Процесс реабилитации, т.е. приобщение к
традициям и ценностям вечерней школы (возврат в
школу) основан на принципах гуманизма, что
невозможно без чётко продуманного
образовательного процесса, в котором главную
роль играет внеклассная работа, в т.ч. и по лирике.
Она положительно воздействует на озлобленных и
разочарованных подростков и молодых людей
эстетически и нравственно, а они в свою очередь
также получают необходимый эмоциональный
опыт. Эстетическое воспитание не ограничивает
свои задачи только формированием эстетических
чувств, вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и
убеждений личности, её способности воспринимать
и оценивать мир с точки зрения гармонии,
совершенства и красоты, всё это является
неотъемлемыми составными элементами
эстетической культуры личности. Процесс
воспитания человека заключается в выработке в
нём способностей творчески преобразовывать мир
в соответствии со своими целями и желаниями,
опирающимися на познание объективных законов
развития мира и человеческой жизнедеятельности.
Творческая личность – важнейшая цель как всего
процесса обучения и воспитания, так и
эстетического воспитания. Без эстетического
воспитания, без формирования способности к
эстетическому творчеству невозможно решить одну
из важнейших задач – всестороннее и
гармоническое развитие личности. Эстетическое
неразрывно связано с этическим, т.е.
нравственным.
Задача педагога состоит в умелом и ненавязчивом
подборе предметов и явлений, соответствующих
нашим представлениям о красоте и человечности.
Цель: познакомить учащихся с самобытными поэтами Ярославского края (К.Васильев, А.Будников, поэты-ученики МОУ В(с)ОШ), понять сущность поэзии, её бессмертие и необходимость для человечества.
Литература:
1) Васильев К. Избранное: Стихотворения,
эссе. Составитель Е.Ермолин. – Ярославль: Нюанс,
2003. – 320 с.
2) Васильев К. Судьбе своей я жертвую собой….
– П. Борисоглебский, 2006 г. – 54 с.
3) Максимов С.В. По русской земле. – М., 1989. –
с.17-128
4) Рубцов Н. Стихотворения. – М.: Сов. Россия,
1983 г. – 176 с.
5) Толстой Н.И. Религиозные верования древних
славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С.
147-148 – № 4. http://www.istrodina.com/rodina.php3
6) http://poetvаsiliev.nаrod.ru/
Оборудование:
- ноутбук и проектор (презентация);
- альманах «Живые слова» и сборник стихотворений Ю.Смирновой «Как трудно обманутся в человеке»
Сценарий мероприятия:
Ведущий: Я рада приветствовать вас в стенах вечерней школы на вечере памяти поэта, чьё имя тесно связано с Ярославским краем, Константином Васильевым. 10 января 1955 года родился он в посёлке Борисоглебский Ярославской области, где спустя 46 лет и умер. Вы можете возразить мне: «Наш край богат талантливыми поэтами и писателями, а что прожил так недолго, видно не судьба». И я соглашусь с вами, но до сих пор не решён вечный спор, заявленный мною в названии нашего вечера «Стихов стихия – вне времён». Кто он, поэт? Почему до сих пор близки читателю стихотворные сроки, отделённые от него 100 и 200, тысячелетием? В чём истоки долголетия поэзии? Безусловно, вопросы это риторические, но, давайте попробуем рассмотреть их на примере одной поэтической судьбы. Судьбы Константина Васильева. Обратимся к словам эпиграфа, которые принадлежат нашему герою:
« … Легко писать так, чтобы тебя поняла и полюбила – толпа! Но как трудно писать для «избранных». Я не отстаиваю принцип элитарности. Для меня пастух, понимающий подлинную поэзию – избранный, а профессор философии, который глух к поэзии – представитель «толпы». Я, разумеется, готов уважать этого профессора – как ученого, и как человека (если он хороший человек)… Но пишу-то я не для него, а для тех, кому нужна поэзия! И в моем слове «толпа» – нет ничего оскорбительного. Я не буду думать о человеке хуже, если узнаю, что он глух к поэзии. Это не вина его, а беда (впрочем, может это его счастье?!). Я не переношу лишь тех, кто будучи к поэзии глухим, судит поэтов. Это уже другое дело! (01.03.82 г.)
