Пояснительная записка
1. Введение
Важная роль в подготовке молодежи, – отмечается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – принадлежит средним специальным учебным заведениям. Они готовят квалифицированных специалистов и организаторов первичных звеньев производства, просвещения, здравоохранения, культуры, сферы обслуживания. Необходимо и дальше повышать качество подготовки специалистов со средним специальным образованием. Особое внимание следует уделять усилению учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повышение их общественной активности на основе развития самоуправления в ученических коллективах. Учебные заведения должны глубже формировать у учащихся моральные и деловые качества, которые позволили бы в дальнейшем активно включиться в работу трудовых коллективов.
Вся учебно-воспитательная работа в учебном заведении должна быть направлена на формирование у учащейся молодежи соответствующих профессиональных, организаторских навыков, умений вести воспитательную работу в коллективе.
Очень важно осуществлять единство обучения и воспитания, комплексных подходов к идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию учащихся. При реализации комплексного подхода к организации идейно-воспитательной работы с группой значительно возрастает нагрузка на каждое конкретное мероприятие. Выступая перед своими сверстниками, ребята должны уметь говорить убедительно и доходчиво ,коротко и по существу, воздействовать не только на сознание, но и на чувства слушателей, заботиться о злободневности и актуальности содержания своих выступлений, яркости и образности их формы. Модернизация среднего специального образования в стране требует существенно повысить эффективность и качество воспитательных работ в средних профессиональных учебных заведениях, развивать самостоятельную управленческую деятельность студентов под педагогическим руководством. В связи с этим значительно возрастает роль кураторов групп.
Главные задачи кураторов организовать воспитательную работу в группе на основе самоуправления в коллективе; развивать социальную активность студентов, гражданственность, ответственность; вырабатывать у студентов умения анализировать ситуации в коллективе, ставить задачи коллективной деятельности, планировать работу коллектива, организовывать деятельность, осуществлять контроль и оценку ее результатов, формировать здоровые межличностные отношения, нравственно-психологический климат коллектива.
Изучение воспитательной работы в учебных группах показало, что кураторы проводят большую по объему работу, используют различные методы формы воспитательного воздействия на студентов, стремятся ответственно выполнять обязанности, возложенные на них “Положением о кураторе среднего профессионального учебного заведения”.
2. Цели и задачи классного часа
Классный час – это наиболее распространенная форма организации воспитательной работы куратора, в который заложены богатые возможности для осуществления комплексного подхода к всестороннему развитию личности. За подготовку и проведение классного часа отвечает куратор. Воспитательные цели классного часа могут быть разнообразными. В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.
Воспитательная система учебного заведения, включающая в себя учебный процесс, вне учебную жизнь студентов, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, призвана обеспечить возможно более полное и всестороннее развитие личности студента, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления. Современное образование актуализирует проблему готовности человека к выбору и самостоятельному действию в социально-политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Именно поэтому в настоящее время особое внимание уделяется воспитанию будущего поколения.
Воспитательная система, как и любая другая, представляет собой определенную целостность, элементы которой находятся в отношениях и связях друг с другом. Системный, комплексный подход к воспитанию в тесном единстве философских, социологических, психологических и педагогических наук, возможность его применения к педагогическим объектам основывается на важном качестве объективной действительности. В педагогике можно считать научно доказанной возможность применения комплексного подхода, а также моделирования не только в исследовании педагогических проблем ,но и в организации процесса обучения и воспитания, который является системой особого рода социально-педагогической.
Воспитание, будучи тесно связанным с обучением, имеет свои особенности. В широком смысле понятие “воспитание” охватывает весь процесс подготовки студентов к жизни, включая образование и обучение. При комплексном подходе воспитание рассматривается как двуединая деятельность преподавателя и студента и предметом изучения является взаимодействие преподавателя и студента. Основными элементами этой системы являются цель и средства, методы и организационные формы воспитания. Иными словами, учебно-воспитательный процесс-это комплекс взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования и единством управления. Эффективность этого процесса возможна только на основе взаимодействия преподавателя и студента. Это
взаимодействие опосредованно выражается в структурной организации учебно-воспитательного процесса.
Преподаватель среднего профессионального учебного заведения, являясь куратором, должен знать:
.Воспитывающая деятельность современной средней профессиональной школы проходит в необычайно сложных и противоречивых условиях. Действия преподавателя так же сложны и противоречивы: с одной стороны, он продолжает “сеять разумное, доброе, вечное”, с другой - не может не учитывать, что имеет дело с новыми людьми. Надо быть готовым к непривычным ситуациям, нетрадиционным подходам.
В современных условиях, как никогда, важна взаимопонимание и положительное взаимодействие преподавателя со студентом. Важно не подменять проблемы студентов своими проблемами, глубоко понять каждого.
- Высокие требования к студенту органически включают в себя уважение к его человеческому достоинству. Без этого воспитание – подавление. Средняя профессиональная школа и страх – понятия столь же несовместимые, как красота и уродство. По меткому замечанию Ф.М. Достоевского, наказание освобождает человека от угрызений совести.
- Нельзя воспитывать, живя на качелях, раскачиваясь из одной крайности в другую. Объект и субъект, развитие и формирование, личность и коллектив, традиции и новации, праздники и повседневность, интерес и обязательность – все это у мудрого преподавателя находится в разумном балансе, в оптимальном соотношений.
5.Личность воспитывается личностью. Преподаватель должен развивать в себе незаурядность. “Хочешь воспитывать хорошего человека – будь сам хорош”. Чем больше разнообразно ярких личностей включено в воспитание, тем лучше. Никто не праве претендовать на личную монополию в отношениях со студентом.
Цель воспитания есть мысленное (идеальное) предвосхищение результата качеств личности. Средства воспитания- то, что ведет к достижению цели.
Какова взаимосвязь цели и средства воспитания? Как известно, воспитание (в широком смысле слова) призвано готовить молодое поколение к взрослой жизни, главным образом к деятельности, которая является основой жизни. Это означает, что деятельность человека является основополагающей целью воспитания. Личность воспитывается, в конечном счете, в деятельности. Следовательно, деятельность является целью и средством воспитания. В этом состоит взаимосвязь цели и средства воспитания.