Цель урока:
Формировать представление о том, как зимуют звери и птицы. Показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой.
Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, правильно собирать нужный материал по теме.
Воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах и живущих рядом с нами.
Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, товарищества.
Оборудование: диапроектор, слайды (звери и птицы), магнитная доска, магнитные картинки с изображением зимующих птиц, таблица “Зимующие птицы”, картинка с изображением кормушки, конструктор “Лего”.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы будем отгадывать загадки, работать с конструктором.
III. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК, С ПОКАЗОМ СЛАЙДОВ
Учитель: Я буду загадывать вам загадки, а вы – отгадывать. (Ответ детей сопровождается показом слайдов)
1.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
/Белка/
2.
Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
/Заяц/
3.
Посмотрите-ка, какая,
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.
/Лиса/
4.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет.
/Волк/
5.
Я по дереву стучу,
Червяков добывать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой.
/Дятел/
6.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
/Снегирь/
7.
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
/Воробей/
Учитель: Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Мы узнаем, как звери и птицы зимуют, готовятся к зиме и переносят морозы.
Учитель:
– Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший и пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
– Однако для животных наступила суровая пора.
IV. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
1. На партах разложены карточки с текстом “Зима в лесу”.
Зима в лесу.
Наступили холода. Животные приготовились к встрече зимы.
Белочка утеплила свое гнездо сухим мхом. Запаслась орехами, насушила грибов.
Зайчик поменял свою шубку. Он стал белым, чтобы хищники не заметили его в зимнем лесу.
Лиса ищет свою добычу. Любит полакомиться мышами.
Волк по лесу бродит голодный в поисках пищи.
Медведь забрался в берлогу и спать всю зиму.
Изредка в лесу можно услышать щебет птиц.
До весны в лесу наступило затишье.
Учитель:
– Прочитайте текст про себя. Встретились ли вам непонятные слова?
2. Чтение вслух
Учитель:
– А теперь прочитаем текст вслух (дети читают по абзацам);
– О ком прочитали текст? (о белке, волке, зайце, лисе, медведе, птицах);
– Как же белочка приготовилась к зиме? (утеплила гнездо, насушила грибов, заготовила орехов);
– Что вы еще можете дополнить о белке? (она поменяла шубку рыженькую на серебристо-серенькую, чтобы была не так заметна на снегу, чтобы хищники не съели ее);
– А как приходится зимой зайчику? (он тоже сменил свою шубку серенькую на беленькую; он маскируется, чтобы хищники его не видели);
– А какие враги у зайца?
– Чем питается зимой заяц? (ветками и корой деревьев);
– А какое самое любимое лакомство у лисы? (Мыши);
– Где же она их ищет? (она ищет их под снегом);
– Что прочитали о волке?
– Какие звери зимой впадают в спячку? (медведи, барсуки, ежи);
– Почему одни звери зимой спят, а другие нет? (зимой медведю нет пищи: ни ягод, ни растений. Он хорошо кушает летом и осенью, набирает жир. Зимой его этот жир согревает. А другие звери могут находить себе корм.);
– Почему в тексте сказано, что в природе наступило затишье? (потому что все насекомые уснули, птицы улетели в теплые края, на деревьях нет листьев, тихо в лесу).
V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Учитель:
– Труднее всего приходится птицам. Многие птицы еще осенью улетели в теплые края.
– Почему же они покинули свои гнезда? (им холодно и голодно)
– Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень теплое платье, а птичья кровь так горяча, что им мороз на страшен.
– Причина в другом – голод. Зимой исчезают насекомые и птицам все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.
– К нам на урок прилетела птичка (на магнитной доске размещена картинка с изображением кормушки). Но почему она так встревожена? Чем взволнована? О чем она нас просит? (она просит нас помочь птицам покормить их, чтобы они не умерли с голода)
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
– Слетайтесь птички к нашей кормушке (ученики читают стихотворения, после чего размещают магнитные картинки зимующих птиц у изображения кормушки).
Первый ученик:
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
Второй ученик:
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Третий ученик:
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
Четвёртый ученик:
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда-то
Ярко-красные щуры.
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель:
– А сейчас мы с вами поиграем. Для этой игры необходимо сформировать три команды и выбрать их капитанов.
Задание первой команде:
а) На большом листе ватмана
создайте картину зимнего леса.
б) Кого можно увидеть в зимнем лесу?
в) На уроках труда и рисования вы делали
заготовки. Сейчас необходимо их вырезать и
наклеить. Распределите работу так, чтобы все были
заняты делом.
Задание второй команде: Ваша команда разгадывает кроссворд. Если вы правильно впишите название птиц, то получите главное слово. После того как отгадано название птицы, необходимо найти картинку с её изображением. Затем представитель команды выходит к доске и размещает картинку у изображения кормушки.
Снегирь.
Снегирь питается семенами растений, ягодами и почками деревьев.
Крылья и хвост окрашены в черный цвет. На голове черная шапочка. Грудка розово-красная.
Синица.
У синички оперение очень нарядное. Голова блестяще-черная с большими белыми пятнами на щеках. Брюшко ярко-желтое.
Питается насекомыми. В зимнее время можно подкармливать семечками, хлебом, кусочками несоленого сала.
Задание третьей команде: А вот третья команда из конструктора “ЛЕГО” будет делать макет кормушки и птичек. У вас на парте лежат карточки с текстом. Прочитайте, будьте готовы рассказать нам, что вы узнали интересного.
Задание всему классу: Ребята, после завершения работы необходимо защитить её, то есть рассказать, что вы делали и для чего.
VII. ЗАЩИТА РАБОТ
Первая команда: – Представить плакат “Кого же встречаем в зимнем лесу”.
Вторая команда: Какое же главное слово в кроссворде получили? (БЕРЕГИ)
Третья команда: – Работа с конструктором “ЛЕГО”. Рассказ о том, чем питаются птицы, которых дети смастерили из конструктора.
Учитель:
– Да ребята! Нужно беречь природу и быть её другом! Друг не разрушает птичьи гнезда, не ломает ветки, не портит деревья в лесу. Зимой, такой человек старается помочь птицам, которые остались зимовать в наших краях. Для этого он делает кормушки и кладет туда корм.
– Подкармливайте птиц, за эту доброту они порадуют вас весной щебетанием и ликующей песней.
– Сделайте с родителями кормушки, развесьте их на балконе, в парке.
VIII. ВЫСТАВКА КНИГ
Учитель:
– Ребята давайте посмотрим выставку книг. После урока вы можете их посмотреть и почитать. Книги помогут вам подробнее узнать о жизни птиц и зверей.
– Урок окончен. Вы хорошо потрудились. Молодцы!