Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

Разделы: Классное руководство


Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Механизм саморазвития образовательной системы требует от учителя начальных классов дополнительного уровня профессионализма: диагностического, опытно - экспериментального, исследовательского. Главной отличительной характеристикой учителя будущего станет умение выбирать, разрабатывать(планировать) и осуществлять эффективные процессы соответственно целям и организационным формам обучения..

Одной из компетентностей современного учителя на наш взгляд является умение разрабатывать и реализовывать собственные концепции воспитания. Концепция воспитания понимается нами, как система взглядов, определение ведущих идей, целей и задач.

Смысл учительской жизни - учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно, это определяет мою позицию и мои принципы как учителя.

Двадцатилетний опыт работы в школе заставил меня задуматься о создании собственной системы воспитания. Свою систему воспитания я представляю в виде графической структуры (рисунок 1)

Почему выбран круг? Круг - это фигура, определяющая законченность в моей работе. В центре основной принцип в работе - ПРИНЦИП ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ (учитывать потребности ученика и реализовывать заказ общества).

Всякий принцип имеет способы реализации:

Почему выбран круг? Круг - это фигура, определяющая законченность в моей работе. В центре основной принцип в работе - ПРИНЦИП ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ (учитывать потребности ученика и реализовывать заказ общества).

Всякий принцип имеет способы реализации:

Выбор направления

  • Здоровье
  • Общение
  • Познавательная сфера
  • Гражданственность и патриотизм

Отбор материала

  • Доступный
  • Яркий
  • Доходящий до каждого ученика
  • Качественно соответствовать возраст

Связь между учеником и учителем устанавливает метод общения (общение с учеником как личностью, духовно равной учителю).

Во главе воспитания стоит ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА.

Личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Приоритетными качествами личности являются этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. Главное в моей работе увидеть в каждом ребёнке личность и способствовать росту этой личности (как духовно, физически и интеллектуально). Это значит вырастить личность.

Вырастить личность, то есть помочь каждому ребёнку стать личностью, не мешать ему в этом, поддерживать его собственные усилия стать настоящей личностью( саморазвитие, самосовершенствование)

В развитии личности ребёнка использую следующие БЛОКИ:

«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВОПРОС»- вопрос, задаваемый мною, считаю, это почерк педагогического мастерства. Он носит особый характер, нравственный (задаю как бы себе, но в надежде решить проблему вместе с ребятами; в нём всё моё отношение педагога к детям).

«ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЁМ» - в работе без него не обойтись. В своей деятельности использую следующие приёмы:

- Приём «Глаза в глаза» (на ушко, шёпотом)

- Приём «Улыбка» (улыбка передает наши отношения и чувства и мысли; истинная улыбка идёт от доброго сердца, она служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому к кому она обращена)

- Приём «Смех» (смех выражает радостные переживания)

«ЗАДАНИЕ»- нереализованная часть мероприятия, которое ребята выполняют впоследствии. Общение же является опорой, позволяющей встать ребёнку на ноги. Конечно, в работе не обойтись без помощи и сотрудничества с родителями и социумом. Многие мероприятия, организованные в классе, проходят при непосредственном участии родителей, а также социума.

Главное в работе не упустить любую на первый взгляд мелочь. Для этого в работе использую 6 правил:

  1. Правила конфиденциальности
  2. Правило «здесь « и « теперь» ( рассуждать о происходящем здесь, а не где-то, или когда-то)
  3. Правило « стоп» (остановить разговор, если он кому–то неприятен)
  4. Создание « ситуаций успеха»
  5. Использовать чаще открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание
  6. Оказывать поддержку всем учащимся, уделять равное внимание каждому.

При этом руководствуюсь следующими принципами:

  • духовности и душевности
  • защищенности и комфортности
  • доверия и открытости
  • индивидуализации
  • толерантности

Всё это составляет основу моей педагогической деятельности.

МЕТОД ДУХОВНОГО КОНТАКТА. Пять глаголов, соединившиеся и выстроенные по внутренней логике, образуют лестницу, ведущую к реализации метода: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Моя рабочая формула:

Каждый компонент работает в равной степени. Не будет одного из компонентов, исчезают всяческих смысл в последующих.

Знаток. Суть этого компонента укладывается в двух моментах:

  1. Знает, что надо знать
  2. Знает, каким способом, и какими умениями реализовать эти знания

Артист

Артистизм – это важное воспитательное средство. Артист умеет и любит разговаривать паузой, жестами, мимикой. Принцип: сначала нужно «завоевать», а уж потом «направлять», воспитывать, учить и развивать.

Врач

Это значит:

  • Не давить
  • Не пугать, а
  • Поддержать
  • Приободрить
  • Защитить
  • Успокоить
  • Вдохновить

Знаток сообщает - дает слушателя

Артист преподносит - дает зрителя

Врач советует - дает быть и тем и другим.

Таким образом, воспитательная работа имеет следующие черты:

СЛОВО + ЧУВСТВО через:

  • Сотрудничество;
  • Диалог;
  • Деятельностно - творческий характер;
  • Воспитание через общение; общение через воспитание;
  • Поддержка индивидуального развития ребенка;

Все это приводит к открытию.

Терпение, понимание, доверие – гарантия моего успеха.

А успехи есть:

  • Мои дети любят учиться и любят свою школу
  • Верят в себя и свои успехи
  • Находятся в поиске своего «Я»

Мои выпускники являются примером для подражания, это люди, хорошие люди, которые социализируются в обществе. Они умеют трудиться, умеют добывать знания и добиваются поставленной цели. Это ли не результат?

Конечно, есть проблемы, не все удается, но есть желание и потенциал, который поможет достичь желаемого. Мы вместе учимся, анализируем свою жизнь, определяем соотношение материальности и духовного, учимся слышать и слушать друг друга, учимся понимать друг друга - все это помогает и поможет достичь единого педагогического результата – воспитанности.

«Я поставил своей целью ПРАВДУ, сделал своим помощником - ДОБРОДЕТЕЛЬ, нашел себе опору в Человечности, обрел вдохновение в ИСКУССТВЕ» - эти слова Конфуция, на мой взгляд, в полной мере можно отнести к концепции воспитания. ПРАВДА, ДОБРОДЕ­ТЕЛЬ. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и понимание педагогики как искусства – самого высокого и необходимого из всех искусств!»

Использованная литература:

  1. Ильин Е.Н.Герой нашего урока.М.:Педагогика, И46 1991.-228с.
  2. Селевко Г.К.Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий, 2005.-144с
  3. Капустин Н.П.Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений- М:Издательский центр 2 Академия», 1999.-216с.