На сегодняшний день рынок труда диктует свои жесткие требования. Качество подготовки любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи. В связи с этим возникает необходимость перевести процесс обучения с экстенсивной на интенсивную основу. Каждый студент должен постоянно развивать интеллектуальные и творческие способности. Эффективность дальнейшей профессиональной деятельности учителя иностранного языка и его востребованность зависит от того, является ли студент творческой личностью, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя иностранного языка к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
В современных условиях наиболее совершенной формой является преобразовательная, творческая, самостоятельная деятельность студента. Включение в самостоятельную деятельность должно происходить уже на ранних этапах обучения. От того насколько студент окажется готовым к активной деятельности, будет зависеть его дальнейшая конкурентноспособность.
Кроме того, такая готовность предполагает: подтверждение выбора профессии студентом и закрепление своей позиции как будущего профессионала, проявляющихся в переходе от формальной установки, диктуемой социальной функцией профессией, к постепенному усилению внутренних, субъективных условий в восприятии себя как профессионала.
Для того чтобы добиться от студента самостоятельности в изучении иностранного языка необходимо его заинтересовать в данном предмете. Это можно сделать многими способами: использовать метод проектов, постановки role-play, round tables, игровые приемы, которые Е.Н.Соловова[1] предлагает подразделить следующим образом:
- language and communicative games;
- cooperative and competitive games;
- whole class, group, pair-work activity
Все выше перечисленные способы приближают речевую деятельность к естественному общению, обеспечивают практическую направленность обучения, а главное, вызывают большой интерес у обучающихся.
Приведем пример метода проектов. Эффективно применять метод проектов на заключительном занятии по какой-либо теме. Например, в учебнике Аракина дана тема «Painters and paintings». Студенты самостоятельно знакомятся с биографиями художников, работами лучших из них и, изучив лексико-грамматический материал по теме, разрабатывают свой проект галереи. Можно обыграть экскурсию иностранных туристов и экскурсовода, который описывает картины, рассказывает о художниках. Туристы могут задавать интересующие вопросы. При подготовке проекта используется большое количество ТСО.
В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов можно отметить работы таких ученых, как: Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др. В работах этих ученых рассматриваются общедидактические, психологические, логические, методические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане.
Самостоятельная работа - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
- Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях по иностранному языку.
- В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при написании курсовых и дипломных работ, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
- В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Список использованной литературы
1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций/ Е.Н.Соловова – М.: Просвещение, 2002. – 239с.