Целеполагание — ключевая компетентность современного старшеклассника

Разделы: История и обществознание


1. Актуальность проекта

В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской) называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы (А.В.Хуторской).

Как часто со страниц педагогической периодической литературы раздается призыв: образовательный процесс каждого учащегося должен происходить на основе и с учётом его индивидуальных особенностей, личных учебных целей; а учитель должен оказывать педагогическую поддержку старшекласснику в построении индивидуальной образовательной траектории. Но эти требования выполнить в принципе невозможно, если образовательная деятельность школьника лишена цели, поскольку она в таком случае обречена быть непродуктивной. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее». Как научить старшеклассника ставить цели своей образовательной деятельности? На поиск решения поставленного вопроса и направлен предлагаемый проект.

2. Цель проекта:

разработать технологию развития у учащихся профильной школы такой ключевой компетенции как целеполагание.

3. Задачи проекта:

  • раскрыть суть компетенции «целеполагание»;
  • определить и реализовать механизмы, технологические приемы развития компетенции «целеполагание»;
  • обобщить полученные результаты.

4. Теоретическое обоснование проекта

Если рассматривать целеполагание не как процесс присваивания внешне заданных целей, а процесс задания собственных целей, то его следует отнести к внутренним компетенциям. Характеристика данной компетенции ученика состоит в следующем (А.В.Хуторской):

  • представление результата своей образовательной деятельности;
  • представление программы действий.

Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении.

Для развития такой компетентности ученика, как целеполагание, необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этой компетенции будет происходить без дополнительных затрат времени в ходе занятий по темам курса.

Помочь ученику определиться в пространстве изучаемой темы и сформулировать свои цели при освоении этого пространства реализация следующих механизмов.

5. Механизмы реализации проекта:

- помочь ребенку представить результат своей образовательной деятельности возможно через реализацию механизма создание ситуации выбора учебной цели.

- помочь ребенку представить программу действий по достижению запланированного результата возможно через реализацию механизмов:

  • модульный подход в построении содержания учебного курса;
  • карта учебной темы;
  • кредитная система;
  • индивидуальная карта ученика.

Раскроем суть действия каждого механизма применительно к курсу история.

1) Создание ситуации выбора учебной цели. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает приоритетные для него цели изучения раздела курса. Выбрать всегда легче, чем создавать, но это уже и есть элемент созидания цели.

Итак, по разледелу «История России в 1900-1918 гг.» ученикам могут быть предложены следующи цели:

  1. изучить материал учебника;
  2. усвоить основные понятия темы;
  3. подготовить доклад по одной из проблем («Стал ли Октябрь величайшим событием XX», «Российская империя на закате своей истории»);
  4. качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
  5. выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме («+» и «-» Столыпинской аграрной реформы);
  6. углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (Особенности экономического развития России в начале XX века, изменения в гос. устройстве и управлении в Российской империи, внешняя политика ведущих держав в начале XX века.);
  7. научиться работать с первоисточниками, анализировать, объяснять смысл важнейших исторических событий;
  8. проявить и развить свои способности (Творческие, познавательные, защита собственного мнения, исследование источников исторических знаний;
  9. научиться аргументировано, спорить в ходе изучения темы;
  10. получить хорошую отметку на зачёте;

В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а относятся к уже составленной учителем. Такой подход позволяет получить обобщенные данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников. Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях. Так, выбор целей 1, 4, свидетельствует о формальной ориентации ученика в обучения; 2, 7, - о наличии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 – о креативных наклонностях; 6, 10 – о методологических приоритетах деятельности; 9, – о самоорганизации.

2) Предвосхищение предметной проекции будущего (программа действий) через реализацию технологии личностного целеполагания ученика (модульный подход в построении содержания учебного курса + кредитная система + индивидуальная карта ученика).

Карта раздела курса
познакомить старшеклассников с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами изучения данного раздела

Создание ситуации выбора учебной цели. Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает приоритетные для него цели изучения раздела «» курса. Выбрать всегда легче, чем создавать, но это уже и есть элемент созидания цели.

