Интеллектуальная игра для сташеклассников "Химический дом и его обитатели" по теме: "Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Химия – сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом. Очень хорошо, когда ребёнок будет познавать мир и развиваться в игровых условиях.

Методическая ценность.

  1. Игра способствует формированию у учащихся более глубоких, прочных, действенных знаний по предмету.
  2. Электронный вариант игры способствует развитию мышления, внимания, памяти, сосредоточенности, наблюдательности, сообразительности, умения сравнивать и сопоставлять, находить аналогии.
  3. Игра способствует развитию положительных стимулов к процессу познания, познавательного интереса к предмету.
  4. Игра содержит интересную информацию и, следовательно, имеет образовательную направленность.

Дидактическая ценность.

  1. Применение игровой технологии при обобщении учебного материала.
  2. Данная работа может быть использована учителями предметниками естественнонаучного цикла, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  3. Расширение кругозора учащихся, сообщение новых знаний.

Воспитательная ценность.

  1. Игра воспитывает положительное отношение к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового.
  2. Способствует воспитанию сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Практическая ценность.

  1. Данная работа может быть применена на уроках, факультативах, элективных курсах так и во внеклассных мероприятиях по предмету.
  2. Игровая деятельность учащихся внутри школы или класса способствует выявлению одаренных детей, организация работы с ними. Помогает создавать команды школьников для участия в различных интеллектуальных городских играх.

Социализирующая ценность.

  1. Способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
  2. Игра обеспечивает превращение учащегося не только у субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии и способности к этому.
  3. Является важным условием для психологической подготовки учащихся к профессиональной деятельности.

«Игра – это возможность отыскать себя в обществе,
себя в человечестве, себя во Вселенной».

Я. Корчак.

Дополнительные средства.

  1. Таблица. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
  2. Табло для второго тура.
Баллы/команды                        

1

                       

2

                       

3

                       

4

                       

5

                       

6

                       

Ход игры

Условия игры.

(Слайд 2)

В игре принимают участие 12 пар. Выбирают 3 членов жюри и одного помощника.

Игра включает 3 тура.

1 тур – отборочный.

Задаются 10 вопросов и предлагают 4 варианта ответов, из которых необходимо выбрать один правильный.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Время обсуждения 30с.

Ответы даются в письменной форме членам жюри.

Шесть пар, набравших наибольшее количество баллов, проходят во 2 тур.

2 тур – полуфинал «Заморочки из таблицы».

Представлено игровое табло.

Команде из двух человек, набравшей наибольшее количество баллов, даётся право выбора категории вопроса. Каждая команда сможет дважды выбирать категорию.

Обсуждение в течение 1 мин, затем команда дает ответ на вопрос устно, остальные команды могут дать ответ на вопрос в письменной форме или отказаться.

  • Если ответ правильный – команде присуждаются баллы, в соответствии с категорией вопроса.
  • Если ответ не верный – у команды отнимаются баллы в соответствии с категорией вопроса.
  • Если команда не давала ответ на вопрос, то она остаётся при своих баллах.

Три пары, набравшие наибольшее количество баллов по результатам двух туров, выходят в финал.

3 тур – финал «Самый умный».

Победитель игры определяется по итогам финала.

1 тур – отборочный.

(Слайд 3)

1.Какой элемент распространён в космосе?

1) Кислород. 2) Водород. 3) Сера. 4) Фосфор. (Ответ: водород.)

2. Элемент, названный в честь планеты Земля.

1) Теллур. 2) Селен. 3) Осмий. 4) Германий. (Ответ: теллур.)

(Слайд 4)

3. Элемент, названный элементом мысли и жизни.

1) Кальций. 2) Фосфор. 3) Магний. 4) Фтор. (Ответ: фосфор.)

4. Элемент, который алхимики называли «желчью бога Вулкана».

1) Кремний. 2) Сера. 3) Кислород. 4) Углерод. (Ответ: сера.)

(Слайд 5)

5. Самый распространённый элемент на земле.

