Цель: продолжить работу по определению рода имён существительных в косвенных падежах, пользуясь алгоритмом.
Задачи:
- Продолжить работу по определению частей речи, составлению предложений, преобразованию одной части речи в другую, определению «границ» предложений.
- Развивать внимание, память, устную и письменную речь, аккуратность письма в тетради и на доске, умение аргументировать свой ответ.
- Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
Оборудование:
- детские рисунки (рисунок 1, 2);
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
- репродукция с иконы Александра Невского;
- диск с записью Глинки «Славься»;
- детская литература про Александра Невского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Тема урока:
(Звучит отрывок из музыкального произведения Глинки «Славься».)
Учитель: Какой праздник отмечается в нашей стране 23 февраля?
Дети: День защитника Отечества.
Рисунок 3
Учитель: Кого мы поздравляем в этот день?
Дети: Военных, тех, кто защищает свою Родину
Учитель: Определите какой частью речи является каждое слово в названии праздника.
Дети: Имена существительные.
Учитель: Как определили?
Дети: Задавали вопрос к каждому слову и, если нужно ставили существительное в Именительный падеж.
Учитель: На какие вопросы отвечают имена существительные?
Дети: Кто? Что?
Учитель: О какой же части речи мы будем больше всего говорить на уроке?
Дети: Об имени существительном.
3. Повторение знаний об имени существительном.
Учитель: Среди существительных, используемых в названии праздника, назовите имена собственные.
Дети: Отечество.
Учитель: Имена нарицательные.
Дети: День, защитника.
Учитель: Одушевлённые существительные.
Дети: Защитник.
Учитель: Неодушевлённые существительные.
Дети: День, Отечество.
Учитель: Определите число существительных.
Дети: Единственное число.
Учитель: Что ещё можно определить?
Дети: Род.
Учитель: Как это сделать?
Дети: Поставить существительное в Именительный падеж.
Учитель: Сегодня на уроке продолжим работу по определению рода имён существительных.
4. Словарная работа.
(К доске вызывается один ученик. Он объясняет вслух написание слов.)
- Русский народ, столица России, мечтать о победе, въехать в город, дорога на запад.
(К доске вызывается другой ученик.)
Учитель: Определите части речи и род имён существительных.
(Повторяются алгоритмы определения частей речи и определения рода имён существительных. Учитель оценивает работу учащихся у доски.)
5. Составление предложения.
Учитель: С последним словосочетанием составьте предложение.
(Заслушиваются варианты ответов. На доске записывают наиболее удачно составленное предложение.)
Учитель: Определите части речи и род имён существительных.
(Учитель оценивает работу учащегося у доски.)
6. Преобразование одной части речи в другую.
Рисунок 4
Рисунок 5
Учитель: Давайте вспомним легендарного воина, который более 700 лет назад отражал натиск врагов с северо-запада.
Дети: Александр Невский.
Учитель: Выберите и зачитайте те слова, которые характеризуют Александра Невского как человека и воина:
- отважный,
- робкий,
- меткий,
- слабый,
- добрый,
- сильный,
- ловкий,
- злой,
- жадный,
- мужественный.
Учитель: Какой частью речи являются эти слова?
Дети: Имена прилагательные.
Учитель: Образуйте от них однокоренные имена существительные и запишите их.
(На доске появляется запись: «Отвага, меткость, доброта, сила, ловкость, мужество».)
Учитель: Определите род имён существительных. В чём проявлялась доброта Александра Невского, он же воин?
Дети: Помогал бедным, нуждающимся, вдовам, сиротам.
Учитель: Разберите это слово по составу.
(Комментирует учащийся с места.)
7. Составление предложений.
Рисунок 6
Рисунок 7
Учитель: Но прежде, чем стать таким, воспитанием Александра Невского кто-то занимался. Давайте вспомним это, составив предложения из слов, записанных на доске.
- В, матери, жил, первые, жизни, три года, тереме, при Александр. (Первые три года жизни Александр жил в тереме при матери.)
(Это предложение записывается на доске.)
Учитель: Определите части речи, подчеркните основу предложения и определите род имён существительных.
- Боярин, его, ближний, занимался, потом, воспитанием. (Потом его воспитанием занимался ближний боярин.)
(Это предложение записывается на доске и проводится такая же работа, как с предыдущим. Учитель оценивает работу учащегося у доски.)
8. Восстановление деформированного текста. Самостоятельная работа.
Рисунок 8
Рисунок 9
Учитель: В чём же заключалось воспитание? Чему учил ближний боярин?
Дети: Учил читать и писать, развивал ловкость, силу, меткость.
Учитель: Что входило в воспитание силы, ловкости, меткости? Вспомним это, выполнив, самостоятельно, следующее задание.
(На доске записан деформированный текст.)
- Мален...кий Александр охотился вмест… с отцом ср...ди ч...щи с…сновых и еловых в…твей он сл...дил за добычей рано уч…ствовал в в...енных п...ходах.
Учитель: Определить границы предложений, списать, вставляя пропущенные буквы, найти имена существительные и определить их род.
9. Проверка.
Учитель: Прочитайте какой текст у вас получился.
- Какими пользовались правилами, что бы вставить пропущенные буквы?
- Как определяли род имён существительных?
- Какого рода отсутствуют имена существительные?
10. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что повторили?
- Жизнь какого человека вспомнили?
- За какие заслуги перед Отечеством мы помним Александра Невского?
- Хотели бы вы быть похожими на него? Почему?
Учитель: Я, думаю, ваши мечты исполнятся и не забудьте поздравить с наступающим праздником своих родных и близких.