В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты признаны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Основные принципы при организации работы с семьями в рамках новой философии:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и в детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
«Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное». [О.И.Давыдова, Л.Г. Богословец «Работа с родителями в детском саду» - М: ТЦ Сфера, 2005 г.]
Изучив публикации названных авторов, педагогический коллектив, состоящий из 10 педагогов на педагогическом Совете решил: внедрить новую технологию в работу с семьей.
Прошло четыре года, и можно сделать вывод: закончился «Год семьи», а в дошкольном учреждении наблюдается положительная тенденция во взаимодействии с семьями воспитанников.
Сделаю небольшое информационное отступление: наше ДОУ находится на севере Иркутской области в небольшом посёлке на берегу реки Лены, в котором функционируют два муниципальных дошкольных учреждения. Наше учреждение расположено в старом деревянном здании, 1960 года постройки и рассчитано на 4 возрастные группы. Социум посёлка ограничен – кроме двух дошкольных учреждений функционируют: средняя школа, детская библиотека, Дом культуры, Музей боевой и трудовой славы.
Какие же положительные тенденции наметились в работе дошкольного учреждения? Мы сохранили детский контингент и, более того, произвели в декабре месяце запись малышей на целую группу, несмотря на то, что население в посёлке сократилось наполовину.
Дошкольное учреждение востребовано родителями. Причин много:
- сделан правильный выбор парциальных программ;
- высокий квалификационный уровень и творческий потенциал педагогов и, конечно, работа с семьями воспитанников.
С чего начали? Провели родительский опрос: 97,3 % родителей отдали предпочтение художественно-эстетическому воспитанию детей. Создана развивающая среда по этому направлению, родители приняли в этом активное участие. Таким образом, родители были вовлечены в организационные процессы взаимодействия с педагогами. Далее было ценным показать родителям, как их дети «вписываются» и в режим ДОУ, и в реализацию программ.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон и не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Для этого в учреждении были созданы специальные условия:
- открытость педагога в какой-либо деятельности, передача своих радостей, тревог, неудач (важно соблюдать такт и избегать панибратства);
- вовлечение родителей в образовательный процесс детского
сада:
- проектировали зимние и летние прогулочные участки, лепили снежные постройки, мастерили игрушки из разных материалов;
- родители сопровождали педагогов с детьми на экскурсиях в туристических походах);
- подготовка к конкурсам – участие родителей в практической деятельности.
Провели несколько конкурсов разных уровней:
- «Моя любимая кукла»;
- «Осенний коктейль» (парад мод костюмов, выполненных из природного и бросового материалов, игрушек и целых сюжетов из овощей);
- «Сказка за сказкой» (семейные работы по изобразительной деятельности);
- «Ёлочка – живая иголочка (изготовление ёлочек из бросовых материалов: пластмассовых бутылок, фруктовых обёрток, фантиков, атласных лент);
- «Ёлочная игрушка»;
и фестивалей:
- «В гостях у дедушки Корнея» (изготовление персонажей по произведениям К.И. Чуковского – картины из пряжи различной фактуры, картины из бисера и стекляруса, картины из солёного теста);
- «Неделя театра» (изготовление разных видов театра: настольный, пальчиковый их разных мануфактур, кукольный; обыгрывание и открытый просмотр в течение недели).
При планировании работы с родителями педагоги научились ставить правильно задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью в домашней обстановке: игрой, ручным трудом), научились чётко соблюдать целевую установку.
В зависимости от цели при решении задач использовать такие методы и формы:
- индивидуальные или подгрупповые занятия;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- семинары, семинары-практикумы.
Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти родители в общении с педагогом. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Нужно доверие – доверие обоюдное. Педагогом В.А. Петровским выделено 4 этапа:
1 этап. «Трансляция родителям положительного образа ребёнка». Беседы с родителями проходят под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».
2 этап. «Трансляция родителям знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Раскрываются успехи ребёнка, показываются поделки и снова под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».
3 этап. «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4 этап. «Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Завоевавший доверие педагог, только на этом этапе, может давать советы родителям.
