Предлагаемый открытый урок проводиться в рамках элективного курса «Компьютерные технологии в экономике» на финансово-экономическом отделении в 11-ом классе. Учащиеся данного отделения изучают профильный курс "Экономика", а так же в данном классе к моменту проведения урока в рамках курса "Основы информационных технологий" изучена тема "Работа в MS Excel", поэтому с основными экономическими понятиями, используемыми на уроке, они уже знакомы и не требуется дополнительного объяснения.
Тип урока: Комбинированный.
Используемая технология: Развивающее обучение.
Методы обучения: Частично-поисковый.
Цели урока: Выработать умения и навыки построения отчетных ведомостей с помощью электронных таблиц.
Задачи урока:
- Образовательная - повысить интерес к решению прикладных задач по информатике, к активной творческой деятельности; укрепить межпредметные связи, формируя умения применять имеющиеся экономические, математические знания и знания из курса информатики к решению практических задач по экономике; провести самопроверку знаний по теме “Электронные таблицы”; повторить экономические понятия: суммарная и средняя выручка, доля в суммарной выручке.
- Воспитательная - воспитание информационной культуры, повышение активности творческой деятельности учащихся.
- Развивающая – развитие внимания, аналитического мышления, развитие навыков самостоятельной работы за компьютером в сети, развитие умений использовать электронные таблицы для решения экономических задач.
Оборудование:
- Учебный класс ЭВМ, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет;
- Проектор; Интерактивная доска; Маркерная доска;
- Программы MS Office: MS Excel, Microsoft Power Point, сетевое программное обеспечение на базе MS Windows Server 2003;
- Презентация по теме урока; Текст задачи; Текст с решением задачи; Заготовка в ЭТ “Выручка”; Справочный материал по новым функциям;
- "Карта ученика".
Ход урока
Организационный момент:
- приветствие учащихся;
- проверка готовности к уроку;
- техника безопасности.
1. Актуализация знаний
Для актуализации знаний учащимся предлагается ответить письменно на вопросы раздела №1 карты (бумажный вариант), выданной заранее (Приложение 6). Для ответа на каждый вопрос дается 1 минута. По истечении времени на интерактивную доску выводятся вопросы данного раздела с ответами (Приложение 1). Учащимся предлагается отметить (знаками "+" и "–") правильные и неправильные ответы в своих картах. Затем учащимся предлагается задать вопросы учителю с целью разъяснения, в чем ошибки неправильных ответов.
Вопросы с ответами "Раздел №1" карты:
- "Что является наименьшим элементом электронной таблицы? (ячейка)
- Как обратиться к конкретной ячейке? (надо указать ее адрес: имя столбца и номер строки)
- Как организуется запись формулы? (начинается со знака =; содержит числа, адреса ячеек, знаки математических операций и функции)
- В чём отличие абсолютной адресации от относительной? (при абсолютной адресации: в адресе ячейки перед именем столбца и номером строки могут ставиться знаки $, при автозаполнении адрес ячейки не меняется; при относительной адресации: никаких знаков в адресе не ставится, при автозаполнении вправо или влево меняется имя столбца, вверх или вниз – номер строки)
- Что надо сделать при заполнении диапазона ячеек формулой или одинаковым числовым значением? (выделить ячейку; навести курсор на нижний правый угол, чтобы он принял вид маленького чёрного крестика; удерживая нажатой левую кнопку мыши распространить значение на диапазон ячеек)"[1]
- Какая функция суммирует все числа в интервале ячеек? (функция СУММ)
- Какая функция возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов? (функция СРЗНАЧ)
- Какую комбинацию клавиш надо нажать для подтверждения ввода формулы для группы ячеек? (Ctrl+Shift+Enter)
2. Постановка целей
Учитель предлагает следующие задачи:
- освоить способ применения электронных таблиц для построения экономической отчетности;
- научиться составлять отчетные ведомости при помощи функций финансового анализа программы MS Excel.