– А сейчас я хочу сделать небольшое
отступление. В русском языке есть выражение
«пройти определённый этап», и это не случайно,
потому как человеческая жизнь и есть
совокупность таких этапов, удачных и не очень,
долгих и кратких, светлых и тёмных. Человеку
просто необходимо в определённый момент
остановиться и подумать, что он уже сделал, а что
его ждёт впереди. Умение вовремя остановиться –
важное качество для человека. Но как
остановиться поэту? Отдаваясь своему
испепеляющему искусству, он дарит нам свой
эмоциональный опыт. Поэтому вы, все здесь
сидящие, начните с самих себя в оценке поэзии
в вашей жизни.
А мы предложили 100 жителям нашего города,
независимо от возраста и профессии, ответить на
три вопроса и получили следующие ответы.
(Приложение 1, слайды 3, 4, 5, 6)
(Опросить кого-нибудь из зала; ваше любимое стихотворение)
Ведущий: Чаще всего первое знакомство с поэтом оказывается заочным и обычно случайным. Например, я впервые услышала это имя, когда мучительно подбирала ему для будущей диссертации. Моя знакомая Козлова Галина Алексеевна, библиотекарь предложила мне почитать книгу стихов некого Борисоглебского поэта. Я открыла: я почувствовала порыв и независимость М.Цветаевой, моего любимого поэта, её мятежность и искренность в мужественном варианте. Галина Алексеевна, а как состоялось ваше знакомство с поэзией К.Васильева?
Козлова Г.А.: …
Ведущий: У нас в гостях известный угличский поэт Алексей Валентинович Будников, член союза писателей РФ, автор нескольких поэтических сборник, тонкий знаток русской литературы. А как состоялось ваше знакомство С. К.Васильевым?
Будников А.В.: …
(Приложение 1, слайды 7, 8, 9)
Ведущий: У каждого свой путь к поэту. Мой проходил через посёлок Борисоглебский к матери поэта Васильевой Лении Ильиничны. Хочется вслед за Пушкиным воскликнуть: «Здесь русский дух, здесь Русь пахнет!»
(Приложение 1, слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18)
Ведущий: Каждый из приезжающих видит, чувствует Борисоглебский по-своему, особенно, делает свои акценты. (Параллельный взгляд). Мощные стены Борисоглебского монастыря, музей К.Васильева, его стихи, рассказы матери… Я увидела в музее дом поэта, а моя спутница – присутствие двух женщин, любящих и любимых. Слово Галине Алексеевне.
(Приложение 1, слайды 19, 20, 21)
Ведущий: Наше прагматичное время К.Васильев не чувствовал своим: «Впрочем, время мое не настало, время ждет не героя — слугу». Так он писал. Времена новые и впрямь высокими не назовешь. Поэт, много размышлявший о судьбе поэта, о поэзии, писал:
«Только вот еще что: мы прекрасно усвоили, что
все поэты – жертвы (обстоятельств, судьбы,
общества… Разве что не «жертвы аборта»). Да –
жертвы. Но это не значит, что они сами не бывали
палачами. Бывали, частенько бывали, в том и штука.
Поэты просто не могут не бывать время от времени
(и желательно – почаще!) «палачами», потому что
это – способ их существования. Как говорится, «не
согрешишь – не покаешься». О чем бы поэт пел, если
бы он жил пристойно, «как все»?
Упрощая, можно сказать, что сама поэзия –
катарсис, преодоление зла. Но разве может
преодолеть зло тот, кто держится от него в
сторонке? Сама судьба повелела поэту – прежде
грешить, а после петь, то есть «очищаться» самому,
и очищать нас с вами. «Божественный глагол»
нисходит все-таки к земному, низкому, низменному
человеку …».
Ничем я не могу помочь
вам, одичавшим в одночасье.
Так и получится точь-в-точь:
меня погоните вы прочь,
путем всеобщего согласья.Вы говорите грубый вздор
от имени всего народа –
какой великолепный хор!
Я выслушаю приговор,
я выслушаю ваши оды.Я ничему не удивлюсь,
все происходит не впервые.
Я знаю, знаю наизусть
и вашу презираю Русь,
и к вашей не стремлюсь России.Любое ваше слово – ложь,
само молчанье ваше лживо,
меня словами не возьмешь,
меня молчаньем не убьешь,
и не столкнешь меня с обрыва.Ведь я, стоящий на своем, –
держусь уверенно и прямо.
И я не слеп, не глух, не хром,
и никого не жгу огнем,
и никому не рою яму.Я даже вам навстречу шел!
