проектирования, но и развития и социализации учащихся. Установлено, что у учащихся не вызывает затруднений: поиск источников информации и работа с ними (с этим согласны, в среднем, 65% участников), интерпретация полученных данных (51%), оформление результатов в текстовый документ (49%), составление плана работы (49%), презентационная подготовка (49%), обобщение результатов (48%), предложение различных вариантов решения проблем (46%).
Таблица № 2
Вопросы анкетирования | 2006 | 2007 | 2008 |
Работа над проектами оказывает влияние на социальные аспекты жизни? | 56% | 55 % | 59 % |
При работе над проектами повышается мой
культурный уровень? |
42% | 44% | 55% |
У меня появляется уверенность в собственных силах? | 45% | 50% | 51% |
4. При работе над проектами моё желание заниматься географией постоянно растёт? | 45% | 46% | 48,6% |
Результаты сравнения степени овладения умениями, навыками и способами деятельности самостоятельной проектно-исследовательской работы.
Ребята отмечают, что проектирование оказывает влияние на личностные, культурные и социальные аспекты развития личности: повышает уверенность в собственных силах и способностях (этим согласны, в среднем, от 56 % до 59,3%опрошенных участников. Увереннее чувствуют себя в учебном процессе (от 45% до55% ).Способствует росту культурного уровня (от 42% до51%); развивает интерес к деятельностному познанию (от 45% до 48,6%), повышает интерес к изучению предметов (от 45%до 48, 6%).
Тест мотивации Достижения учащихся. Диагностическая ориентация утверждений. Методика А. Эдвардса.
"Я хорошо себя чувствую"
Я думаю "Это трудно, но я доделаю""Доделаю в следующий раз"
"Я считаю, что справился с этим"
Я думаю "Может быть, опять неудача?"
"Я не доволен тем, что у меня получилось"
"Я устал"
"Я прошу кого-нибудь мне помочь"
"Хорошо, если бы это у меня получилось"
"Я думаю, что сделал что-то не так"
"Я думаю, что всё сделал правильно"
"Это мне не нравится"
"Я не хочу, что бы у меня плохо получилось"
"Я хочу сделать больше остальных"
"Я сделаю, что-нибудь потруднее"
"Я предпочитаю ничего не делать"
"Я думаю, что не умею делать это".
Показатели мотивационной тенденции
"Надежда на успех"
"Боязнь неудачи"
"Активное избегание неудач"