3. Порядок изучения нового материала
Схема изложения материала:
- Учитель через презентацию (Приложение 1) вводит понятие функции Ранг;
Функция РАНГ. Возвращает ранг числа в списке чисел. Ранг числа — это его величина относительно других значений в списке. (Если список отсортировать, то ранг числа будет его позицией.)
- Из Приложения 7, на конкретных примерах, разбирает способ нахождения Ранга указанных чисел;
Рисунок 1
- Из Приложения 7 учащиеся самостоятельно находят Ранг оставшихся чисел через математическую модель функции;
После объяснения работы функции для чисел таблицы: 3,5 и 7 учащимся предлагается определить Ранг числа 2 (2) и числа 1 (1).
- Посредством MS Excel записывают формулы для нахождения ранга оставшихся в таблице чисел;
- Аналогично вводиться понятие функции Частота (Приложение 8).
Функция ЧАСТОТА. Вычисляет частоту появления значений в интервале значений и возвращает массив цифр.
Рисунок 2
После объяснения работы функции для интервалов: меньше 70 и от 71 до 79, учащимся предлагается определить значение функции Частота для интервалов: от 80 до 89 (4) и больше 90 (2).
- Далее преподаватель отвечает на вопросы учащихся по новой теме с применением маркерной доски (если такие возникнут).
4. Практикум на ЭВМ
Учитель предлагает учащимся задачу.
Самый богатый селезень в мире Скрудж Макдак открыл в России сеть магазинов "Утиные истории" по продаже элитных автомобилей. Управление магазинами он поручил своим внучатым племянникам Билли (магазин №1), Вилли (магазин №2) и Дилли (магазин №3), а также миссис Клювдии (магазин №4), её племяннице Поночке (магазин №5) и рассеянному изобретателю Винту Разболтайло (магазин №6). Вам необходимо составить отчетную ведомость по результатам деятельности фирмы за летний период. В ведомости надо определить:
- Суммарную и среднюю выручку из магазинов за отчетный период;
- Суммарную выручку всех магазинов за каждый месяц отчетного периода;
- Место, которое занимает каждый из магазинов в суммарном объеме выручки;
- Долю каждого из магазинов в суммарном объеме выручки;
- Количество магазинов, имеющих суммарную выручку до 1 млд. руб., от 1 млд. руб. до 1,5 млд. руб., от 1,5 млд. руб до 2 млд. руб. и свыше 2 млд. руб.
Таблица с заготовкой для этой задачи находится в отдельном файле (Приложение 2). В эту таблицу необходимо занести формулы, основанные на использовании функций изученных ранее и на этом уроке. Оценивается выполнение задания по трем критерием: правильность использования функции РАНГ; правильность использования функции ЧАСТОТА; правильность вспомогательных расчетов.
Рисунок 3
Далее учащимся предлагается загрузить файлы из локальной сети. Это: необходимые данные в таблице для решения задачи (Приложение 2); условие задачи (Приложение 3); файл, содержащий справочный материал по функциям (Приложение 4).
После выполнения задания учащиеся должны, переименовав файлы в соответствии со своими фамилиями, разместить их в указанном месте локальной сети. После "контрольной отсечки" доступ к этому месту закрывается. На экран выводится решение задачи (Приложение 5) и выполняется его анализ. Каждый учащийся за компьютером проверяет правильность выполненного задания. В соответствии с указанными критериями учащиеся ставят себе оценки в "Раздел №2 карты".
Рисунок 4
5. Рефлексия
В "Раздел №3 карты" учащимся предлагается поместить ответ на "вопрос «Интересно ли было содержание урока?» по следующим категориям:
- интересно;
- 50 / 50;
- неинтересно."[2]
6. Подведение итогов урока:
- выполнение задач урока;
- информация о домашнем задании: повторить принцип работы изученных на уроке функций; придумать задачу, в решении которой обязательно присутствовала хотя бы одна из изученных на уроке функций.
"Карты ученика" сдаются в конце урока. Учитель проверяет их в соответствии с ответами расположенными учащимися в сети. Выставляет оценки.
Литература:
- Материал страницы: urok.1sept.ru/articles/517099/
- Материал страницы: urok.1sept.ru/articles/515637/