Урок русского языка по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам". 4-й класс, по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам,продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации,

Развивающая: совершенствовать орфографические навыки,развивать монологическую речь.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

1. Организация детей

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

На доске записаны слова: с...лют, с...рень, с...вер, сах...р, с...м...лёт, сверкать.

У.: Прочитайте слова.

Что это за слова?

Д.: Это словарные слова.

У.: Что общего у этих слов?

2. Минутка каллиграфии.

Д.: Все слова начинаются с согласной буквы с.

У.: Сегодня на минутке чистописания мы запишем эту согласную

Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях: Сс Сс Сс сл се съ

У.: К какой части речи относятся словарные слова, записанные на доске?

Д.: Все слова-существительные, кроме последнего. Последнее слово сверкать - глагол.

3. Словарная работа.

У.: Это новое словарное слово с безударной гласной е

Составим с ним словосочетание и запишем его.

Д.: например, сверкать на солнце.

У.: А теперь составим и запишем с другими словарными словами словосочетания.

Д.: красивый салют, душистая сирень, далёкий север, сладкий сахар, военный самолёт.

У.: Итак, давайте подберём к глаголу сверкать синонимы.

Д.: блестеть, сиять.

У.: Хорошо.

Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по удивительной стране, которая называется «Глагол».

У.: Что мы знаем о нём?

Д.: Глагол-это часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

У.: Как изменяются глаголы?

Д.: Глаголы изменяются по временам: бывают настоящего, будущего, прошедшего времени, а глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

4. Проверка домашнего задания.

У.: Из домашнего упражнения № 79 (учебник А. Поляковой) приведите примеры глаголов настоящего и будущего времени, укажите их лицо и число.

У.: Какое действие обозначают глаголы прошедшего времени?

Д.: Действие, которое уже завершилось.

5. Объявление темы урока.

У.: Тема нашего урока: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам».

Давайте вернёмся к нашему глаголу сверкать, употребите его в прошедшем времени и составьте с ним предложение.

Д.: В ночном небе сверкала яркая звезда.

У.: Запишем это предложение в тетрадях.

Сядьте ровно, тетради положите правильно.

Подчеркните в предложении главные члены.

Чем выражено подлежащее?

Д.: Подлежащее выражено именем существительным 1 склонения, ж. рода.

У.: Что мы можем сказать про сказуемое?

Вот такая у нас проблемная ситуация!

Д.: Так как подлежащее ж.рода, а оно связано со сказуемым, значит и сказуемое "сверкала" выражено глаголом ж. рода.

У.: Молодцы! Итак, глагол сверкала - ж.рода с окончанием а.

6. Работа по составлению предложений.

У.: Составьте из данных слов предложения.

На, голубом, яркое, небе, солнце, сверкало.
Луч, света, на, сверкал, воде.

Какие предложения получились у вас?

Д.: Яркое солнце сверкало на голубом небе.
Луч света сверкал на воде.

У.: Определите род подлежащего и сказуемого.

Какой вывод мы сделаем?

Д.: Какого рода существительное, такого рода и глагол, связанный с ним.

У.: А теперь прочитаем правило в учебнике на странице 55 и сравним его с нашим выводом.

У.: Какие же окончания у глаголов прошедшего времени?

Д.: муж. род - нулевое окончание,

ж. р.- а,

c.р.- о.

У.: Теперь я хочу предложить вам такое задание. Вставьте в предложения подходящий по смыслу глагол. Определите род у глагола.

От хозяина ............собака.
Колобок ...............от лисы.
На плите .............молоко.

Проверьте предложения, которые у вас получились. Взаимопроверка.

Мы хорошо поработали, а теперь мы отдохнём.

7. Физминутка.

У.: Я буду называть глаголы, а вы определяйте их время. Если глаголы настоящего времени или будущего – приседайте, если прошедшего времени – хлопайте в ладоши!

Посмотрим, кто у нас внимательный!

Слушайте внимательно глаголы: шумят, летит, узнала, думает, объяснили, почистим, наступило, рисуешь, пробежал.

8. Работа с карточками.

У.: А сейчас приготовьте карточки с родами. Я читаю вам предложение, а вы определяйте род глагола.

За низкие крыши солнце зашло.

Д.: карточка - средний род.

Подул сильный ветер.

Д.: карточка - мужской род.

Ночь наступила.

Д.: карточка - женский род.

Уснуло село.

Д.: карточка - средний род.

9. Самостоятельная работа.

У.: Запишите в тетради словосочетания , определите время. Глагола, лицо и число.

Читаешь газету - ....вр., ....л., ...ч.,

запоют песню -....вр., ....л., .....ч.,

летит самолёт - ....вр., ....л., ....ч.

К данным существительным запишите глагол прошедшего времени.

Выделите окончание глагола, определите род.

Солнце ..........,

трава ...........,

снегирь....

10. Домашнее задание:

страница 55 правило, упражнение 81.

У.: Откройте учебник на странице 55 , найдите упражнение 81, прочитайте задание.

Это упражнение - ваше домашнее задание.

11. Итог урока.

У.: Что нового мы узнали на уроке?

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

Молодцы!

Всем спасибо за работу на уроке.

Урок окончен...