Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Механизм саморазвития образовательной системы требует от учителя начальных классов дополнительного уровня профессионализма: диагностического, опытно - экспериментального, исследовательского. Главной отличительной характеристикой учителя будущего станет умение выбирать, разрабатывать(планировать) и осуществлять эффективные процессы соответственно целям и организационным формам обучения..
Одной из компетентностей современного учителя на наш взгляд является умение разрабатывать и реализовывать собственные концепции воспитания. Концепция воспитания понимается нами, как система взглядов, определение ведущих идей, целей и задач.
Смысл учительской жизни - учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно, это определяет мою позицию и мои принципы как учителя.
Двадцатилетний опыт работы в школе заставил меня задуматься о создании собственной системы воспитания. Свою систему воспитания я представляю в виде графической структуры (рисунок 1)
Почему выбран круг? Круг - это фигура, определяющая законченность в моей работе. В центре основной принцип в работе - ПРИНЦИП ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ (учитывать потребности ученика и реализовывать заказ общества).
Всякий принцип имеет способы реализации:
Почему выбран круг? Круг - это фигура, определяющая законченность в моей работе. В центре основной принцип в работе - ПРИНЦИП ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ (учитывать потребности ученика и реализовывать заказ общества).
Всякий принцип имеет способы реализации:
Выбор направления
- Здоровье
- Общение
- Познавательная сфера
- Гражданственность и патриотизм
Отбор материала
- Доступный
- Яркий
- Доходящий до каждого ученика
- Качественно соответствовать возраст
Связь между учеником и учителем устанавливает метод общения (общение с учеником как личностью, духовно равной учителю).
Во главе воспитания стоит ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА.
Личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Приоритетными качествами личности являются этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. Главное в моей работе увидеть в каждом ребёнке личность и способствовать росту этой личности (как духовно, физически и интеллектуально). Это значит вырастить личность.
Вырастить личность, то есть помочь каждому ребёнку стать личностью, не мешать ему в этом, поддерживать его собственные усилия стать настоящей личностью( саморазвитие, самосовершенствование)
В развитии личности ребёнка использую следующие БЛОКИ:
«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВОПРОС»- вопрос, задаваемый мною, считаю, это почерк педагогического мастерства. Он носит особый характер, нравственный (задаю как бы себе, но в надежде решить проблему вместе с ребятами; в нём всё моё отношение педагога к детям).
«ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЁМ» - в работе без него не обойтись. В своей деятельности использую следующие приёмы:
- Приём «Глаза в глаза» (на ушко, шёпотом)
- Приём «Улыбка» (улыбка передает наши отношения и чувства и мысли; истинная улыбка идёт от доброго сердца, она служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому к кому она обращена)
- Приём «Смех» (смех выражает радостные переживания)
«ЗАДАНИЕ»- нереализованная часть мероприятия, которое ребята выполняют впоследствии. Общение же является опорой, позволяющей встать ребёнку на ноги. Конечно, в работе не обойтись без помощи и сотрудничества с родителями и социумом. Многие мероприятия, организованные в классе, проходят при непосредственном участии родителей, а также социума.
Главное в работе не упустить любую на первый взгляд мелочь. Для этого в работе использую 6 правил:
- Правила конфиденциальности
- Правило «здесь « и « теперь» ( рассуждать о происходящем здесь, а не где-то, или когда-то)
- Правило « стоп» (остановить разговор, если он кому–то неприятен)
- Создание « ситуаций успеха»
- Использовать чаще открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание
- Оказывать поддержку всем учащимся, уделять равное внимание каждому.
При этом руководствуюсь следующими принципами:
- духовности и душевности
- защищенности и комфортности
- доверия и открытости
- индивидуализации
- толерантности
Всё это составляет основу моей педагогической деятельности.
МЕТОД ДУХОВНОГО КОНТАКТА. Пять глаголов, соединившиеся и выстроенные по внутренней логике, образуют лестницу, ведущую к реализации метода: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Моя рабочая формула:
Каждый компонент работает в равной степени. Не будет одного из компонентов, исчезают всяческих смысл в последующих.
Знаток. Суть этого компонента укладывается в двух моментах:
- Знает, что надо знать
- Знает, каким способом, и какими умениями реализовать эти знания
Артист
Артистизм – это важное воспитательное средство. Артист умеет и любит разговаривать паузой, жестами, мимикой. Принцип: сначала нужно «завоевать», а уж потом «направлять», воспитывать, учить и развивать.
Врач
Это значит:
- Не давить
- Не пугать, а
- Поддержать
- Приободрить
- Защитить
- Успокоить
- Вдохновить
Знаток сообщает - дает слушателя
Артист преподносит - дает зрителя
Врач советует - дает быть и тем и другим.
Таким образом, воспитательная работа имеет следующие черты:
СЛОВО + ЧУВСТВО через:
- Сотрудничество;
- Диалог;
- Деятельностно - творческий характер;
- Воспитание через общение; общение через воспитание;
- Поддержка индивидуального развития ребенка;
Все это приводит к открытию.
Терпение, понимание, доверие – гарантия моего успеха.
А успехи есть:
- Мои дети любят учиться и любят свою школу
- Верят в себя и свои успехи
- Находятся в поиске своего «Я»
Мои выпускники являются примером для подражания, это люди, хорошие люди, которые социализируются в обществе. Они умеют трудиться, умеют добывать знания и добиваются поставленной цели. Это ли не результат?
Конечно, есть проблемы, не все удается, но есть желание и потенциал, который поможет достичь желаемого. Мы вместе учимся, анализируем свою жизнь, определяем соотношение материальности и духовного, учимся слышать и слушать друг друга, учимся понимать друг друга - все это помогает и поможет достичь единого педагогического результата – воспитанности.
«Я поставил своей целью ПРАВДУ, сделал своим помощником - ДОБРОДЕТЕЛЬ, нашел себе опору в Человечности, обрел вдохновение в ИСКУССТВЕ» - эти слова Конфуция, на мой взгляд, в полной мере можно отнести к концепции воспитания. ПРАВДА, ДОБРОДЕТЕЛЬ. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и понимание педагогики как искусства – самого высокого и необходимого из всех искусств!»
Использованная литература:
- Ильин Е.Н.Герой нашего урока.М.:Педагогика, И46 1991.-228с.
- Селевко Г.К.Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий, 2005.-144с
- Капустин Н.П.Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений- М:Издательский центр 2 Академия», 1999.-216с.