Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставлю перед собой цель — активизировать познавательную деятельность учащихся.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приемы. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. На уроках математики различные игры, например: “Определи маршрут самолета”, “Парашютисты”, “Помоги белочке найти свое гнездо” и др. Они известны учителям, но тем не менее, хочу напомнить, что именно игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют восприятию интереса к математике, развитию внимания, мышления.

Для развития активности и внимания провожу устный счет с элементами игры.

Игра “Веселый счет”:

12

14

15

17

13

20

18

15

18

11

19

20

17

16

13

16

12

19

11

14

  1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, а за тем красным.
  2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным.
  1. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.
  2. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.

Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Вот некоторые из них:

Задание 1.

  1. Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
  2. Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.

Запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.

7

 

3

     

2

   

5

   

7

   

5

 

4

   

9

           

 

 

Задание 2.

Найди:

  1. Сумму чисел, которые встречаются два — три раза. Запиши ее в первом квадрате;
  2. Сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши ее во втором квадрате;
  3. Разность чисел. Запиши ее в третьем квадрате.

7

   

1

   

3

   

4

 

3

   

7

     

6

 

1

   

5

   

4

   

2

 

1.

2.

3.

Большой интерес для совершения навыков устных вычислений и развития представляют собой числовые лабиринты.

     

5

     
   

8

7

     
   

9

4

4

   
 

6

7

5

3

   
 

4

8

3

7

5

 

3

9

4

9

3

8

 

5

7

9

2

4

9

3

             

Я предлагаю учащимся пройти путь от вершины к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под нею и, набрать в итоге 35.

Это задание дети выполняют методом проб. Первый путь прокладывают так: из самой верхней клетки “5” можно пройти в одну из нижних клеток “8” ил “7”. Дети выбирают самую правую.

5+7=12
12+4=16
16+3=19
19+5=24
24+8=32
32+3=35

Сумма 35 получена, один из возможных путей найден.

Активизация познавательной деятельности продолжается и на уроках русского языка. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Работа с кроссвордами возможная на всех этапах урока.

Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Так при изучении темы “ Правописание звонких и глухих согласных” детям предлагается кроссворд “Что у белочки в корзинке?” Прослушав загадку, отгадывают и записывают отгадку. При изучении темы “правописание не проверяемых безударных гласных” другой кроссворд.

Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка я часто использую дидактические игры и игровые моменты. Например:

Тема урока: “Мягкий знак в конце слова” - игра “Придумай слово”;

Тема урока: “Непроизносимые согласные”, игра “Помоги медведю” (помоги медведю подняться по лестнице на дерево. Это сделать не так просто. Нужно на каждую ветку повесить слово с непроизносимой согласной. Ответ: сердце, местность, вестник, солнце, праздник).

Тема урока: “Безударная гласная, проверяемая ударением” - игра “Чудесная яблоня” (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово).

Тема урока: “Склонение имен существительных”, игра “Забрось мяч” (на доске три баскетбольные корзины с надписью склонения, дети берут мячи и прикрепляют его к той корзине, которая соответствует склонению, написанному на мяче слова).

При изучении новой темы использую игровые моменты такие, как заучивание стихов.

Тема урока: “Алфавит”. На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение “Песенка — азбука”:

Тридцать три родных сестрицы,
Писанных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е. Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Б. Заходер.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека, его здоровью. Вот почему сегодня возраст играет роль гигиенического воспитания учащихся, призванного воздействовать не только на их санитарную, но и общую культуру. Успех этой работы зависит от многого.

На уроках “Окружающего мира” я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся. Для уроков подбираю интересные сведения из различных источников.

При изучении темы “Мы и наше здоровье” обращаю внимание на значение физических упражнений для развития силы мышц. Рассказ можно проиллюстрировать интересными сведениями о недюжинной силе, выносливости русских богатырей. Так, например, знаменитый волжский бурлак Никитушка Ломов вбивал сваи чугунной бабкой, которая была лишь под силу восьми рабочим. “Русским Геркулесом” на флоте был прозван капитан Д.А. Лукин. Очевидцы описывали его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, пальцем вдавливал гвозди в стену. А в Парижском музее храниться рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным.

На уроках “Окружающий мир” я также использую кроссворды, загадки, пословицы, поговорки. Так при изучении темы” “организм человека” детям был предложен кроссворд, разгадав который, они определяли тему урока.

Тема урока: “ Опора тела и движение”, на доске новый кроссворд, разгадав который, дети находят ключевое слово “скелет”. Затем дается задание найти в учебнике ответ на вопрос: “Какое значение имеет скелет?”

Изучая тему “Мы и наше здоровье” я предложила детям подумать над смыслом пословиц, поговорок, касающихся здоровья человека: “Здоровые зубы здоровью любы”, “Здоровье дороже золота”, “Выпьешь много вина — так убавиться ума”, “Пить да курить — здоровью вредить”.

Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.