"Братья наши меньшие"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование коммуникативной компетентности учащихся через приобщение к различным жанрам устного народного творчества

Задачи урока:

образовательная

  • обобщение знаний о диких и домашних животных
  • закрепление знаний о жанрах устного народного творчества

воспитательная

  • воспитание любви к животным
  • воспитание интереса к чтению

развивающая

  • развитие речи, дикции
  • развитие памяти, образного мышления

Ход урока 

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее –
Скорей начнём урок.
Урок литературный.\
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья обобщать.

2. Сообщение темы урока

Ребята, а вы любите животных? Посмотрите на доску (на доске картинки с дикими и домашними животными) на какие две группы можно разделить всех животных? Как ещё называют животных?

Вот в гости к братьям нашим меньшим мы и отправимся сегодня на уроке.

На доске появляется тема урока.

У нас будет необычный урок: урок литературного чтения и окружающего мира одновременно.

3. Актуализация знаний

Поднимите руку у кого дома есть животные? Какие? Как называются эти животные? Почему? Зачем люди заводят домашних животных? Как называются животные, обитающие в лесу? Примеры. Почему они дикие?

4. Артикуляционная гимнастика

Прочитайте чистоговорку по рядам: первый ряд первую строчку, второй ряд вторую, третий третью, а четвёртую строчку вместе. (на доске):

Ка – ка – ка на дворе собака
Ух –ух –ух в курятнике петух.
Ва –ва –ва на лугу корова.
Са – са – са по лесу идёт лиса.

Какие жанры фольклора знаете? (На доске ромашка с жанрами устного народного творчества)

Что такое скороговорка? Чему учат скороговорки?

Прочитайте скороговорки (на доске). Какие звуки повторяются?

Проворонила ворона воронёнка.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Кто такая «чушка»?

Что вы знаете о пословицах?

Собери пословицы (на доске):

Без не вынешь и из пруда труда рыбку.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Для достижения целей надо приложить усилия)

В лес не ходить – бояться волков.

Волков бояться- в лес не ходить. (Взялся за дело, не бойся трудностей)

5. Работа по теме урока

Отгадайте загадку:

Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт.

На доске картинка.

Что вы знаете о животном – корове? Соня подготовила сообщение о корове.

Соня рассказывает сообщение.

Задайте вопросы друг другу по услышанному.

Какие произведения о корове читали?

В каком жанре написано произведение «Бурёнушка»?

Аня споёт нам песню про Бурёнушку.

Аня поёт песню.

Как хозяйка обращается в песне к корове?

Как она к ней относится? Почему?

Как у коровы называют детёныша? А у козы, кошки, лошади?

Отгадайте героя следующего произведения:

Стройный, быстрый.
Рога ветвисты,
Пасётся весь день,
Кто же это…?

Как у оленя называют детёныша? На доске картинка с оленёнком.

Вспомните, оленёнок – герой какого произведения?

Назовите жанр. Расскажите стихотворение.

Как автор называет оленёнка?

Какое настроение в этом стихотворении: радостное, весёлое или грустное, печальное.

Самостоятельно прочитайте текст об оленёнке и выполните тест по прочитанному.

У учащихся тесты.

Физ. минутка (проводит ученик)

У оленя дом большой (руки над головой- изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко (Правым кулачком подпираем щёчку)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте)

В дверь к нему стучит: (Топот ногами)

«Тук – тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, повороты вправо и влево)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывные движения рукой)

Лапку мне давай». (Протягиваем руку с открытой ладонью)

Некоторые ребята подготовили загадки о героях, прочитанных нами произведений. Расскажите, что вы знаете о жанре фольклора – загадках.

Учащиеся загадывают загадки о журавле, воробье, цапле, глухаре. На доске картинки.

Как назвать одним словом все отгадки ?

Что вы знаете об этих птицах?

Героями каких произведений они являются?

Серёжа подготовил сообщение о журавле, Катя о глухаре.

Задайте друг другу вопросы по- услышанному.

Игра «Путаница»

У учащихся листочки с отрывками из произведений и авторами. Все произведения и авторы перепутаны. Надо правильно найти автора и его произведение.

6. Итог урока

О каких жанрах устного народного творчества говорили на уроке?

О каких братьях наших меньших говорили?

Разгадаем кроссворд.

На доске кроссворд.