Цели:
закрепить умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; повторить знание таблицы сложения и вычитания + – 2; умение читать примеры по-разному;
расширять кругозор, способствовать развитию внимания, мышления, зрительной памяти, математической речи.
воспитывать в детях чувство дружбы, взаимопомощи, культуру общения, прививать любовь к сказкам.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: урок – путешествие в сказку.
Оборудование: иллюстрации с изображением героев сказки “Колобок”, лес (деревья, кустарники, цветы, насекомые, птицы); тренажёры:1)для чтения (сказка “Колобок”, слоги и слова), 2)для рисования домика по образцу; 3)примеры для устного счёта; сорбонки, экраны, закладки в подарок каждому ученику.
На доске лес, тропинка.
Ход урока
I.Организационный момент.
1.Ученики:
– Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Учитель:
Тихо сели, спинки прямо,
– Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнем урок тогда.
2. Чтение стихотворения учителем:
Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт,
Из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод.
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком живёт.
Если сказка в дверь стучится
Ты скорей впусти её.
– Поднимите руки, кто любит сказки.
– А кто уже сам умеет читать сказки? (Молодцы)
– А кто распевал такую песенку:
“Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.”
II. Жужжащее чтение.
– Урок начнём с жужжащего чтения именно этой сказки, потому что на уроке математики мы будем путешествовать по стране “Сказка” вместе с колобком и поможем ему убегать от зверей.
– Итак, приступили к чтению. (дифференциация – слабо читающие ученики читают слоги и слова)
III. Сообщение темы и целей.
– Сегодня на уроке мы повторим решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, а также повторим таблицу сложения и вычитания +, – 2.
IV. Устный счёт.
1. Рисование по клеткам.
– Итак, жили – были старик со старухой. А вот в каком доме они жили, вы сейчас и нарисуете этот дом по образцу (рисование по клеткам)
– Молодцы, хороший получился дом. (На доске появляется дом, рядом старик со старухой)
2. Игра “Читай примеры по-разному и решай их”. (работа с тренажёром– коллективно)
– Просит старик старуху испечь ему колобок, но не оказалось у неё муки. И старик предложил поискать муки. Где? (По коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберётся)
– Давайте поможем найти муку и испечь колобок.
– Поиграем в игру “Читай примеры по-разному и реши их”. (примеры на сложение и вычитание изученных видов)
– Молодцы! Хороший получился колобок. (Появляется колобок на окошке дома). Положила старуха колобок на окошко остудить, а колобок полежал немного и что же произошло дальше? (колобок падает с окошка и оказывается на тропинке)
3. Графический диктант.
– Давайте изобразим лесную дорожку, по которой покатился колобок. Приготовились к графическому диктанту.
4. Игра “Молчанка” (+ – 2) (работа с экраном – учитель показывает пример, дети на своих экранах пишут ответ)
– Катится колобок, а навстречу ему заяц. (появился заяц рядом с колобком)
Физминутка.
Вот бежит зайчишка
Зайчишка-трусишка
Ушками задвигал,
У ёлочки запрыгал.
– Давайте поможем колобку убежать от Зайца. Приготовили экраны и поиграем в игру “Молчанка”. Повторим таблицу сложения + – 2.
– Молодцы, помогли колобку убежать от зайца.
V. Решение задач
1. Задачи в стихах.
– Катится Колобок, а навстречу идёт по лесу серый волк.(картинка с волком)
Серый волк – зубами щёлк.
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами.
– Вот-вот Колобок попадёт в зубы волку. Только мы с вами на что? Будем помогать Колобку?
– Тогда надо решить задачи в стихах.
1) Как-то ночью под кусточком
Грибы выросли опять
Сыроежек вижу 3,
А лисичек на 2 больше.
Будь внимателен дружок
Сколько выросло лисичек
Сосчитай и дай ответ.
– Запишите решение задачи на экране. (3+2=5)
– Ребята, а какие грибы растут в наших лесах? (Боровик, подосиновик, подберёзовик, моховик, груздь, сыроежка, маслята, мухомор, поганка)
– А какую опасность для человека представляют грибы? (сообщения детей)
2) Грибы бывают съедобные и ядовитые. Собирать можно только знакомые грибы. Ни в коем случае нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды. Всегда надо спрашивать взрослых, съедобны ли грибы и ягоды, которые вы собрали.
3) Я нашёл в дупле у белки 5 лесных орехов мелких. А грибков сушёных меньше на 1.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все грибочки посчитай-ка!
– Записать решение (5-1=4)
– Ребята, а кто знает, как белка готовится к зиме? (сообщение ученика)
Белки зимой и летом живут в лесах, – где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды, поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.
– Молодцы! Опять помогли колобку.
– Катился колобок, катился, да и устал. Решил немного отдохнуть.
– Давайте и мы вместе с ним отдохнём.
– Но прежде внимательно посмотрите на доску и постарайтесь запомнить то, что на ней есть.
2. Упражнения на релаксацию (развитие зрительной памяти.)
– Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко!
– А кто заметил, что изменилось в лесу? (на доске появились новые картинки, некоторые картинки убрали или поменяли местами)
Молодцы! Отдохнули вместе с колобком, а колобок покатился дальше.
3. Составление и решение задачи.
– Катится колобок, а навстречу Медведь. (появляется картинка с медведем)Что он говорит? Помогите Колобку.
1) Составить по рисунку задачу. (рисунок с аквариумами на доске)
В маленьком аквариуме 4 рыбки, а в большом на 2 рыбки больше. Сколько рыбок в большом аквариуме?
– Повторить условие, вопрос.
– Что значит на 2 больше?
– Как решите задачу? (4+2=6)
– Ответьте на вопрос задачи.
4. Самостоятельная работа по вариантам. (тетрадь на печатной основе с.24)
I вариант |
II вариант |
(1 задача) |
(2 задача) |
– Записать решение и ответ.
– Проверим как решили задачу ребята I варианта, II варианта.
– И вдруг появился лесной житель, которого нет в сказке, но мы о нём знаем весёлую песенку.
– Давайте её споём.
VI. Физминутка “У оленя дом большой”(музыкальная – аудиозапись)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит.
– Стук-стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Заяц, заяц забегай,
Лапу мне давай.
– Каким оказался олень? (добрым, готовым прийти на помощь в трудную минуту.)
VII. Работа над пройденным.
1. Работа с сорбонками. (работа в парах)
– Катится Колобок дальше и вдруг:
Впереди из-за куста,
Смотрит хитрая лиса,
Колобку помочь нам надо,
Мы не требуем награду.(показ лисы)
– А чтобы обхитрить лису, надо поработать с сорбонками. ( примеры изученных видов – I вариант показывает пример, II вариант – называет ответ).
– Хорошо поработали. Колобок оказался жив и невредим только благодаря вашей помощи. Он хочет что-то вам сказать.
2. Работа по числовому ряду.
Расставив числа по порядку, вы узнаете, что же говорит Колобок. (расставляют и читают)
Получилось слово “Спасибо”
– Каким же оказался Колобок? (вежливым)
– А какие ещё вы знаете слова вежливости?
– Когда их надо употреблять?
– Какого человека можно назвать вежливым?
VIII. Итог урока.
– Поднимите руки, кому понравился урок? А что мы сегодня повторили на уроке?
– На память об этом уроке Колобок хочет подарить вам закладки со своим портретом.
– Спасибо всем за работу на уроке!