Химия – сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом. Очень хорошо, когда ребёнок будет познавать мир и развиваться в игровых условиях.
Методическая ценность.
- Игра способствует формированию у учащихся более глубоких, прочных, действенных знаний по предмету.
- Электронный вариант игры способствует развитию мышления, внимания, памяти, сосредоточенности, наблюдательности, сообразительности, умения сравнивать и сопоставлять, находить аналогии.
- Игра способствует развитию положительных стимулов к процессу познания, познавательного интереса к предмету.
- Игра содержит интересную информацию и, следовательно, имеет образовательную направленность.
Дидактическая ценность.
- Применение игровой технологии при обобщении учебного материала.
- Данная работа может быть использована учителями предметниками естественнонаучного цикла, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
- Расширение кругозора учащихся, сообщение новых знаний.
Воспитательная ценность.
- Игра воспитывает положительное отношение к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового.
- Способствует воспитанию сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Практическая ценность.
- Данная работа может быть применена на уроках, факультативах, элективных курсах так и во внеклассных мероприятиях по предмету.
- Игровая деятельность учащихся внутри школы или класса способствует выявлению одаренных детей, организация работы с ними. Помогает создавать команды школьников для участия в различных интеллектуальных городских играх.
Социализирующая ценность.
- Способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
- Игра обеспечивает превращение учащегося не только у субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии и способности к этому.
- Является важным условием для психологической подготовки учащихся к профессиональной деятельности.
«Игра – это возможность отыскать себя в обществе,
себя в человечестве, себя во Вселенной».
Я. Корчак.
Дополнительные средства.
- Таблица. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Табло для второго тура.
Баллы/команды | ||||||||||||
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
Ход игры
Условия игры.(Слайд 2)
В игре принимают участие 12 пар. Выбирают 3 членов жюри и одного помощника.
Игра включает 3 тура.
1 тур – отборочный.
Задаются 10 вопросов и предлагают 4 варианта ответов, из которых необходимо выбрать один правильный.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Время обсуждения 30с.
Ответы даются в письменной форме членам жюри.
Шесть пар, набравших наибольшее количество баллов, проходят во 2 тур.
2 тур – полуфинал «Заморочки из таблицы».
Представлено игровое табло.
Команде из двух человек, набравшей наибольшее количество баллов, даётся право выбора категории вопроса. Каждая команда сможет дважды выбирать категорию.
Обсуждение в течение 1 мин, затем команда дает ответ на вопрос устно, остальные команды могут дать ответ на вопрос в письменной форме или отказаться.
- Если ответ правильный – команде присуждаются баллы, в соответствии с категорией вопроса.
- Если ответ не верный – у команды отнимаются баллы в соответствии с категорией вопроса.
- Если команда не давала ответ на вопрос, то она остаётся при своих баллах.
Три пары, набравшие наибольшее количество баллов по результатам двух туров, выходят в финал.
3 тур – финал «Самый умный».
Победитель игры определяется по итогам финала.
1 тур – отборочный.
(Слайд 3)
1.Какой элемент распространён в космосе?
1) Кислород. 2) Водород. 3) Сера. 4) Фосфор. (Ответ: водород.)
2. Элемент, названный в честь планеты Земля.
1) Теллур. 2) Селен. 3) Осмий. 4) Германий. (Ответ: теллур.)
(Слайд 4)
3. Элемент, названный элементом мысли и жизни.
1) Кальций. 2) Фосфор. 3) Магний. 4) Фтор. (Ответ: фосфор.)
4. Элемент, который алхимики называли «желчью бога Вулкана».
1) Кремний. 2) Сера. 3) Кислород. 4) Углерод. (Ответ: сера.)
(Слайд 5)
5. Самый распространённый элемент на земле.
1) Кремний. 2) Кислород. 3) Железо. 4) Кальций. (Ответ: кислород.)
6. Какой химический элемент назван в честь России?
