Человек среди людей. Товарищество и дружба

Разделы: История и обществознание


Тема урока: "Товарищество и дружба". Урок № 5 по теме; время проведения, в соответствии с тематическим планированием – 1-я неделя декабря. Класс: 8, общеобразовательный.

Тип урока: предъявление нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии.

Основные понятия:

Дружба – отношение между людьми, индивидуально-избирательное, добровольное и основанное на взаимной симпатии.

Товарищество – отношение между людьми, обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности.

Внутрипредметные связи: §12 – дружба и товарищество как межличностные отношения , §13 – дружба и товарищество в контексте общения, § 14 – товарищи и друзья как малые группы, § 30 – дружба как одна из ценностей.

Межпредметные связи: литература – отражение в литературных произведениях таких межличностных отношений, как товарищество и дружба; история – роль дружбы и товарищества в судьбе исторических лиц.

Цели урока.

Образовательные:

  1. Опираясь на жизненный опыт учащихся подвести их к пониманию различия понятий "дружба" и "товарищество".
  2. Используя знания учащихся предыдущих тем третьей главы способствовать рассмотрению дружбы как межличностного отношения.

Воспитательные:

  1. Вызвать у учащихся положительное отношение к дружбе при помощи приведения примеров из художественной литературы и истории.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся монологической речи через проведение дискуссии
  2. Продолжить формирование у учащихся навыка сравнения по средством сравнения понятий "дружба" и "товарищество".

Оборудование урока: Учебник.

План изложения нового материала:

  1. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
  2. Юношеский идеал друга.
  3. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием.

Литература для учителя:

  1. Гуревич П. С. Человек. 9 кл. – М., 1991.
  2. Оценка качества выпускников основной школы по обществознанию.// Сост. Л. Н. Боголюбов. – М., 2000.
  3. Программно-методические материалы. Обществознание. 5-9 кл.// Сост. Т. И. Тюляева. – М., 2001.
  4. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

Литература для учащихся:

  1. Аграшенков А. Психология на каждый день. – М., 1997.
  2. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. – М., 1990.
  3. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. – М., 1994.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. (3 мин.) Здоровается с классом: – Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверяет отсутствующих по журналу. Стоя, здороваются с учителем, садятся. Участвуют в перекличке.
2. Мотивационный блок. (5 мин.) Оглашает тему урока и предлагает сравнить понятия "дружба" и "товарищество" при помощи дискуссии: кто согласен, что это различные понятия, а кто – что между ними много общего. По ходу предъявления аргументов той и другой стороны заполняется таблица на доске. Записывают тему в тетрадь.

Участвуют в дискуссии.

Переносят таблицу по мере заполнения с доски в тетрадь.

3. Изложение нового материала. (17 мин.)

а) Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Дает определение товариществу и дружбе на основе заполненной таблицы, внося свои коррективы и выделяя главное. Объясняет, почему товарищество и дружба являются межличностными Записывают определения за учителем.

Слушают объяснение и записывают, что считают

б) Юношеский идеал друга.

в)Несовместимость дружбы с эгоизмом и себялюбием.

отношениями.

Беседует с учениками, просит их дать характеристику идеальному другу, просит дополнить, если кто-то хочет – возразить (опрашивается как минимум 2/3 класса). Подводит итог перечисленным качествам друга.

После подведения итогов беседы подчеркивает, что никто не захотел видеть в своем друге таких качеств, как эгоизм, себялюбие и т.п. Просит учащихся объяснить, почему. Ведет беседу, просит дополнять друг друга. В конце подводит итог.

нужным.

Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

Записывают за учителем итог беседы.

Слушают учителя.

Участвуют в беседе, дополняют друг друга. Записывают за учителем итог беседы.

4. Закрепление. (5 мин.) Задает вопросы, по журнале называет отвечающих:

1. Какими качествами должен и не должен обладать друг? Как эти качества согласуются с товариществом? Может ли товарищ быть эгоистом?

2. Как вы думаете, отличался ли идеал
друга сто лет назад, тысячу лет назад от
сегодняшнего? Чем? Что общего? Будет
ли идеал друга другим через 100 лет?

3. Являются ли два друга малой
группой? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.
5. Социометрия (3 мин.) Раздает учащимся листочки и просит ответить на вопрос: и кого в своем классе Вы можете назвать другом, а кого -товарищем?(не более трех человек)". Отвечают на вопрос учителя на полученном листочке.
6. Проверка д/з. (2 мин.) Просит 5 человек (по журналу на выбор учителя) сдать тетради с домашним заданием. Названные 5 человек сдают тетради, остальные готовят дневники для записи домашнего задания.
7. Домашнее задание. (5 мин.) Зачитывает записанное на доске домашнее задание. Дает свой комментарий: § 15, задания 2, 5. Дополнительно (по желанию) задание 1 (письменно). Записывают домашнее задание с доски. Слушают комментарий учителя.