Доверительную методику взаимоотношений должен знать каждый педагог. Эта методика проработана в нашем дошкольном учреждении на семинарах «Школы дошкольных наук» еще в 2006 году, поэтому я с уверенностью могу рекомендовать педагогам ценный материал – «Работа с родителями в ДОУ», опубликованный в приложении за 2005 год в журнале «Управление дошкольным образовательным учреждением».
Кроме методов нового подхода, будет целесообразным назвать 5 функций работы дошкольного учреждения с семьёй, по методике Д.Лешли:
1 функция – должна реализоваться ещё до поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Заинтересованные в развитии своего ребёнка родители ищут среди дошкольных учреждений то, которое им подходит. С этой целью в учреждении проводится следующая работа:
- организация экскурсий по дошкольному учреждению (ознакомление с условиями, режимом работы);
- информация стендовая, которая включает в себя:
- портретную галерею педагогов, несущей информацию об образовании, стаже, квалификации каждого педагога и специалиста;
- нормативно-правовые документы (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, Лицензия на осуществление медицинской деятельности, Свидетельство о государственной аккредитации);
- основную «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, парциальные программы с указанием задач и целей: «Синтез» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петровой, «В мире бального танца» И.И. Цирковой, «Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию детей 3-7 лет»;
- информация: рекламный ролик: «Так мы живём», трансляция детских театрализованных спектаклей: опера «Гуси – лебеди», спектакль «Царевна – лягушка», итоговый концерт районного значения – «Минута славы» (см. Приложение) на канале местного телевидения;
- организация родительского собрания для неорганизованных детей;
- график работы семейных клубов: «Творческая гостиная», «Малыш», «Школа здоровья», «Педагогический университет для пап».
- график работы кружков по дополнительному образованию (оказание бесплатных услуг): хореографический «Весёлый каблучок»; «До-ми-соль-ка» (музицирование детей на фортепиано); театрализованный кружок «Колобок»; экологический кружок «Природознайка»; «Детский дизайн»; «Ступенька за ступенькой» (степ аэробика).
Для решения 2 функции – психолого-педагогического просвещения родителей – учреждение организует в рамках нового подхода реализацию актуальной, а не формальной информации:
- открытые мероприятия для родителей;
- видеозаписи занятий, походов, спектаклей,
- издание журнала « Калейдоскоп» (конкретные ситуации по воспитанию детей).
Для реализации 3 функции – вовлечения родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, могу предложить следующие формы, которые апробированы в учреждении в течение четырёх лет:
- участие родителей в экскурсиях, походах на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве учреждения;
- дежурства родителей в группах;
- проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях);
- участие в работе родительского комитета;
- участие в конкурсах, в оформлении фотовыставок;
- сбор экспонатов для коллекций и мини-музеев.
4 функция – помощь отдельным семьям в воспитании. Осуществляем лишь в том случае, если родители просят совета у педагогов в разрешении той или иной ситуации в воспитании ребёнка. Педагог должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной педагогике, знать о кризисах в развитии ребёнка и уметь успокоить родителя. Самое главное: педагог не должен в беседе использовать назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей.
5 функция – взаимодействие с общественными организациями родителей. Попечительный Совет в учреждении не создан, активно работаем с родительским комитетом и комиссиями:
- педагогическая комиссия (посещение занятий, участие в педагогических Советах, участие в экскурсиях, походах, конкурсах, праздниках, спектаклях);
- хозяйственная комиссия (контроль по охране жизни и здоровья детей, за организацией питания в учреждении, помощь в подготовке к праздникам, благоустройстве, ремонте);
- связи с социумом (подготовка к экскурсиям, выездам на природу, приглашение специалистов (юриста, психолога, врачей) для организации консультаций педагогам и родителям;
- стенной печати (выпуск стенной газеты «Это всё наше» – 1 раз в квартал, публикации в районной газете «Ленские зори» о работе дошкольного учреждения).
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы, удалось избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй. А главное – это эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, считаю, что это самое главное.
Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.