1) Рений. 2) Рутений. 3) Радий. 4) Селен. (Ответ: рутений.)
(Слайд 6)
7. Какой элемент изображали в 18 веке в виде воина?
1) Магний. 2) Железо. 3) Натрий. 4) Кальций. (Ответ: железо).
8. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в Периодической системе?
1) Гелий. 2) Хлор. 3) Водород. 4) Натрий. (Ответ: водород.)
2 тур – полуфинал «Заморочки из таблицы».
(Слайд 7)
Понятия | 10 | 20 | 30 |
Вещества | 10 | 20 | 30 |
Общие знания | 10 | 20 | 30 |
Закономерности | 10 | 20 | 30 |
(Слайд 8)
- Паровоз, рыцарский шлем, гвозди.
Вопрос: что между ними общего? (Ответ: изготовлены из железа.)
(Слайд 9)
Вопрос: для каких целей используется и как называется эта посуда (см. рисунок)?
Рисунок
(Ответ: ступка с пестиком, используется для измельчения веществ.)
(Слайд 10)
- Их занятия включали в себя мистику, веру в чудеса. Они стремились превратить металл в золото. Знаменитый врач Парацельс был одним из них.
Вопрос: кем были эти люди? (Ответ: алхимиками.)
(Слайд 11)
- Открыто в XX столетие и связано с именем Поллинга. Свойство изменяется периодически и максимально выражено у фтора.
Вопрос: о каком понятие идёт речь? (Ответ: электроотрицательность.)
(Слайд 12)
- Между ними существуют промежутки. При физических явлениях они сохраняются, а при химических разрушаются. Находятся в постоянном движении.
Вопрос: что это за частицы? (Ответ: молекулы.)
(Слайд 13)
- Состоят из двух греческих слов. Могут быть стабильными и радиоактивными, естественными и искусственными. Их имеют многие элементы. У водорода их три. (Слайд 13)
Вопрос: о каком понятие идёт речь? (Ответ: изотопы.)
(Слайд 14)
- Связана с изменением числа
энергетических уровней в главных подгруппах. В периодах с ростом
заряда ядра атома он ослабевает
из–за притяжения электронов к ядру.
Вопрос: сформулируйте эту закономерность. (Ответ: радиус атома в главных подгруппах с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в периоде ослабевает, вследствие притяжения электронов к ядру.)
(Слайд 15)
- Связана со способностью атомов отдавать и присоединять электроны. В больших периодах это происходит медленно, а в малых быстро.
Вопрос: о какой закономерности идёт речь? (Ответ: металлические свойства в периоде с ростом заряда ядра атому ослабевают, а неметаллические усиливаются.)
(Слайд 16)
- В периоде она увеличивается, а в главной подгруппе с ростом зарядов ядер не изменяется. Максимальное значение почти всегда совпадает с номером группы, хотя бывают исключения. Например, у фтора она равна -1.
Вопрос: сформулируйте эту закономерность. (Ответ: максимальное значение степени окисления атомов элементов в периоде с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в главных подгруппах не изменяется.)
(Слайд 17)
- В человеческом организме разные химические элементы накапливаются в разных частях : олово – в языке, калий и медь – в сердце, цинк – в зубах.
Вопрос: где накапливается мышьяк? (Ответ: в волосах.)
(Слайд 18)
- Если бы получить все золото из этого источника, то на каждого жителя планеты его пришлось бы не менее тонны.
Вопрос: где же его так много? (Ответ: в морской воде.)
(Слайд 19)
- Кошка химика Б. Куртуа забралась как-то в его лабораторию и разбила склянки со спиртовым экстрактом морских водорослей и серной кислотой.
Вопрос: что помогла открыть хозяину шкодливая кошка? (Ответ: йод.)
3 тур – финал «Самый умный».
(Слайд 20)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать,
Всем ли ртуть родная мать?
Вопрос: с какими планетами отождествляли эти металлы?
(Слайд 21)
Ответ: