1. Актуальность проекта
В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской) называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы (А.В.Хуторской).
Как часто со страниц педагогической периодической литературы раздается призыв: образовательный процесс каждого учащегося должен происходить на основе и с учётом его индивидуальных особенностей, личных учебных целей; а учитель должен оказывать педагогическую поддержку старшекласснику в построении индивидуальной образовательной траектории. Но эти требования выполнить в принципе невозможно, если образовательная деятельность школьника лишена цели, поскольку она в таком случае обречена быть непродуктивной. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее». Как научить старшеклассника ставить цели своей образовательной деятельности? На поиск решения поставленного вопроса и направлен предлагаемый проект.
2. Цель проекта:
разработать технологию развития у учащихся профильной школы такой ключевой компетенции как целеполагание.
3. Задачи проекта:
- раскрыть суть компетенции «целеполагание»;
- определить и реализовать механизмы, технологические приемы развития компетенции «целеполагание»;
- обобщить полученные результаты.
4. Теоретическое обоснование проекта
Если рассматривать целеполагание не как процесс присваивания внешне заданных целей, а процесс задания собственных целей, то его следует отнести к внутренним компетенциям. Характеристика данной компетенции ученика состоит в следующем (А.В.Хуторской):
- представление результата своей образовательной деятельности;
- представление программы действий.
Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении.
Для развития такой компетентности ученика, как целеполагание, необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этой компетенции будет происходить без дополнительных затрат времени в ходе занятий по темам курса.
Помочь ученику определиться в пространстве изучаемой темы и сформулировать свои цели при освоении этого пространства реализация следующих механизмов.
5. Механизмы реализации проекта:
- помочь ребенку представить результат своей образовательной деятельности возможно через реализацию механизма создание ситуации выбора учебной цели.
- помочь ребенку представить программу действий по достижению запланированного результата возможно через реализацию механизмов:
- модульный подход в построении содержания учебного курса;
- карта учебной темы;
- кредитная система;
- индивидуальная карта ученика.
Раскроем суть действия каждого механизма применительно к курсу история.
1) Создание ситуации выбора учебной цели. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает приоритетные для него цели изучения раздела курса. Выбрать всегда легче, чем создавать, но это уже и есть элемент созидания цели.
Итак, по разледелу «История России в 1900-1918 гг.» ученикам могут быть предложены следующи цели:
- изучить материал учебника;
- усвоить основные понятия темы;
- подготовить доклад по одной из проблем («Стал ли Октябрь величайшим событием XX», «Российская империя на закате своей истории»);
- качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
- выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме («+» и «-» Столыпинской аграрной реформы);
- углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (Особенности экономического развития России в начале XX века, изменения в гос. устройстве и управлении в Российской империи, внешняя политика ведущих держав в начале XX века.);
- научиться работать с первоисточниками, анализировать, объяснять смысл важнейших исторических событий;
- проявить и развить свои способности (Творческие, познавательные, защита собственного мнения, исследование источников исторических знаний;
- научиться аргументировано, спорить в ходе изучения темы;
- получить хорошую отметку на зачёте;
В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а относятся к уже составленной учителем. Такой подход позволяет получить обобщенные данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников. Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях. Так, выбор целей 1, 4, свидетельствует о формальной ориентации ученика в обучения; 2, 7, - о наличии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 – о креативных наклонностях; 6, 10 – о методологических приоритетах деятельности; 9, – о самоорганизации.
2) Предвосхищение предметной проекции будущего (программа действий) через реализацию технологии личностного целеполагания ученика (модульный подход в построении содержания учебного курса + кредитная система + индивидуальная карта ученика).
Карта раздела курса
познакомить старшеклассников с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами изучения данного раздела
Создание ситуации выбора учебной цели. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает приоритетные для него цели изучения раздела «» курса. Выбрать всегда легче, чем создавать, но это уже и есть элемент созидания цели.
Для чего это необходимо. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее».
Модульный подход в построении содержания учебного курса.
Весь курс «История России» разбит на обучающие разделы, содержание которых в свою очередь раскрывается через модули.
Пример:
Раздел «Россия в 1900-1918 гг.»
Модули:
- Российский парламентаризм в 1906-1917 годы
- аграрная реформа П.А.Столыпина
- первая мировая война
- революции в России
- гражданская война
Внутри модуля – блоки
Тема «Гражданская война в России»
Блоки:
- информационный (параграфы учебника, дополнительная литература)
- блок практических заданий (выполнять задания учебника, работа с первоисточниками)
- творческий (реферат, практика, эссе)
- блок контроля (тематический тест, компьютерный тест)
В ходе занятий, предваряющих изучение большого раздела курса, учителю необходимо познакомить старшеклассников с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами изучения данного раздела (модуля), обозначить темы групповых проектов, индивидуальных работ, которые будут предложены ученику в рамках изучения данного раздела (модуля).
4 Кредитная система - это система, в которой каждому учебному действию, которое выполняет старшеклассник, соответствует некоторое количество зачетных единиц, называемых «кредитными баллами». Кредитные баллы – это некоторые условные единицы измерения работы старшеклассника в ходе изучения предмета, которые рассчитываются исходя из различных показателей, таких как объем работы ученика на уроке и во внеурочное время, объем общей работы старшеклассника.
Трудоемкость учебной нагрузки старшеклассника включает время, затраченное на посещение уроков, самостоятельную работу, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов и т.д.
Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, работа над исследовательским проектом или подготовка к ЕГЭ и т.д.) и отражают требуемое количество работы над каждым из них по отношению к полному объему работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе.
По результатам текущей аттестации ученику выставляются:
- зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих общую трудоемкость освоения дисциплины,
- дифференцированная оценка по предмету, характеризующая качество освоение учеником знаний в рамках данной дисциплины.
Индивидуальная карта ученика - программой образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. В приложении предлагается гример индивидуальной карты ученика.
6. Система мониторинга изменений.
Компетенцию целеполагания нельзя рассматривать в двоичном варианте – сформирована-несформирована, существует целый ряд промежуточных градаций.
Рассмотрим их по порядку:
- не сформирована вообще – деятельность субъекта подчиняется только внешним неинтериоризированным целям (принуждение или навязывание внешних целей);
- интериоризация внешних целей – деятельность субъекта подчиняется внешним целям, но не всем, а отобранным и принятым в качестве личных;
- постановка предметных задач – в заданных извне целях субъект умеет самостоятельно ставить задачи;
- постановка предметных целей – в рамках заданной предметной области субъект самостоятельно ставит не только задачи, но и цели;
- межпредметный перенос – субъект самостоятельно ставит цели не в одной, а нескольких предметных областях;
- оргдеятельностный перенос – субъект самостоятельно ставит цели в любой области деятельности.
Диагностика осуществляется путем проверки деятельности по целеполаганию на практике.
7. Результативность проекта
- ученики научатся формулировать, определять свои цели при освоении пространства изучаемой темы;
- ученики научатся осознавать не только содержание изучаемого учебного материала, но и содержание выполняемой деятельности;
- будут разработаны методические материалы по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика.
8. Масштабность проекта.
Проект планируется реализовать в преподавании курса История.
9. Воспроизводимость идеи и/или опыта в других условиях
Методические материалы по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика будут опубликованы и представлены в творческом отчете на методическом семинаре учителей истории школ Прибайкальского района.
10. Возможные риски реализации проекта.
Реализации предложенных в проекте идей направленных на развитие целеполагания как важной компетентности старшеклассника в профильной школе будет безусловно способствовать раскрытию личностного потенциала ученика. В качестве возможных рисков реализации проекта могут быть названы следующие: увеличение нагрузки на учителя, учащегося.