Стремление учащихся самоутвердиться в группе одноклассников приводит часто к асоциальному поведению. Подражая антигероям, ребята не осознают, что за любое преступление необходимо нести ответственность. В нашей практике мы столкнулись с проблемой правонарушений у учащихся в начальной школе. Благодаря чему пришла идея создания классных часов по профилактике правонарушений, которая включает в себя в частности ознакомление с материалами УК РФ.
Для классных часов мы выбрали следующие темы: Кража. Хулиганство. Массовые беспорядки. Вандализм.
Корректировка тематики и содержания классных часов проводилась в процессе совместной деятельности. Данную работу мы начали проводить с группой мальчиков (1-3 классный час), потому что в этом была необходимость. С четвёртого классного часа к работе присоединились и девочки, т.к. они заинтересовались данной проблемой. Наш опыт показал, что имеет смысл работать со всем классом с самого начала.
Предлагаем вам примерный план совместной работы.
| № | Мероприятие | Участники | Домашнее задание | Примечания |
| 1.1 | Вводный классный час. | мальчики кл.рук психолог |
Что такое кража. Виды наказания. | |
| 1.2 | Анализ классного часа. | кл.рук. психолог |
План: беседа 3.02.09 | |
| 2.1 | Разработка концепции классных часов. | кл.рук. психолог |
||
| 2.2 | Классный час №2: Нет преступления без наказания: КРАЖА. | мальчики кл.рук. психолог |
Подготовка сценок | Лучшие работы – оформление стенда |
| 2.3 | Анализ классного часа. | кл.рук. психолог |
План: беседа 10.02.09 | |
| 3.1 | Подготовка классного часа №3. | кл.рук. психолог |
||
| 3.2 | Классный час №3: В жизни всякое бывает. | Мальчики кл.рук. психолог |
Подготовка сценок | Алгоритм убеждения + девочкиПродумать аргументы |
| 3.3 | Анализ классного часа. | кл.рук. психолог |
План: беседа 17.02.09 | |
| 4.1 | Подготовка классного часа №4. | кл.рук. психолог |
Разработка критериев оценки. | |
| 4.2 | Классный час №4: В жизни всякое бывает (продолжение). | 4 класс кл.рук. психолог |
Что такое хулиганство. Виды наказания. | |
| 4.3 | Анализ классного часа. | кл.рук. психолог |
План: беседа 12.03.09 | |
| 5.1 | Подготовка классного часа № 5. | кл.рук. психолог |
Очень низкая активность учащихся. | |
| 5.2 | Подготовка классного часа № 5. | кл.рук. психолог |
Создание презентации. | |
| 5.3 | Классный час № 5: Хулиганство. Массовые беспорядки. Вандализм. | 4 класс кл.рук. психолог |
Когда граффити не является вандализмом? | 2 учащимся (кто подготовился) |
| 5.4 | Анализ классного часа. | кл.рук. психолог |
||
| 6.1 | Подготовка классного часа № 6. | кл.рук. психолог |
Создание презентации. | |
| 6.2 | Классный час № 6: Когда граффити не является вандализмом? | 4 класс кл.рук. психолог |
Создание проекта «Граффити» в группах и индивидуально. | Игра «Мозговой штурм» обучение. |
| 6.3 | Анализ классного часа. | кл.рук. психолог |
||
| 7.1 | Подготовка классного часа № 7. | кл.рук. психолог |
Создание анкеты обратной связи. | |
| 7.2 | Классный час № 7: Подведение итогов. | 4 класс кл.рук. психолог |
Анкетирование учащихся | |
| 7.3 | Подведение итогов проделанной работы. | кл.рук. психолог |
Анализ анкет. Подведение итогов. |
Умение подготовить и представить материал по темам и инсценировки оценивались всеми участниками классных часов. Результаты фиксировались в итоговой таблице.
Защита работ об ответственности
«Нет преступления без наказания»
| Ф.И. | Чтение | Краткость | Полнота | Понимание | Рассуждение | Окр.мир |
| Х. О. | Θ | Θ | Θ | Θ | ||
| Д. Д. | Θ | Θ | ||||
| Г. Д. | Θ | Θ | Θ | Θ | 5 | |
| Г. С. | Θ | Θ | Θ | Θ | ||
| Г. М. | Θ | Θ | ||||
| Л. С. | Θ | Θ | ||||
| С. А. | Θ | Θ | ||||
| Т. Ю. | Θ | Θ | Θ | Θ | 4 | |
| Н. Н. | Θ | Θ | Θ | |||
| Б. В. | Θ | Θ |
Выражается благодарность всем участникам классного часа!
Результаты мини-зарисовок на тему: Такое бывает?
| Ф.И. учащегося | Артистизм | Речь | Алгоритм (уговора) | Итого баллов по общему голосованию |
| Т.Ю.Г.Д. | 6 | 3 | 9 | 18 |
| С.С.Б.В. | 6 | 5 | 1 | 12 |
| Х.О.Г.С. | 4 | 3 | 4 | 11 |
| Д.С.Л.С. | 3 | 3 | 1 | 7 |
| Н.Н.Г.М. | 0 | 1 | 4 | 5 |
Самые артистичные: Т.Ю., Г.Д., С.С. и Б.В.
Лучшие ораторы: С.С. и Б.В.
Самые лучшие в убеждении: Х.О., Г.С., Н.Н., Г.М.
Объявляется благодарность всем участникам классного часа!
Больше всего учеников заинтересовали классные часы, в которых они принимали активное участие (формы работы: инсценирование и игра «Мозговой штурм»), а также те классные часы, в которых использовались презентации.
Результаты итогового анкетирования учащихся 4 класса
| Темы классных часов | Не понравились | Понравились | Формы работы | Не понравились | Понравились |
| Кража | 4 | 3 | Изучение статей УК РФ | 4 | 9 |
| Хулиганство | 6 | 7 | Инсценирование | 5 | 8 |
| Вандализм | 6 | 7 | Беседа | 1 | 12 |
| Граффити | 0 | 13 | Презентация | 0 | 13 |
| Работа в группах | 0 | 13 |
В классных часах №2, №3, № 5 использовались следующие презентации (приложения №1, №2, №3). Итоговый слайд по созданию легальных граффити был предложен учащимися по результатам работы (приложение №4).
Мы надеемся, что наша идея вам понравится, и вы сможете её использовать и усовершенствовать.