Я даже слушал ваши речи!
Но где – божественный глагол?
Вранье, угрозы, произвол
и принципы не человечьи.Жалею вас, – напрасно, ведь
вас просто бесит жалость эта.
Никто не смеет нас жалеть! –
Но я имею право – сметь
и говорить, и ждать ответа.15.04.89.
Ведущий: Зачем нам, читателям, нужны стихи, понятно. У каждого читателя – свой поэт. Талантливых поэтов хватит на всех. А теперь давайте спросим поэта. Алексей Валентинович, согласны ли вы с мнением К. Васильева? Кто он, поэт? Действительно ли, «стихов стихия – вне времён»?
Будников: …
(Приложение 1, слайды 22, 23)
Ведущий: Вернёмся вновь к К.Васильеву. Каким его видели самые близкие его люди. Следующий этап «Мнение близких». В первую очередь, конечно, это мать поэта Ления Ильинична. Слово Лении Васильевны о сыне.
Ведущий: Галина Поморцева – интересный художник, красивая и умная женщина. Маргарита другой и быть не могла! К сожалению, они встретились ненадолго. Но эти несколько лет были самыми плодотворными и самыми счастливыми для каждого из них. Не случайно и то, что среди мрачных романтических работ о смерти и одиночестве выделяются стихотворения, посвящённые Галине Поморцевой, отличающиеся необыкновенным лиризмом и искренностью. Главное качество, которое поэт подчёркивает у своей любимой, это нежность. Какой редкий дар в наше время!
… что есть со мною ты, что ты нежна,
Что нас объединяет тишина.
«Когда-нибудь я выйду на простор…»;Только чувства безбрежность,
И мне ясно до слёз,
Что в глазах твоих нежность,
И печаль, и вопрос …
«Ничего мне не надо…»;
Разлука, горе, смерть – всё в мире есть,
А мне-то что! – ведь ты со мною, здесь,
Ты нежная, надёжная, живая.
«Сонет».
– Её нежность есть дар служения. Служения даже после смерти Мастера. Галина Ивановна основала музей-квартиру, которая стала литературной Меккой истинных любителей поэзии; а титанический труд по систематизации работ К.Васильева (около 5000 стихотворений, а также критические статьи, эссе, переводы); выпуск сборников стихотворений. И, конечно, самый первый и компетентный исследователь творчества К.Васильева также Г. Поморцева. Послушайте голос Галины Ивановны. Она читает стихотворение «Поль Верлен».
Ведущий: У Константина Васильева всегда было много друзей, знакомых. Своей энергией, любовью к родине, литературе, языку, человеку он заражал и окружающих. Умер человек К.Васильев, но остался поэт К.Васильев, осталось его дело: украшать нашу жизнь стихами, делать её добрее, чище, искреннее … наверное, в этом и есть суть любого творца. Ольга и Сергей Волковы исполнять песню «Над лугами лишь луна…» на слова поэта.
(Приложение 1, слайды 24, 25, 26, 27)
Ведущий: Музей притягивает неравнодушных творческих людей из разных городов России: Ростова, Ярославля, Екатеринбурга, Москвы, Борисоглебска, Мышкина, Санкт-Петербурга, Углича... Это писатели, художники, музыканты, ученые, студенты. Всех объединила поэзия, в которую так верил и за которую принял смерть поэт Константин Васильев. Так что же это такое – Поэзия? 17 августа Борисоглебская земля ежегодно собирает поэтов и всех любителей поэзии на Васильевских чтениях. Установлен памятник на могиле, мемориальная доска на школе, открыт сайт в Интернете http://роetvаsiliev.nаrod.ru/. Посвящения. М.Лебедев.
Обращение матери к вам, молодым, пишущим.
(Приложение 1, слайды 28, 29, 30, 31)
Ведущий: В нашей школе появилась прекрасная традиция создавать сборники творческих работ учащихся. Первый опыт – сборник стихотворений «Родники». В этом году у нас двойное рождение. Во-первых, небольшая брошюра стихотворений ученицы 11 класса Юлии Смирновой «Как трудно обмануться в человеке…» и альманах «Живые слова», в котором есть и стихи, и проза, и публицистика.
Ведущий: Юлия Смирнова – уже зрелый автор. Главная тема её лирики – любовь. Это и естественно для юной девушки. Но откуда такая глубина чувства? И, главное, искренность чувства и неизменная чувственность.