Урок литературного чтения по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная. Способствовать осознанию основного фактического материала по произведению В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».
  2. Развивающая. Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте, отвечать на вопросы учителя по содержанию, выделять главную мысль, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
  3. Воспитательная. Способствовать воспитанию сотрудничества, толерантности, внимания.  

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности рабочего места к уроку.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

II. Речевая разминка

а) Ребята выполняют упражнения для дыхания:

Вдох по стрелке ртом или носом.

Выдох по стрелке ртом или носом.

Р – рот, Н – нос.

б) Чтение скороговорки разными способами: «У нас на дворе – подворье, погода размокропогодилась»

Учитель предлагает прочитать скороговорку:

  • про себя;
  • по слогам;
  • с ускорением;
  • скороговоркой.

– Какое интересное слово встретилось?

– Что оно означает?

III. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации и разъяснение целей урока.

– Подходит ли эта скороговорка к сегодняшней погоде за окном?

– А какая сказка по погоде подходит?

– Кто написал эту сказку?

– Чем отличается авторская сказка от русской народной?

Сегодня мы будем вести разговор о прочитанном, обмениваться мнениями и развивать навык чтения.

– Для чего это нужно? Ребята отвечают на поставленный вопрос.

IV. Закрепление знаний и способов действий

Учитель предлагает детям прочитать слова и выражения на доске и объяснить их значение:

исстари –
рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –

Прочитайте выражение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

– Какой намёк даёт В.Ф. Одоевский в начале сказки? Прочитайте выразительно.

Учитель предлагает задания над частями сказки, дети выполняют и озаглавливают части.

1 часть (до слов «Однажды с рукодельницей…»)

– Как звали девочек?

– Почему автор их так назвал?

– Прочитайте, как просыпалась и проводила свой день Рукодельница, Ленивица?

– Когда мы говорим «считает мух»?

– В прямом или переносном смысле употребил его автор?

– Как озаглавим 1 часть?

2 часть (до слов «Знаю я…»)

– Прочитайте 2 часть по ролям.

Выбираем автора, Рукодельницу, нянюшку, пирожка, яблочки, Мороза Ивановича.

Затем дети отвечают на вопросы:

– Какая беда случилась с Рукодельницей?

– Что подтверждает, что нянюшка была строгая и сердитая?

– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?

– Зачитайте, о чём попросил её пирожок, яблочки?

– Как выглядел Мороз Иванович?

– Как озаглавим 2 часть?

3 часть (до слов «Так прожила Рукодельница»)

– Прочитайте 5 абзацев по одному вслух.

– Как Рукодельница могла вернуть ведёрко?

– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?

– С какой работой сравнивается эта работа?

Остальную часть читают по ролям в парах, исключая слова автора (девочки – Рукодельницы, мальчики – Морозы).

– Сколько вопросов задала девочка старику?

– Какие были вопросы и ответы? Пересказать по ролям разговор Мороза и Рукодельницы.

– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?

– Как озаглавим 3 часть?

4 часть (до слов «Ленивице очень не по вкусу было идти…»)

Прочитать жужжащим чтением. Выборочные ответы на вопросы.

– Как отблагодарил дед Рукодельницу?

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Как озаглавим 4 часть?

5 часть (до слов «На третий день приходит…»)

Читают по цепочке, отстаивают свою точку зрения.

– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?

– Как взбивала Рукодельница (Ленивица) перину, как готовила кушанье, как бельё штопала?

– Зачитайте, что думала Ленивица о старике?

– Почему Мороз Иванович был с ней тоже терпеливым?

– А что нужно было Ленивице в колодце?

– Как озаглавим 5 часть?

6 часть (до конца)

Читают выразительно, объясняют выражение.

– Какие подарки получили героини? Почему?

– Объясните выражения Деда Мороза, которые были сказаны Ленивице: «Жить и служить разница», «Работа работе рознь»?

– В каких словах выражена главная мысль?

– Как озаглавим 6 часть?

– Каким обращением заканчивается сказка?

– Как вы думаете, что здесь правда, а что неправда?

– Что сказано шутки ради, а что в наставление?

Работа в группах

Рассмотрите иллюстрации и зачитайте подходящие отрывки? (Рисунки)

V. Итог и рефлексия.

– Что хотел автор показать этим произведением?

– Что нового открыла в тебе эта сказка?

– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду.

– Кто считает, что работал отлично, кто прилично?

VI. Домашнее задание:

с. 208, № 9. Сравнить эту сказку с русской народной.