Цели:
- Образовательная. Способствовать осознанию основного фактического материала по произведению В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».
- Развивающая. Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте, отвечать на вопросы учителя по содержанию, выделять главную мысль, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
- Воспитательная. Способствовать воспитанию сотрудничества, толерантности, внимания.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Речевая разминка
а) Ребята выполняют упражнения для дыхания:
Вдох по стрелке ртом или носом.
Выдох по стрелке ртом или носом.
Р – рот, Н – нос.
б) Чтение скороговорки разными способами: «У нас на дворе – подворье, погода размокропогодилась»
Учитель предлагает прочитать скороговорку:
- про себя;
- по слогам;
- с ускорением;
- скороговоркой.
– Какое интересное слово встретилось?
– Что оно означает?
III. Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации и разъяснение целей урока.
– Подходит ли эта скороговорка к сегодняшней погоде за окном?
– А какая сказка по погоде подходит?
– Кто написал эту сказку?
– Чем отличается авторская сказка от русской народной?
Сегодня мы будем вести разговор о прочитанном, обмениваться мнениями и развивать навык чтения.
– Для чего это нужно? Ребята отвечают на поставленный вопрос.
IV. Закрепление знаний и способов действий
Учитель предлагает детям прочитать слова и выражения на доске и объяснить их значение:
исстари –
рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –
Прочитайте выражение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
– Какой намёк даёт В.Ф. Одоевский в начале сказки? Прочитайте выразительно.
Учитель предлагает задания над частями сказки, дети выполняют и озаглавливают части.
1 часть (до слов «Однажды с рукодельницей…»)
– Как звали девочек?
– Почему автор их так назвал?
– Прочитайте, как просыпалась и проводила свой день Рукодельница, Ленивица?
– Когда мы говорим «считает мух»?
– В прямом или переносном смысле употребил его автор?
– Как озаглавим 1 часть?
2 часть (до слов «Знаю я…»)
– Прочитайте 2 часть по ролям.
Выбираем автора, Рукодельницу, нянюшку, пирожка, яблочки, Мороза Ивановича.
Затем дети отвечают на вопросы:
– Какая беда случилась с Рукодельницей?
– Что подтверждает, что нянюшка была строгая и сердитая?
– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?
– Зачитайте, о чём попросил её пирожок, яблочки?
– Как выглядел Мороз Иванович?
– Как озаглавим 2 часть?
3 часть (до слов «Так прожила Рукодельница»)
– Прочитайте 5 абзацев по одному вслух.
– Как Рукодельница могла вернуть ведёрко?
– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?
– С какой работой сравнивается эта работа?
Остальную часть читают по ролям в парах, исключая слова автора (девочки – Рукодельницы, мальчики – Морозы).
– Сколько вопросов задала девочка старику?
– Какие были вопросы и ответы? Пересказать по ролям разговор Мороза и Рукодельницы.
– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?
– Как озаглавим 3 часть?
4 часть (до слов «Ленивице очень не по вкусу было идти…»)
Прочитать жужжащим чтением. Выборочные ответы на вопросы.
– Как отблагодарил дед Рукодельницу?
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
– Как озаглавим 4 часть?
5 часть (до слов «На третий день приходит…»)
Читают по цепочке, отстаивают свою точку зрения.
– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?
– Как взбивала Рукодельница (Ленивица) перину, как готовила кушанье, как бельё штопала?
– Зачитайте, что думала Ленивица о старике?
– Почему Мороз Иванович был с ней тоже терпеливым?
– А что нужно было Ленивице в колодце?
– Как озаглавим 5 часть?
6 часть (до конца)
Читают выразительно, объясняют выражение.
– Какие подарки получили героини? Почему?
– Объясните выражения Деда Мороза, которые были сказаны Ленивице: «Жить и служить разница», «Работа работе рознь»?
– В каких словах выражена главная мысль?
– Как озаглавим 6 часть?
– Каким обращением заканчивается сказка?
– Как вы думаете, что здесь правда, а что неправда?
– Что сказано шутки ради, а что в наставление?
Работа в группах
Рассмотрите иллюстрации и зачитайте подходящие отрывки? (Рисунки)
V. Итог и рефлексия.
– Что хотел автор показать этим произведением?
– Что нового открыла в тебе эта сказка?
– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду.
– Кто считает, что работал отлично, кто прилично?
VI. Домашнее задание:
с. 208, № 9. Сравнить эту сказку с русской народной.