Развивающее занятие на тему "Насекомые"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цель: воспитание любви к «малой родине», развитие произвольности психических процессов - это внимание, воображение, память.

Ход занятия

Воспитатель предлагает поиграть. На ватмане поле кроссворда.

Игра – разгадывание кроссворда.

Вопросы зачитывают воспитанники.

  1. Сахаристый сок цветов ( нектар ).
  2. Особый придаток головы, помогающий жучкам, поучкам воспринимать запахи, вкус, а также ощупывать окружающие предметы (антенна).
  3. Что за девочка: в поясе тонка, огромные очки, летит-стрекочет (стрекоза).
  4. У неё одежды колки. Всё иголки, да иголки звери шутят: «Дядя ёж на неё слегка похож – (ель).
  5. Газ, необходимый всем живым существам для дыхания, содержится в воздухе, в воде – (кислород).
  6. Где сладко, там она кружит, как пчела. Она и жалит и жужжит, как пчела. И попадается в компот, как пчела. Вот только мёду не даёт как пчела – (оса).
  7. Окраска тела, помогающая живому существу сливаться с окружающей средой, и становится невидимыми для врагов – (маскировка).
  8. Желтые крохотные зёрнышки на поверхности цветов, напоминающие пыль. Если бы насекомые или ветер не переносили её с одного цветка на другой, т. е не происходило бы опыления, то не образовались бы плоды, семена – (пыльца).
  9. Села…. (пчела) на цветок, опустила хоботок.
    Подлетает к ней комар.
    Что ты ищешь там? – Нектар.
    А тебе не надоело?
    Не наскучило искать?
    Нет. Тому, кто занят делом.
    Просто некогда скучать.

Ведущий: Прочитайте слово, получившееся по вертикали. Насекомые.

Мы с вами находимся на передаче «100 чудес света» и поговорим сегодня о насекомых. Мы с вами гуляем на улице, много раз видели и наблюдали за букашками, бабочками.

Какие размеры они имеют? Попробуйте представить себя на месте их. Как вы думаете, страшно ли вам было, если бы к вам подошёл Великан, взял на руки, стал рассматривать, трогать за нос, уши, глаза? Не берите насекомых в руки, не переносите их т.к. вы нарушаете их жизнь, насекомые перемещаются, выполняют определённую работу.

Быть маленьким страшновато и опасно, но удобно. Крохотные букашки, таракашки прячутся где угодно – это под камнем, под корой, в цветах, трещинах стены, в шерсти животных, внутри ореха и.т.д. От кого прячутся? От птиц, лягушек и др. насекомоядных.

Загадка:

Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей).

Муравьи не любят одиночества и никогда не живут по-одному. Они живут большими семьями-колониями. Все вместе строят огромный дом из веток, хвоинок, сухих листиков – муравейник. Он уходит глубоко в землю. На самом нижнем этаже живёт самка, которая откладывает яйца-царица. Она самая главная в муравейнике. Муравьи очень дружные, помогают друг другу: нести длинные соломки, травинки. А иногда встретятся, обнимутся усиками – это они так делятся пищей. Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Ходы и выходы закрываются, а сами они собираются в клубок так они поддерживают температуру и спят до весны. Очень удивительно, что муравьи лучше, чем синоптики научились делать прогноз, если зима холодная, а это, значит, земля промерзает глубже и глубина залегания зимовочной камеры увеличивается. Есть чёрные муравьи, гнёзда в трухлявых пнях и они благополучно зимуют. У них происходит перестройка в организме, накапливают глицерин, предохраняющий от гибели. Польза муравьёв – поедают, уничтожают вредных и больных насекомых, муравьиная кислота используется в медицине, птички муравьиной кислотой чистят пёрышки.

(дети рассказывают стихи):

«В лесу мурашки-муравьи
живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой».

Бабочки
«Белыми крыльями
Машет капустница
Только поднимется
Тут же опустится
Носиком водит
По краю ромашки
Мёд или чай
в этой маленькой чашке»?

Воспитатель акцентирует внимание на то, как чётко поэт подметил жизнь насекомых в своих стихах.

Сколько их? На свете 150000 видов дневных и ночных бабочек и все они разнообразны. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка-лимонница. Она живёт дольше всех – 10 месяцев, родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яичек – гусеница – куколка – бабочка-капустница – яйца. А гусеница очень прожорлива и может уничтожить весь урожай. Пятна в виде глаз – это для страха их врагов. Питаются нектаром цветов.

«Божья коровка». Стихотворение.

«Точка, точка, два крючочка –
Это лапки у жука
Два блестящих лепесточка
раздвигаются слегка
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт».

При опасности она выделяет капельки оранжевой жидкости «молочка», которая отпугивает врагов. Они очень прожорливы, питаются тлями и др. вредными насекомыми для растений. При необходимости их разводят на огородах. Б.к. за день съедает до 200 тлей. Зимуют они в опавших листьях или в траве.

Пчела.

Этих насекомых боятся все! Кого кусали? Но яд полезен в малых дозах, а в больших смертелен. Они очень трудолюбивы, дружны, живут колониями по 60-80тысяч. За один день пчела облетает 1500 цветков и там, где она побыла, цветок особенно красив и душист. Все заняты определённой работой.

Молодой пчёлке поручают чистить улей, проветривать, подметать. Делает пчёлка это крылышками, а потом она становится нянькой и кормилицей личинок. Через несколько дней ей доверяют строить соты и принимать нектар, после этого ей доверяют почётную работу – сбор мёда.

Пчёлка-сборщица прилетает 50-60 раз в улей, принося в зобике нектар. Другие пчёлы собирают пыльцу – хлеб для личинок. Пчёлы-разведчики не собирают мёд, а ищут место, где много цветов. Затем прилетают к улью и движением в виде танца показывают, что нашли место и зовут пчёл туда. За лето они запасают мёда, что хватит на зимовку и людям. Медоносные пчёлы не впадают зимой в спячку. С наступлением осени из ульев выгоняют не нужных самцов-трутней и уже не впускают. Это жестоко, но у них свои понимания справедливости. Такие действия помогают остальным пчёлам сэкономить драгоценный корм зимой. Они образуют шар, который зимой не распадается, температура поддерживается 30г радусов.

Озябшие пчёлы, находящиеся на поверхности, протискиваются во внутрь, а на их место приходят другие, нагревшиеся в центральной части. В конце зимы пчелиная матка откладывает яйца. Др. насекомые спят, а в пчелиной семье появляется новое поколение.

Вопросы: выслушиваются рассуждения воспитанников.

Какую пользу приносят пчёлы? Можно ли уничтожать насекомых? Почему погибают насекомые?

Заключение.

Экологи – люди, которые изучают жизнь живых организмов, их связь между собой и со средой их обитания. Так вот учёные сделали вывод, что самое главное не разрушать среду обитания: вырубаются леса, осушают болота, распахивают степи. Газон – это не луг, а городские парки – это не леса. Убрали в парке траву, лишили дома божьих коровок, пищу насекомых. Подстригли траву, лишили пчёл пищи. Насекомые крепко накрепко связаны цепочками и разрушать её нельзя.

Звучит песня про насекомых. Спасибо за участие в нашей передаче.

Все ребята молодцы. Отдельное спасибо моим помощникам.

Примечание: небольшую информацию могут дать воспитанникам помощники воспитателя. Можно оформить небольшую выставку поделок из бумаги, природного материала, выполненные воспитанниками на прошлых занятиях. Можно показать небольшой видеоматериал о насекомых.