Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам,продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации,
Развивающая: совершенствовать орфографические навыки,развивать монологическую речь.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
1. Организация детей
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
На доске записаны слова: с...лют, с...рень, с...вер, сах...р, с...м...лёт, сверкать.
У.: Прочитайте слова.
Что это за слова?
Д.: Это словарные слова.
У.: Что общего у этих слов?
2. Минутка каллиграфии.
Д.: Все слова начинаются с согласной буквы с.
У.: Сегодня на минутке чистописания мы запишем эту согласную
Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях: Сс Сс Сс сл се съ
У.: К какой части речи относятся словарные слова, записанные на доске?
Д.: Все слова-существительные, кроме последнего. Последнее слово сверкать - глагол.
3. Словарная работа.
У.: Это новое словарное слово с безударной гласной е
Составим с ним словосочетание и запишем его.
Д.: например, сверкать на солнце.
У.: А теперь составим и запишем с другими словарными словами словосочетания.
Д.: красивый салют, душистая сирень, далёкий север, сладкий сахар, военный самолёт.
У.: Итак, давайте подберём к глаголу сверкать синонимы.
Д.: блестеть, сиять.
У.: Хорошо.
Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по удивительной стране, которая называется «Глагол».
У.: Что мы знаем о нём?
Д.: Глагол-это часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
У.: Как изменяются глаголы?
Д.: Глаголы изменяются по временам: бывают настоящего, будущего, прошедшего времени, а глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
4. Проверка домашнего задания.
У.: Из домашнего упражнения № 79 (учебник А. Поляковой) приведите примеры глаголов настоящего и будущего времени, укажите их лицо и число.
У.: Какое действие обозначают глаголы прошедшего времени?
Д.: Действие, которое уже завершилось.
5. Объявление темы урока.
У.: Тема нашего урока: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам».
Давайте вернёмся к нашему глаголу сверкать, употребите его в прошедшем времени и составьте с ним предложение.
Д.: В ночном небе сверкала яркая звезда.
У.: Запишем это предложение в тетрадях.
Сядьте ровно, тетради положите правильно.
Подчеркните в предложении главные члены.
Чем выражено подлежащее?
Д.: Подлежащее выражено именем существительным 1 склонения, ж. рода.
У.: Что мы можем сказать про сказуемое?
Вот такая у нас проблемная ситуация!
Д.: Так как подлежащее ж.рода, а оно связано со сказуемым, значит и сказуемое "сверкала" выражено глаголом ж. рода.
У.: Молодцы! Итак, глагол сверкала - ж.рода с окончанием а.
6. Работа по составлению предложений.
У.: Составьте из данных слов предложения.
На, голубом, яркое, небе, солнце, сверкало.
Луч, света, на, сверкал, воде.
Какие предложения получились у вас?
Д.: Яркое солнце сверкало на голубом небе.
Луч света сверкал на воде.
У.: Определите род подлежащего и сказуемого.
Какой вывод мы сделаем?
Д.: Какого рода существительное, такого рода и глагол, связанный с ним.
У.: А теперь прочитаем правило в учебнике на странице 55 и сравним его с нашим выводом.
У.: Какие же окончания у глаголов прошедшего времени?
Д.: муж. род - нулевое окончание,
ж. р.- а,
c.р.- о.
У.: Теперь я хочу предложить вам такое задание. Вставьте в предложения подходящий по смыслу глагол. Определите род у глагола.
От хозяина ............собака.
Колобок ...............от лисы.
На плите .............молоко.
Проверьте предложения, которые у вас получились. Взаимопроверка.
Мы хорошо поработали, а теперь мы отдохнём.
7. Физминутка.
У.: Я буду называть глаголы, а вы определяйте их время. Если глаголы настоящего времени или будущего – приседайте, если прошедшего времени – хлопайте в ладоши!
Посмотрим, кто у нас внимательный!
Слушайте внимательно глаголы: шумят, летит, узнала, думает, объяснили, почистим, наступило, рисуешь, пробежал.
8. Работа с карточками.
У.: А сейчас приготовьте карточки с родами. Я читаю вам предложение, а вы определяйте род глагола.
За низкие крыши солнце зашло.
Д.: карточка - средний род.
Подул сильный ветер.
Д.: карточка - мужской род.
Ночь наступила.
Д.: карточка - женский род.
Уснуло село.
Д.: карточка - средний род.
9. Самостоятельная работа.
У.: Запишите в тетради словосочетания , определите время. Глагола, лицо и число.
Читаешь газету - ....вр., ....л., ...ч.,
запоют песню -....вр., ....л., .....ч.,
летит самолёт - ....вр., ....л., ....ч.
К данным существительным запишите глагол прошедшего времени.
Выделите окончание глагола, определите род.
Солнце ..........,
трава ...........,
снегирь....
10. Домашнее задание:
страница 55 правило, упражнение 81.
У.: Откройте учебник на странице 55 , найдите упражнение 81, прочитайте задание.
Это упражнение - ваше домашнее задание.
11. Итог урока.
У.: Что нового мы узнали на уроке?
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
Молодцы!
Всем спасибо за работу на уроке.
Урок окончен...