Тема урока: "Товарищество и дружба". Урок № 5 по теме; время проведения, в соответствии с тематическим планированием – 1-я неделя декабря. Класс: 8, общеобразовательный.
Тип урока: предъявление нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии.
Основные понятия:
Дружба – отношение между людьми, индивидуально-избирательное, добровольное и основанное на взаимной симпатии.
Товарищество – отношение между людьми, обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности.
Внутрипредметные связи: §12 – дружба и товарищество как межличностные отношения , §13 – дружба и товарищество в контексте общения, § 14 – товарищи и друзья как малые группы, § 30 – дружба как одна из ценностей.
Межпредметные связи: литература – отражение в литературных произведениях таких межличностных отношений, как товарищество и дружба; история – роль дружбы и товарищества в судьбе исторических лиц.
Цели урока.
Образовательные:
- Опираясь на жизненный опыт учащихся подвести их к пониманию различия понятий "дружба" и "товарищество".
- Используя знания учащихся предыдущих тем третьей главы способствовать рассмотрению дружбы как межличностного отношения.
Воспитательные:
- Вызвать у учащихся положительное отношение к дружбе при помощи приведения примеров из художественной литературы и истории.
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся монологической речи через проведение дискуссии
- Продолжить формирование у учащихся навыка сравнения по средством сравнения понятий "дружба" и "товарищество".
Оборудование урока: Учебник.
План изложения нового материала:
- Товарищество и дружба как межличностные отношения.
- Юношеский идеал друга.
- Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием.
Литература для учителя:
- Гуревич П. С. Человек. 9 кл. – М., 1991.
- Оценка качества выпускников основной школы по обществознанию.// Сост. Л. Н. Боголюбов. – М., 2000.
- Программно-методические материалы. Обществознание. 5-9 кл.// Сост. Т. И. Тюляева. – М., 2001.
- Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
Литература для учащихся:
- Аграшенков А. Психология на каждый день. – М., 1997.
- Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. – М., 1990.
- Шепель В. М. Секреты личного обаяния. – М., 1994.
Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. (3 мин.) | Здоровается с классом: – Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверяет отсутствующих по журналу. | Стоя, здороваются с учителем, садятся. Участвуют в перекличке. |
2. Мотивационный блок. (5 мин.) | Оглашает тему урока и предлагает сравнить понятия "дружба" и "товарищество" при помощи дискуссии: кто согласен, что это различные понятия, а кто – что между ними много общего. По ходу предъявления аргументов той и другой стороны заполняется таблица на доске. | Записывают тему в тетрадь. Участвуют в дискуссии. Переносят таблицу по мере заполнения с доски в тетрадь. |
3. Изложение нового материала.
(17 мин.) а) Товарищество и дружба как межличностные отношения. |
Дает определение товариществу и дружбе на основе заполненной таблицы, внося свои коррективы и выделяя главное. Объясняет, почему товарищество и дружба являются межличностными | Записывают определения за
учителем. Слушают объяснение и записывают, что считают |
б) Юношеский идеал друга. в)Несовместимость дружбы с эгоизмом и себялюбием. |
отношениями. Беседует с учениками, просит их дать характеристику идеальному другу, просит дополнить, если кто-то хочет – возразить (опрашивается как минимум 2/3 класса). Подводит итог перечисленным качествам друга. После подведения итогов беседы подчеркивает, что никто не захотел видеть в своем друге таких качеств, как эгоизм, себялюбие и т.п. Просит учащихся объяснить, почему. Ведет беседу, просит дополнять друг друга. В конце подводит итог. |
нужным. Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга. Записывают за учителем итог беседы. Слушают учителя. Участвуют в беседе, дополняют друг друга. Записывают за учителем итог беседы. |
4. Закрепление. (5 мин.) | Задает вопросы, по журнале
называет отвечающих: 1. Какими качествами должен и не должен обладать друг? Как эти качества согласуются с товариществом? Может ли товарищ быть эгоистом? 2. Как вы думаете, отличался ли идеал 3. Являются ли два друга малой |
Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга. |
5. Социометрия (3 мин.) | Раздает учащимся листочки и просит ответить на вопрос: и кого в своем классе Вы можете назвать другом, а кого -товарищем?(не более трех человек)". | Отвечают на вопрос учителя на полученном листочке. |
6. Проверка д/з. (2 мин.) | Просит 5 человек (по журналу на выбор учителя) сдать тетради с домашним заданием. | Названные 5 человек сдают тетради, остальные готовят дневники для записи домашнего задания. |
7. Домашнее задание. (5 мин.) | Зачитывает записанное на доске домашнее задание. Дает свой комментарий: § 15, задания 2, 5. Дополнительно (по желанию) задание 1 (письменно). | Записывают домашнее задание с доски. Слушают комментарий учителя. |