Для чего это необходимо. «Кто хочет достичь цели, должен знать ее».

Модульный подход в построении содержания учебного курса.
Весь курс «История России» разбит на обучающие разделы, содержание которых в свою очередь раскрывается через модули.

Пример:

Раздел «Россия в 1900-1918 гг.»

Модули:

  • Российский парламентаризм в 1906-1917 годы
  • аграрная реформа П.А.Столыпина
  • первая мировая война
  • революции в России
  • гражданская война

Внутри модуля – блоки

Тема «Гражданская война в России»

Блоки:

  • информационный (параграфы учебника, дополнительная литература)
  • блок практических заданий (выполнять задания учебника, работа с первоисточниками)
  • творческий (реферат, практика, эссе)
  • блок контроля (тематический тест, компьютерный тест)

В ходе занятий, предваряющих изучение большого раздела курса, учителю необходимо познакомить старшеклассников с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами изучения данного раздела (модуля), обозначить темы групповых проектов, индивидуальных работ, которые будут предложены ученику в рамках изучения данного раздела (модуля).

4 Кредитная система - это система, в которой каждому учебному действию, которое выполняет старшеклассник, соответствует некоторое количество зачетных единиц, называемых «кредитными баллами». Кредитные баллы – это некоторые условные единицы измерения работы старшеклассника в ходе изучения предмета, которые рассчитываются исходя из различных показателей, таких как объем работы ученика на уроке и во внеурочное время, объем общей работы старшеклассника.

Трудоемкость учебной нагрузки старшеклассника включает время, затраченное на посещение уроков, самостоятельную работу, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов и т.д.
Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, работа над исследовательским проектом или подготовка к ЕГЭ и т.д.) и отражают требуемое количество работы над каждым из них по отношению к полному объему работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе.

По результатам текущей аттестации ученику выставляются:

  • зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих общую трудоемкость освоения дисциплины,
  • дифференцированная оценка по предмету, характеризующая качество освоение учеником знаний в рамках данной дисциплины.

Индивидуальная карта ученика - программой образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. В приложении предлагается гример индивидуальной карты ученика.

6. Система мониторинга изменений.

Компетенцию целеполагания нельзя рассматривать в двоичном варианте – сформирована-несформирована, существует целый ряд промежуточных градаций.

Рассмотрим их по порядку:

  1. не сформирована вообще – деятельность субъекта подчиняется только внешним неинтериоризированным целям (принуждение или навязывание внешних целей);
  2. интериоризация внешних целей – деятельность субъекта подчиняется внешним целям, но не всем, а отобранным и принятым в качестве личных;
  3. постановка предметных задач – в заданных извне целях субъект умеет самостоятельно ставить задачи;
  4. постановка предметных целей – в рамках заданной предметной области субъект самостоятельно ставит не только задачи, но и цели;
  5. межпредметный перенос – субъект самостоятельно ставит цели не в одной, а нескольких предметных областях;
  6. оргдеятельностный перенос – субъект самостоятельно ставит цели в любой области деятельности.

Диагностика осуществляется путем проверки деятельности по целеполаганию на практике.

7. Результативность проекта

  • ученики научатся формулировать, определять свои цели при освоении пространства изучаемой темы;
  • ученики научатся осознавать не только содержание изучаемого учебного материала, но и содержание выполняемой деятельности;
  • будут разработаны методические материалы по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика.

8. Масштабность проекта.

Проект планируется реализовать в преподавании курса История.

9. Воспроизводимость идеи и/или опыта в других условиях

Методические материалы по проектированию индивидуальной образовательной траектории ученика будут опубликованы и представлены в творческом отчете на методическом семинаре учителей истории школ Прибайкальского района.

10. Возможные риски реализации проекта.

Реализации предложенных в проекте идей направленных на развитие целеполагания как важной компетентности старшеклассника в профильной школе будет безусловно способствовать раскрытию личностного потенциала ученика. В качестве возможных рисков реализации проекта могут быть названы следующие: увеличение нагрузки на учителя, учащегося.

Индивидуальная карта.

Презентация.