Задачи:
- Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг – один из талантов золотого сердечка.
- Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.
- Управленческая: развитие умения работать с информацией; осуществлять выбор.
Присоединение.
– Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте подарим свою улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь за новыми знаниями. Послушайте одну историю и постарайтесь продолжить ее (чтение отрывка из рассказа Пермяка «Для чего руки нужны»).
«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
– А для чего, Петенька, людям руки нужны?
– Чтобы в мячик играть.
– А еще для чего? – спросил дед.
– Чтобы ложку держать.
– А еще для чего?
– Чтобы кошку гладить.
– А еще?
– Чтобы камешки в речку бросать».
Учитель: А как вы, дети, могли бы ответить на этот вопрос: «Для чего руки нужны?» (Дети отвечают.)
– А что значит, когда про человека говорят: «У него руки золотые?» (Дети отвечают.)
Откроем учебник «Азбука Истоков» на странице «52», по закладке. Ребята, обратите внимание на рушник с буквой «3». Что вы видите? (Дети перечисляют, одновременно учитель помещает на доске вырезанные из золотистого картона названные детьми фигурки.)
– Что их объединяет? (Учитель наводящими вопросами подводит детей к пониманию того, что они не простые, а золотые.)
– А сердечко какого цвета? (Дети отвечают: розового) Может ли оно стать золотым? (Дети отвечают.) Сразу, или постепенно? (Дети отвечают.) Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.
Рассказ учителя:
Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети
отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящую монету. В Евангелии есть такая история – о талантах. Один господин дал трем людям по нескольку таких монет – талантов. Первый из них пошел и потратил свои таланты – монеты – на добрые дела и они приумножились. Второй человек тоже вложил данные ему таланты в хорошие дела и сделал много полезного людям, а третий испугался, что потеряет монету и зарыл их в землю, и никакой пользы эти монеты – таланты никому не принесли. Отсюда и пошло выражение «Зарыть свой талант в землю», значит – не дать ему развиться, потерять то, что дано от природы, от Бога.
Материал учебника: «Азбука Истоков», (авт. И.А. Кузьмин) стр. 54.
– Золотое сердечко имеет 5 талантов.
Учитель: Первый талант – Доброе слово.
Дети: Доброму слову добрая память.
– С добрым словом жить в радость.
– Доброе слово душу лечит.
Учитель: Второй талант – Честное слово.
Дети:
– Береги честь смолоду.
– Честное слово делу основа.
– Честное слово честь рода бережет.
Учитель: Третий талант – Слово о родителях.
Дети:
– Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
– От доброго дерева – добрый и плод.
– Слово о родителях мир укрепляет.
Учитель: Четвертый талант – труд и подвиг.
Дети:
– Сердечный труд мудрые люди поймут.
– Светлая душа подвигом жива.
– Труд и подвиг характер закаляют.
Учитель: Пятый талант – Святое слово.
Дети:
– Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
(М.Ю.Лермонтов)
– Святое слово мир спасает.
Ресурсный круг:
Сейчас мы узнали о пяти талантах Золотого сердечка. А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко. Положите на него ручку, чувствуете? Теперь каждый постарайтесь ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ваше сердечко стало золотым? (Дети отвечают, взрослые помогают отвечать детям.)
Сегодня мы с вами подробно поговорим об одном из талантов Золотого сердечка. Каком? Вы мне скажете сами. А для этого каждый из вас сейчас встанет и выберет одну цветную карточку, которые висят в классе. Давайте, поразомнем наши косточки (дети встают и выбирают карточки со словами из пословиц: «Не знают / скуки / золотые /руки», «Терпение / и труд / все / перетрут», «Без труда / не выловишь / и рыбку / из пруда», «Семь раз / отмерь, / один / отрежь». Выбрав карточку, дети объединяются в четверки по цвету).
Работа в четверках.
Задание: составить пословицу из фраз и прочитать ее у доски.
Индивидуальный этап: 1 мин.
Обсуждение в четверках: 2 мин.
Делегирование.
Рефлексия.
Учитель: Что объединяет эти пословицы, что у них общего? (Дети отвечают: «О труде».)
Правильно. Сегодня мы и поговорим о четвертом таланте «Золотого сердечка» – о труде и подвиге. Почему о подвиге? А какой же труд без подвига? Ведь подвиг – это не только подвиг на войне, но и в каждой профессии, в каждом деле. Необходимо подвигнуть себя на труд, приложить усилия, побороть в себе лень перед тем, как начать каждое нелегкое дело.
Ваши родители заняты трудом. Как хорошо, когда человек выбирает себе профессию по сердцу, чтобы работа приносила радость душе человека.
У Джанни Родари есть такое стихотворение, которое называется «Чем пахнут ремесла?», послушайте, пожалуйста:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Учитель. Определите, чем в жизни занимаются эти люди, какой у них род занятий? (На доске слайды: учитель, врач, продавец, сварщик, военный, сварщик, художник и др.)
Работа в четверках.
А сейчас мы с вами поиграем в игру и попробуем побыть в роли взрослых –
языковедов, строителей, поэтов, конструкторов.
Задание для языковедов: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 28
(1).
Задание для строителей: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 28
(2).
Задание для поэтов: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 29 (4).
Задание для конструкторов: совместное конструирование из лего архитектурных
объектов (на выбор).
2 минуты на обдумывание (Индивидуальный этап: 2 минуты). Приступаем к совместной
работе (Обсуждение в четверках: 5 минут).
Загадки о профессиях.
Используется мультимедийный проектор, показываются слайды).
Учитель.
Он научит нас читать,
Он научит нас писать,
Кто он? Что же вы молчите?
– Ну, конечно же, ... учитель!
Пожарник.
Что такое? – Дом горит!
Кто на помощь к нам спешит?
Победит он пламень жаркий,
Потому что он ... пожарник.
Строитель.
Строят нам красивый дом,
Будем жить мы в доме том,
И «спасибо» говорить им,
Дом построившим ... строителям.
Портной.
Может платье сшить и брюки
Этот мастер на все руки.
Продавец.
В магазине нем продаст
Молоко, кефир и квас.
Парикмахер.
Причесать он сможет вас
Не за день и не за час.
Он мальчишек подстрижет,
Девчонкам локоны завьет.
Художник.
Солнце, радугу и дождик
Нарисует нам ... художник.
Повар.
Варит вкусные обеды,
Жарит рыбу и котлеты,
И в столовой всех ребят
Накормить бывает рад.
Батюшка.
Службу в храме служит он,
Очень много знает,
На духовные вопросы
Мудро отвечает.
Врач.
Горло, голова болит
Не сердись, не плачь
Всех полечит айболит
Или просто… врач.
Делегирование.
Рефлексия.
Учитель: К какому из талантов «Золотого сердечко» мы сегодня прикоснулись? Ребята, вы хорошо потрудились, и именно о вас, маленьких работниках Борис Заходер написал стихотворение (учебник):
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь, да стоит!
Давайте положим ручку на сердце, знаете, где у вас сердце? Прислушайтесь... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу урока? Может быть кто-нибудь почувствовал в себе новые таланты, таланты к труду, к подвигу? Прибавилось ли у вас «Золотого сердечка»?
На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н.А.Заболоцкий
Использованная литература
- Давыдова Е.Ю. "Тетрадь по чтению".
- Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. "Азбука Истоков".
- Данни Родари. "Чем пахнут ремёсла".
- Потаповская О.М. "Стихи о профессиях".
- Пермяк Е. "Для чего руки нужны".9