1) Кремний. 2) Кислород. 3) Железо. 4) Кальций. (Ответ: кислород.)

6. Какой химический элемент назван в честь России?

1) Рений. 2) Рутений. 3) Радий. 4) Селен. (Ответ: рутений.)

(Слайд 6)

7. Какой элемент изображали в 18 веке в виде воина?

1) Магний. 2) Железо. 3) Натрий. 4) Кальций. (Ответ: железо).

8. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в Периодической системе?

1) Гелий. 2) Хлор. 3) Водород. 4) Натрий. (Ответ: водород.)

2 тур – полуфинал «Заморочки из таблицы».

(Слайд 7)

Понятия 10 20 30
Вещества 10 20 30
Общие знания 10 20 30
Закономерности 10 20 30

(Слайд 8)

  • Паровоз, рыцарский шлем, гвозди.

Вопрос: что между ними общего? (Ответ: изготовлены из железа.)

(Слайд 9)

Вопрос: для каких целей используется и как называется эта посуда (см. рисунок)?

Рисунок

(Ответ: ступка с пестиком, используется для измельчения веществ.)

(Слайд 10)

  • Их занятия включали в себя мистику, веру в чудеса. Они стремились превратить металл в золото. Знаменитый врач Парацельс был одним из них.

Вопрос: кем были эти люди? (Ответ: алхимиками.)

(Слайд 11)

  • Открыто в XX столетие и связано с именем Поллинга. Свойство изменяется периодически и максимально выражено у фтора.

Вопрос: о каком понятие идёт речь? (Ответ: электроотрицательность.)

(Слайд 12)

  • Между ними существуют промежутки. При физических явлениях они сохраняются, а при химических разрушаются. Находятся в постоянном движении.

Вопрос: что это за частицы? (Ответ: молекулы.)

(Слайд 13)

  • Состоят из двух греческих слов. Могут быть стабильными и радиоактивными, естественными и искусственными. Их имеют многие элементы. У водорода их три. (Слайд 13)

Вопрос: о каком понятие идёт речь? (Ответ: изотопы.)

(Слайд 14)

  • Связана с изменением числа энергетических уровней в главных подгруппах. В периодах с ростом заряда ядра атома он ослабевает
    из–за притяжения электронов к ядру.

Вопрос: сформулируйте эту закономерность. (Ответ: радиус атома в главных подгруппах с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в периоде ослабевает, вследствие притяжения электронов к ядру.)

(Слайд 15)

  • Связана со способностью атомов отдавать и присоединять электроны. В больших периодах это происходит медленно, а в малых быстро.

Вопрос: о какой закономерности идёт речь? (Ответ: металлические свойства в периоде с ростом заряда ядра атому ослабевают, а неметаллические усиливаются.)

(Слайд 16)

  • В периоде она увеличивается, а в главной подгруппе с ростом зарядов ядер не изменяется. Максимальное значение почти всегда совпадает с номером группы, хотя бывают исключения. Например, у фтора она равна -1.

Вопрос: сформулируйте эту закономерность. (Ответ: максимальное значение степени окисления атомов элементов в периоде с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в главных подгруппах не изменяется.)

(Слайд 17)

  • В человеческом организме разные химические элементы накапливаются в разных частях : олово – в языке, калий и медь – в сердце, цинк – в зубах.

Вопрос: где накапливается мышьяк? (Ответ: в волосах.)

(Слайд 18)

  • Если бы получить все золото из этого источника, то на каждого жителя планеты его пришлось бы не менее тонны.

Вопрос: где же его так много? (Ответ: в морской воде.)

(Слайд 19)

  • Кошка химика Б. Куртуа забралась как-то в его лабораторию и разбила склянки со спиртовым экстрактом морских водорослей и серной кислотой.

Вопрос: что помогла открыть хозяину шкодливая кошка? (Ответ: йод.)

3 тур – финал «Самый умный».

(Слайд 20)

Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать,
Всем ли ртуть родная мать?

Вопрос: с какими планетами отождествляли эти металлы?

(Слайд 21)

Ответ: